Бонхёффер

172

(Bonhoeffer) Дитрих (1906-45), нем. Лютеранский богослов. Род. В Бреслау в семье профессора психиатрии. Несмотря на религ. Индифферентизм семьи, рано решил стать пастором. Изучал богословие в ун-тах Тюбингена и Берлина. Испытал влияние идей *Барта. Получив ученую степень, преподавал в Нью-Йоркской ДС (1930-31), после чего был пастором в учебных заведениях Берлина и Лондона. Занимался экуменич. Деятельностью. Когда к власти пришел Гитлер, Б., человек глубокой веры, сильной воли, проникнутый живым нравств. Чувством, не смог оставаться в бездействии и присоединился к антинацистской "Исповеднической церкви" (в к-рую входили *Борнкамм, *Рад и др. Богословы). Он создавал христ. Группы, к-рые практиковали новые формы духовного общения, выступал с проповедями и докладами.

Вскоре власти лишили его ученых степеней, запретили проповедовать, печататься и, наконец, выслали из Берлина. Несмотря на приглашение американских друзей, Б. Остался в Германии, принял активное участие в антинацист. Подполье. В 1943 был арестован вместе с членами заговора Канариса и за месяц до конца войны повешен. В 1933 в Мюнхене вышла его книга "Творение и Грехопадение" ("Schopfung und Fall"), впоследствии переизданная и переведенная на англ. Яз. ("Creation and Fall", L., 1959), в к-рой Б. Раскрывал смысловую структуру первых трех глав Кн.Бытия. Это была единств. Его работа по Свящ. Писанию, изданная при жизни, если не считать проповедей на Ев. От Матфея, вошедших в книгу "Следование за Христом" ("Nachfolge", Munch., 1937).

Одним из важнейших произведений протестантской мысли 20 в. Стали посмертно опубликованные письма Б. Из тюрьмы. В них отразился опыт богослова, оказавшегося среди людей, многие из к-рых не разделяли его веры. Сближение с ними привело Б. К выводу, что христиане утратили язык, понятный совр. Миру. По убеждению Б., *Бультман, предложивший в 1941 *демифологизацию НЗ, "пошел недостаточно далеко", ибо вся традиционная церковность (в данном случае протестантская) или, по выражению Б., "религиозность", перестала удовлетворять "повзрослевший" мир, готовый обойтись без религии. Б. Поставил вопрос. Как в таких условиях возвещать о Христе. Ответ, как ему казалось, он нашел в Библии, к-рая открывает Бога в конкретной жизненной реальности.

Б. Считал, что жизненная реальность далека от метафизики и не ограничивается личной религиозностью. "Нужно найти Бога в сердце нашей жизни, - писал Б., - в жизни, а не только в смерти, в силе и радости, а не только в страданиях, в наших делах, а не только в грехе". *Нарративные части ВЗ, к-рые изображают человека во всей противоречивости его взлетов, падений и страстей, указывают на посюстороннюю жизнь как арену Божьих деяний. Бог не действует в какой-то автономной сфере. Поэтому нельзя ограничить христ. *сотериологию рамками "религии". Подтверждение этому тезису Б. Искал у ап. Павла. "Я думаю, - писал он, - что вопрос Павла, является ли обрезание необходимым для оправдания, стал сегодня вопросом о необходимости религии для спасения.

Свобода от обрезания и есть свобода от религии". В письмах Б. Наметил лишь контуры этого "безрелигиозного христианства", не успев развить своих мыслей до конца. Во всяком случае, он искренне верил, что свидетельство о Христе должно проявляться в следовании по Его крестному пути, во включении христ. Идеалов в самую гущу "мирской" деятельности. При этом, говорил Б., "мы всегда должны жить в близости к Богу, потому что в этом новизна жизни. Тогда не будет ничего невозможного, ибо с Богом все возможно. Никакая земная сила не может коснуться нас без Его воли, и опасность лишь приближает нас к Нему. Мы не можем просить ничего для себя, но мы можем молиться за всех. Наша радость скрыта в страдании, наша жизнь - в смерти.

Но всегда нас поддерживает чудесное братство. Все это благословил Бог во Иисусе, и это твердая основа, на которой мы стоим". Идеи Б. Оказали большое влияние на многих богословов, преимущ. Протестантских (*Тиллих, *Эбелинг, *Робинсон Джон и др.). Однако было отмечено, что он скорее поставил вопросы о реинтерпретации Библии и христианства, чем разрешил их. Его мысль о "безрелигиозном христианстве", вопреки его намерению, была чревата отказом от важнейших догматов, учений и *символов Церкви, растворением христ. Самосознания в общем потоке жизни и мысли. Б. Прошел мимо сложной диалектики "мирского" и "священного", к-рая свойственна Писанию. Спорной является и его концепция о "повзрослевшем" мире. По иронии судьбы она была предложена им в годы господства тирании, нравств.

Одичания, политич. Идолопоклонства и безумия. Gesammelte Schriften, Bd.1-4, Munch., 1958-61. Auf dem Wege zur Freiheit, B., 19606 (англ. Пер. The Way to Freedom, N.Y., 1966). В рус. Пер. Сопротивление и покорность. Письма из тюремной камеры, ВФ, 1989, №10/11. Б а р а б а н о в Е.В., О письмах из тюрьмы Дитриха Б., ВФ, 1989, №10/11. Д о б р е н ь к о в В.И., Совр. Протестантский теологич. Модернизм в США, М., 1980. Л ё в Ж., Дитрих Б. Молиться среди людей, в его кн. Великие учители молитвы, Брюссель, 1986. Л и л и е н ф е л ь д Ф. Фон, Образцы евангелич. Благочестия в ХХ в., БТ, сб. 10, 1973. *B r o w n R., After Bultmann, What?, СBQ, 1969, №26. G o d s e y J.D., The Theology of Dietrich Bonhoeffer, Phil., 1960. M a r l №R., Dietrich Bonhoeffer, P., 1967.

ODCC, p.186. P e r r i n N., What is Redaction Criticism. Phil., 1982. RGG, Bd.7, S.29..

Значения в других словарях
Бомберг

(Bomberg) Даниэль (между 1470-1480-1549), голл.-итал. Католич. Издатель. Род. В Антверпене, где овладел типографским мастерством. В 1515 переселился в Венецию и посвятил себя изданию книг на евр. Яз. Взяв за основу ряд древних *рукописей, привезенных гл. Обр. Из Испании, опубликовал *масоретский текст ВЗ вместе с *таргумами и др. Раввинистич. Комментариями. Труд вышел в 1516-17 и получил назв. "Раввинская Библия" (2-е изд. Этой Библии вышло в 1524-25). Б. Также издавал тексты *Талмуда. Публикаци..

Бонфрер

(Bonfr-re) Жак, иером. (1573-1642) франц. Католич. Экзегет. Род. В Динане (ныне территория Бельгии). В 1592 вступил в Общество Иисусово. В течение ряда лет преподавал в богосл. Училище. В своем комментарии на Пятикнижие (1625) Б. Пытался объяснить те места, к-рые вызывают сомнение относительно их принадлежности Моисею (перечень царей Едома. Быт 36. Описание смерти пророка. Втор 34). Возражая толкователям, к-рые считали, что в данном случае Моисей предвидел будущее, Б. Писал. "не следует приписыв..

Борнкамм

(Bornkamm) Гюнтер (1905-90), нем. Протестантский богослов и экзегет. Ученик Бультмана. Род. В Гёрлице. Учился в Марбурге и Гейдельберге. В годы третьего рейха был одним из идеологов "Исповеднической церкви", к-рая занимала активную антинацистскую позицию. В 1946 был э.-орд. Проф. В Геттингене. С 1949 состоял орд. Проф. По кафедре новозав. Экзегетики в Гейдельбергском ун-те. Во время войны был пастором в Мюнстере и Дортмунде. В процессе своих исследований Б. Стал постепенно отходить от позиций бу..

Боссюэ

(Bossuet) Жак Бенинь, еп. (1627-1704), франц. Католич. Писатель, богослов. Род. В Дижоне, где окончил коллеж, завершил богосл. Образование в Париже. Рукоположен в 1652. Сначала служил в Меце, а затем переехал в Париж. Хиротонисан во епископа г. Мо (1681). Своими блестящими, проникновенными проповедями Б. Приобрел широкую популярность. Он оказал большое влияние на церк. Жизнь Франции и на развитие ее лит-ры. Людовик XIV призвал его ко двору в качестве воспитателя наследника. Б. Был убежденным мир..

Дополнительный поиск Бонхёффер Бонхёффер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бонхёффер" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бонхёффер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 9 символа