Брак
Общественный институт, посредством к-рого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству. Отсюда связь Б. С семьей (см. Семья), объединяющей родителей и детей. Возникая на определенном этапе истории человечества, Б. Претерпевает ряд изменений на основе развития производства и общества, а также в связи с развитием надстроечных форм - нравственности, права, религии.В начальный период истории, в эпоху первобытного стада, Б. Отсутствовал. Господствовали отношения т. Н. Промискуитета, при к-рых каждая женщина данного стада принадлежала всем мужчинам, а каждый мужчина - всем женщинам. На грани раннего и позднего палеолита, с развитием первой прочной формы социальной организации - материнского рода, возникают первые попытки упорядочить отношения между полами.
Появляются экзогамия и групповой брак, при к-ром все мужчины одной группы имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другой группы. Более сложная форма группового Б. - система брачных классов - еще в 19 в. Сохранялась у коренного населения Австралии. Эпизодич. Сожительство отдельными парами, имевшее место в рамках группового Б., с развитием материнско-родового строя привело к возникновению парного Б., объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение). Позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только к роду матери. Б. Был очень непрочным и легко расторжимым.
Наряду с ним широко сохранялись пережитки группового Б. (сорорат, полиандрия). Особенностью как группового, так и парного Б. Было равноправие супругов. В развитом неолите и особенно с началом эпохи производства металлов возросшие производит. Силы подняли хозяйственную роль мужчины и создали известные возможности для самостоят. Экономич. Деятельности внутриродовых семейных коллективов. Произошел переход от материнского к отцовскому родовому строю, возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономич. Ячейкой общества. Жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми подпала под его власть.
Получили широкое распространение покупка и умыкание невест, левират, обменный и ортокузенный брак. Б. Покупкой вместе с возникающим в эту эпоху патриархальным рабством утвердил многоженство, к-рое, однако, будучи доступным лишь богатым людям, осталось сравнительно малораспространенной, побочной формой Б. Свое дальнейшее законченное выражение моногамный Б. Нашел в индивидуальной семье, к-рая, возникнув в процессе распада первобытнообщинного строя и воплотив в себе начала развившейся частной собственности, дала неограниченный простор закрепощению женщины собственником-мужчиной.В антагонистич. Классовых формациях моногамный Б., оставаясь имуществ. Сделкой, отдающей женщину под власть ее мужа, приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт.
Так, в рабовладельч. Об-ве Б. Признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как простое сожительство. В раннем европ. Средневековье был установлен обязат. Для всех церковный Б. Однако крепостные могли вступать в него лишь с согласия феодала и практически по его выбору. В капиталистич. Об-ве, в его бурж. Среде, Б., как правило, строится на материальном расчете, среди трудящихся Б. Основан на личных склонностях и трудом содружестве, хотя безработица и нищета зачастую препятствуют сложению в их среде нормальной семьи.В социалистич. Об-ве экономич. И политич. Равноправие женщин создало условия для фактич. Равноправия брачущихся, закрепленного брачно-семейным законодательством СССР и др.
Социалистич. Стран. Социалистич. Общество борется с остатками бурж. Морали, а также с отд. Пережитками патриарх.-родового быта. Многоженством, покупным браком (калым), умыканием невест и т. Д. Впервые в истории Б. Становится здесь подлинным единобрачием, на основе к-рого строится здоровая, прочная семья.Вопрос о происхождении и развитии Б. Имеет большое идейное значение. Реакц. Бурж. Социология, отстаивая изначальное существование частной собственности, не оставляет попыток доказать извечность моногамного Б. И патриархальной или даже индивидуальной семьи. Несостоятельность этих взглядов была раскрыта уже Л. Г. Морганом и в особенности Ф. Энгельсом, к-рый, опираясь на "Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество"" К. Маркса и общую концепцию историч.
Материализма, показал развитие моногамии из группового и парного Б. Положения К. Маркса и Ф. Энгельса нашли дальнейшую разработку в трудах В. И. Ленина, раскрывшего классовую сущность Б. В капиталистич. Обществе и перспективы его развития при коммунизме. (Обзор историографии Б. См. В ст. Семья).Лит. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953. Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 130-38. Его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, с. 209-10. Его же, Инессе Арманд (письмо), там же, т. 35, с. 139-41. Морган Л. Г., Древнее общество, пер. С англ., 2 изд., Л., 1935. Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2, изд., М., 1957.А.
И. Першиц. Москва..
Дополнительный поиск Брак
На нашем сайте Вы найдете значение "Брак" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брак, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 4 символа