Сердце
I. В ВЗ и НЗ слово "С." употребляется преимущ. В переносном значении. В прямом значении С. - это жизненно важный орган (см. Втор 28:28 - "оцепенение сердца"). Стрела, вонзенная в С., приносит смерть (2Цар 18:14). Ложь, страх, непослушание, испуг или большая радость заставляют "всколебаться" С. (1Цар 24:6. 2Цар 24:10. Ис 7:2).II. Слово "С." обозначает в Библии в основном сущность человеч. Личности, СРЕДОТОЧИЕ ДУШИ И ДУХА. Так, С. Человека ощущает подавленность (Пс 33:19), печаль (Ин 16:6), смущение (Ин 14:1), скорбь (2Кор 2:4) или радость (Ин 16:22). Человеч. С. Исполнено воли и решимости действовать (Неем 4:6, букв. "доставало сердце работать"), оно "обдумывает свой путь" (Притч 16:9). Человеч. С. Открыто другим людям (2Кор 7:3). Здесь живет преданность (2Цар 15:6), но может поселиться и ненависть (Лев 19:17).
Здесь принимается решение о послушании или непослушании (Деян 7:39). В С. Живут мудрость и глупость (3Цар 3:12. Пс 13:1. Притч 22:15), желание и надежда (Пс 36:4), представления и знания (1Кор 2:9). "От избытка сердца говорят уста" (Мф 12:34). С. Имеет способность рассуждать (1Кор 7:37), умиляться (Деян 2:37). Оно может быть приравнено к совести (1Ин 3:19). Т.о., в С. Коренятся глубинные мотивы человеч. Поступков (см. Притч 15:13. Мк 2:6-8) - как злых (Деян 8:21 и след.), так и добрых (1Тим 1:5). С. Может быть не только чистым и добрым (Пс 50:12. Лк 8:15), но и злым и неверным (Лк 6:45. Евр 3:12). С. Представляет всю личность (Пс 26:8). Оно обозначает человеч. Сущность (Притч 4:23;ср. "сокровенный сердца человек" в 1Пет 3:4). Человек, делающий ч.-л.
От всего С., принимающий в к.-л. Сердечное участие, противопоставлен в Библии тому, кто творит показное благочестие (1Цар 16:7. Иер 29:13. Ос 7:14. Иоил 2:13. Мф 18:35. 2Кор 5:12). Главное дело человеч. Жизни написано "в сердцах наших" (2Кор 3:2 и след.). См. Человек.III. 1) именно С. Принимает ДУХОВНОЕ РЕШЕНИЕ об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему. Поэтому призыв любить Господа (Мк 12:30 и след. Лк 10:27) обращен в первую очередь к С. И только затем - к душе, воле и разуму. С. Может ожесточиться или окаменеть (Исх 4:21. Мк 6:52. Евр 3:8), омрачиться непониманием (Рим 1:21), на нем может лежать "покрывало" непонимания (2Кор 3:15). Библия не оставляет сомнения в том, что неверующий человек в своем С. Зол, упрям, непослушен, себялюбив (Ис 29:13.
Иер 5:23. 7:24). С. Может прельститься грехом, сатана стремится вложить в С. Человека греховные помыслы (см. Деян 5:3. 2Пет 2:14), в С. Могут поселиться идолопоклонство и ложная вера. 2) от открытости С. Во многом зависит, придет ли человек к вере, покаянию и обращению. Только Богу подвластно сотворить чистое С. (Пс 50:12). Только Ему под силу раскрыть С. Человека для пробуждения веры (Деян 16:14). И только Он дарует разумное С. (3Цар 3:9. Ср., однако, Иак 4:8). Необходимо помнить о том, что С. Побуждает нас совершить тот или иной поступок. Именно поэтому Бог стремится написать Свой Закон в наших С. (Иер 31:33. Евр 8:10) и дать нам новое С. (Иез 36:26). Все наши помыслы, воля и дела должны определяться благоговением перед Божьим именем и подчиняться Его воле (Пс 85:11).
3) это ветхозаветное обетование Бог исполняет в Своей Церкви, изливая в наши С. Свою любовь (Рим 5:5), Свой Дух (2Кор 1:22. Гал 4:6). Тогда в них вселяется Христос (Еф 3:17), озаряющий наши С. (2Кор 4:6) и соблюдающий их (Флп 4:7). Христос заботится о том, чтобы С. Укреплялись благодатью в ве-ре (1Фес 3:13. Евр 13:9. Иак 5:8). С., отданное Христу, становится сосудом, вмещающим богобоязненность, богопочитание и боговосхваление (Еф 5:19. Кол 3:16. 1Пет 3:15). Человек должен возлюбить Бога всем С., всем своим существом (Втор 6:5. 30:10. Иер 29:13. Мф 22:37) и повиноваться Ему безраздельно (Еф 6:5). Что это значит, видно из сравнения судеб Давида и Соломона (3Цар 11:4,9 и след.). С. Давида, несмотря на грехи (2Цар 11), принадлежало Господу.
Соломон же отвратил свое С. От Господа, когда жены склонили его к служению чужим богам. Идолопоклонство - это отпадение от Бога (см. Рим 1:23 и след.). 4) человеч. С. Всегда открыто пред Господом, Бог испытывает и судит его (1Фес 2:4), оно обнаруживает самые сокровенные помыслы (1Пар 29:17. Пс 7:10. 138:23). Слово Божье "судит помышления и намерения сердечные" (Евр 4:12), а на грядущем суде Господь "обнаружит" (т.е. Выявит) скрытые "сердечные намерения" (1Кор 4:5). Но Его Дух в Церкви уже и ныне может открывать сокровенные тайны С. (Деян 5:3 и след. 1Кор 14:25). IV. В ряде мест в Библии говорится не только о человеч., но и о БОЖЬЕМ СЕРДЦЕ. Господь "найдет Себе мужа или пастыря по сердцу Своему" (1Цар 13:14. Иер 3:15. Деян 13:22).
"Помышление сердца Его - в род и род" (Пс 32:11). Грехи человека вызывают скорбь в Божьем С. (Быт 6:6), но там, где приходится судить человека, Господь "не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих" (Плач 3:33). И когда суд кажется неотвратимым, С. Божье разрывается от боли за Свой неверный народ, и тогда Господь может сжалиться над ним (Иер 31:20. Ос 11:8).V. В переносном смысле слово "С." может означать также поднебесную высоту (Втор 4:11 - МТ. "до сердца небес"), недра земли (Мф 12:40) или морскую пучину (Исх 15:8. Притч 23:34. 30:19 - МТ. "в сердце моря". Иез 27:4,25-27. 28:8. Иона 2:4)..
Дополнительный поиск Сердце
На нашем сайте Вы найдете значение "Сердце" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сердце, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа