Змея
В Палестине распространены различные виды З., самая большая из к-рых достигает в дл. Более 2 м. I. Библ. Слова, обознач. З. Как общее понятие (евр. Нахаш. Греч. Офис), в переводах на рус. Язык обычно передаются словом "змея". Наряду с этим существует еще целый ряд более определ. Обозначений, к-рые, как это происходит со многими названиями животных в Библии, нельзя однозначно отождествить с определ. Видами (см., напр., Ис 59:5. Из яиц цифони выползает эфэ). Значение корней слов и контекст, в к-ром употребляются отдельные слова, позволяют сделать след. Предположения. 1) евр. Пэтэн (в Синод. Пер. - "аспид", "змея"), опасная (Пс 90:13), ядовитая З. (Втор 32:33. Иов 20:14,16. Пс 57:5. Ис 11:8). Рогатая гадюка (Cerastes cornutus), родств. Гадюке обыкнов., достигающая в дл.
60-75 см, ядовитая З. Песочной окраски с широкой сплющ. Головой, на к-рой видны два маленьких рога. Она часто встречается в песках по всей Северной Африке и Палестине. По нек-рым предположениям пэтэн - это аспид (настоящий) (см. Ниже, I,3), на что указывает Пс 57:5 и след., где пэтэн упомянут как З., к-рую использовали при заклинании. Заклинатели З. (ср. Еккл 10:11. Иер 8:17) в совр. Египте, как, вероятно, и в древности, чаще всего работают с аспидами. 2) евр. Цефа, или цифони (в Синод. Пер. - "змея", Ис 11:8. 59:5. "аспид", Ис 14:29. Притч 23:32. "василиск", Иер 8:17) - ядовитая З. (Ис 11:8). Это распростр. В Малой Азии, Сирии и Палестине вост. Гадюка (Vipera xanthina), светло-серая ядовитая З., длиной до 1 м. 3) евр. Эфэ (в Синод. Пер. - "аспид", Ис 30:6.
"ехидна", Иов 20:16. Ис 59:5), ядовитая З. (Иов 20:16) - состоящий в близком родстве с индийской коброй аспид (настоящий) (Naja haje). Это ядовитая З. Желтоватой окраски, длиной до 2,5 м. Ее изображение можно часто видеть на др.-егип. Скульптурах как лобное украшение фараонов (см. Выше, I,1). По предположениям других исследователей, эфэ - это песчаная эфа (Echis сarinatus), вид, сходный с рогатой гадюкой. 4) евр. Шефифон (Быт 49:17, в Синод. Пер. - "аспид"). Это Zamenis diadema, ядовитая змея, длиной до 1,8 м, к-рая распространена на тер. От сев. Африки до сев. Части Индии. 5) евр. Киппоз (Ис 34:15, в Синод. Пер. - "летучий змей") может обозначать зап. Удавчика (Eryx jaculus), неядовитую З. Длиной до 80 см, к-рая распространена в песчаных областях сев.
Африки и зап. Части Азии. 6) евр. Сараф ("жгучий") обозначает в Чис 21:6,8 ядовитых З., к-рых Бог послал на народ Израиля в виде наказания, и медного змея, к-рого изготовил Моисей. Согл. Втор 8:15, где сараф (в Синод. Пер. - "василиск") упомянут в одном ряду со скорпионом, под этими "жгучими" З. Могут подразумеваться ядовитые З. "жжение" от укуса ядовитой З. Могло дать обозначение змеиному яду и ядовитым З. Вообще. Места в Библии, подобные Ис 14:29. 30:6, где упоминаются летучие серафимы (мн.ч. От сараф, в Синод. Пер. - "летучий дракон", "летучая змея"), а также Ис 6:2,6, где это слово обозначает шестикрылое существо, стоящее у престола Божьего (в Синод. Пер. - "серафим"), явно говорят не об обычных З., а, возм., указывают на существа наподобие дракона или см.
Левиафана. Исаия использует здесь распростр. В народе представления, чтобы описать см. Серафимов, к-рых он видел у престола Господа в своем видении (Ис 6:2,6). 7) евр. Хомэт см. Ящерица. II. З. Нередко олицетворяет коварство и зло (Пс 139:4. Мф 3:7. 23:33), опасность (Быт 49:17), хитрость (Мф 10:16). Ядовитый укус змеи символизирует гибель (Втор 32:33. Пс 57:5. Ис 30:6. Мф 7:10. Откр 9:19), прежде всего внезапную (Иов 20:14,16. Притч 23:32. Еккл 10:8. Ис 59:5. Ам 5:19). З. Неоднокр. Упоминаются как орудия кары Господней (Чис 21:6. Втор 32:24. Иер 8:17). В образе З. К Адаму и Еве подступило искушение (Быт 3:1 и след.), но в определ. Время сатана, этот "древний змий", будет низвержен (Откр 12:9,14 и след. 20:2)..
Дополнительный поиск Змея
На нашем сайте Вы найдете значение "Змея" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Змея, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 4 символа