Боссюэ
(Bossuet) Жак Бенинь, еп. (1627-1704), франц. Католич. Писатель, богослов. Род. В Дижоне, где окончил коллеж, завершил богосл. Образование в Париже. Рукоположен в 1652. Сначала служил в Меце, а затем переехал в Париж. Хиротонисан во епископа г. Мо (1681). Своими блестящими, проникновенными проповедями Б. Приобрел широкую популярность. Он оказал большое влияние на церк. Жизнь Франции и на развитие ее лит-ры. Людовик XIV призвал его ко двору в качестве воспитателя наследника. Б. Был убежденным миротворцем. Полемизируя с гугенотами и янсенистами, он выступал против насильств. Действий. Сочувствуя "галликанству", сохранял верность Риму. В своих трудах Б. Опирался на святоотеч. Писания (в частн., на свт. *Иоанна Златоуста). Один из современников даже называл его "последним из отцов Церкви".
Б. Написал ряд библ. Толкований в виде гомилий. На Откр (1689), на Пс и Песн (1690), на Притч, Еккл, Прем и Сир (1693) и на пророчества Исайи о Христе (1704). Как отмечал *Вигуру, комментарии Б. "кратки, ясны, основательны и достойны этого великого человека". Однако самостоят. Вклада в экзегетику Б. Не внес. Мало того, первые опыты *историко-лит. Критики Библии, предпринятые ораторианцем *Симоном Р., вызвали со стороны Б. Решительное противодействие. Наибольшее значение имели его историософские взгляды. В книгах "Рассуждение о всемирной истории" ("Discours sur lhistoire universelle", P., 1681. Рус.пер. "Всеобщая история", М., 1774) и "Политика, извлеченная из Писания" ("Politique, tiree de lЕcriture Sainte", P., 1709) Б. Выразил идеи, близкие к учению библ.
Пророков. Он рассматривал историч. События с т. Зр. Промыслительных деяний Божьих. "То, что мы в нашем неведении, - писал Б., - считаем случаем, вытекает из верховного плана, в котором определены и причины и последствия". Б. Обозревает прошлое, начиная с миротворения, и прослеживает путь, к-рым Промысл вел человечество к Иисусу Христу и Его Церкви. Церковь как орудие Божье - носительница неизменных основ. Она "вмещает в себя весь авторитет прошедших веков и древнейшие предания человеческого рода от самого его начала". Из этого явствует, что идея развития догматов, выдвинутая позднее *Ньюманом, была Б. Чужда. Oeuvres compl-tes. V.1-31, P., 1862-66. В рус. Пер. Надгробные слова Боссюэта, еп. Мосского, СПб., 1822. Размышления на Евангелие, Пг., 1916 (пер.
С неопубл. Автографа, привезенного в Россию во время Франц. Революции). Д е н и с ю к Н., Жак Бенин Б., "Отдых христианина", 1916, N 5/6, 7/8 (наиб. Полная работа на рус. Яз.). Л а н с о н Г., Б. И Бурдалу, в его кн. История франц. Лит-ры, пер. С франц., М., 1896, т. 1, гл. 6. Л е б е д е в М., Боссюэт, еп. Моский, и значение его для Католич. Церкви во Франции, ТКДА, 1868, №1, 4. Л о п у х и н А.П., Промысл Божий в истории человечества. Опыт филос.-историч. Обоснования воззрений блж. Августина и Боссюэта, СПб., 18982. НЭС, т. 7. П а н о в И., Боссюэт и его проповеди, СПб., 1888. ПБЭ, т. 2, с.997-1004. L a n s о n G., Bossuet, P., 1891. L e B r u n J., La Spiritualit №de Bossuet, P., 1972..
Дополнительный поиск Боссюэ
На нашем сайте Вы найдете значение "Боссюэ" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Боссюэ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 6 символа