Второго Храма Период

166

В библейской науке - эпоха свящ. Истории от построения Второго Храма в Иерусалиме (515 до н.э.) до разрушения его римлянами (70 н.э.). Этот отрезок времени имеет специфич. Черты, отличающие его от *допленного периода. В. Х. П. Начинается с господства над Палестиной иран. Династии Ахеменидов (до 332 до н.э.). В эти годы иудейские владения ограничены маленькой областью Егуд (Иерусалим и его окрестности), к-рая после устранения Зоровавеля подчинилась персидскому сатрапу Заречной области. После прихода в Сирию Ал. Македонского (332) страна включается в его империю, а с 323 примерно по 200 до н.э. Подчиняется греко-егип. Династии Птолемеев. Ок. 200 греко-сирийский царь Антиох III из династии Селевкидов устанавливает свое господство над Иудеей.

В 160-х гонения Антиоха IV Епифана вызывают Маккавейское восстание, к-рое завершается в 152 основанием династии Хасмонеев. В 140-х Иудея добивается полной политич. Независимости. Правление Хасмонеев кончается в 63 до н.э., когда Помпей присоединяет Иудею к Римской империи. В 37-4 до н.э. (при Ироде Великом) страна на время обретает статус полунезависимого царства. В нач. 1 в. Н.э. Она частично управляется тетрархами (потомками Ирода), а частично римскими прокураторами. Последними царями были Ирод Агриппа I (41-44) и Ирод Агриппа II (ок. 53-66). В 66 вспыхнуло восстание против Рима, к-рое кончилось в 70 разгромом Иерусалима и разрушением Второго Храма. В.Х.п. Характеризуется превращением ветхозав. Церкви в сплоченную Общину, подчиненную духовенству и коллегиям книжников.

Со времен Ездры и Неемии весь ее церковно-гражданский строй и быт регулируется уставами Закона и правилами раввинской *галахи. Иранское правительство, Птолемеи и Антиох III не затрагивали внутрицерк. Жизни Общины, но Антиох IV (175-164) пытался насильственно искоренить веру Израиля. Эта попытка привела к вооруженному сопротивлению и изгнанию Селевкидов из страны. В тот период разрастается население *диаспоры, к-рое сохраняет на чужбине законы отеческой религии и связь с Иерусалимом. Одно время высоким авторитетом пользуются *Мужи великого собора (преимущ. Книжники). Затем церк. Власть переходит к синедрионам (центральный возглавляется первосвященником). Синедрионом учителей руководил их "князь", или наси. Городские синедрионы играли роль муниципально-церк.

Органов власти. В богослужении все большее значение приобретают *синагоги, где наряду с молитвами звучит Слово Божье и проповедь наставников. В эпоху Второго Храма д у х о в н а я ж и з н ь Общины приобретает напряженный и интенсивный характер, насыщенный эсхатологич. Чаяниями. Многобожие уже перестает быть соблазном, как в допленный период (партия эллинофилов, о к-рой говорится в 1-2 Макк, увлекалась лишь культурно-бытовыми новшествами, шедшими с Запада). В то же время единство Церкви ВЗ нарушается возникновением *течений и сект. В нач. 2 в. До н.э. Появляется группа *хасидов (от евр. Хасид(м - благочестивые), к-рая противопоставила эллинофилам верность Закону. Из нее в сер. 2 в. До н.э. Вышли "товарищества" *фарисеев (от евр.

Перуш(м - отделившиеся), ревнителей отеческих преданий, и орден *ессеев, члены к-рого стали вести полумонашеский образ жизни в пустыне на берегах Мертвого моря (см. Ст. Кумранские тексты). И фарисеи, и ессеи были противниками Хасмонейской династии (поскольку она не принадлежала к роду Давида) и по этой причине подвергались гонениям. Сторонниками Хасмонеев остались *саддукеи (от евр. Ц(дек - праведность), в основном выходцы из аристократич. Семей и высших кругов духовенства. Саддукеи признавали священным только Пятикнижие, отрицательно относясь к новым религ. Идеям (в частн., к вере в воскресение). Народная жизнь в эту эпоху протекала под сильным влиянием мудрецов (хак(мов), учителей и книжников, к-рые стремились восстановить веру отцов и освятить религ.

Обрядами все стороны жизни. Среди книжников существовало два направления. Одни были настроены откровенно сепаратистски и стремились к полному обособлению иудеев от язычников. Другие, напротив, желали проповедовать Единого Бога иноверцам, в результате чего возникло движение *прозелитов (лиц, обращенных в иудейство). Наиболее ярко эта тенденция проявилась в кругах александрийских евреев (см. Ст. Филон Александрийский) В. Х.п. Был временем небывалого развития м е с с и а н с к и х ч а я н и й, однако единого учения о Мессии не существовало (см. Ст. Мессианизм) Представление о нем колебалось от веры в небесное сверхъестеств. Существо до надежды на политич. Вождя, к-рый свергнет иго язычников. Во взаимовлиянии с *апокалиптической лит-рой стали развиваться *ангелология и демонология.

В. Х. П. Характеризуется исключительным развитием б и б л е й с к о й и д р. Р е л и г и о з н о й п и с ь м е н н о с т и. В это время писали пророки Аггей, Захария, Малахия. Были созданы книги. 1-2 Пар, 1-3 Езд, Неем., Есф, Еккл, Сир, Прем, 1-3 Макк. По мнению совр. Библеистов, книги Дан, Руф, Тов, Иов, Иудиф, Ион также относятся к В. Х. П. В эту же эпоху, как полагают, приняли окончат. Форму Песнь Песней и Притчи Соломоновы. Почти все апокрифы ВЗ созданы на протяжении последних двух веков до н.э. И в начале 1 в. Н.э. У библеистов В. Х. П. Не получил однозначной оценки. Одни рассматривают его как время религ. И лит. Упадка (законнич. Формализм, апокалиптич. Фантазии). Другие считают, что именно в это время была подготовлена почва для евангельской проповеди (ревность о вере, сотериологич.

И мессианские чаяния). Хотя духовная атмосфера В. Х. П. Была лишена силы и цельности времен Исайи, тем не менее нельзя отрицать, что ее характеризует высокий религ. Подъем. А н а н ь и н с к и й Н., Состояние просвещения у палест. Иудеев в последние три века пред Рождеством Христовым, ТКДА, 1865, т.2. Свящ. А р с е н ь е в И., Саддукеи, ЧОЛДП, 1911, №1-3. А р ф а к с а д о в Ф., Иерусалимский синедрион. Историко-археологич. Исследования, Каз., 1903. Свящ.Б о г о л ю б о в Н.М., К вопросу о происхождении христианства, "Христианская мысль", 1916, №1-4. [Б у л а т о в С.А.], Состояние иудейских ремесленников во времена земной жизни Иисуса Христа, ТКДА, 1883, №8-9. В е й н б е р г И.П., Рабы и другие категории зависимых людей в палест.

Гражданско-храмовой общине VI-IV вв. До н. Э., ПСб., вып. 25 (88), 1974. В и л ь с к е р Л.Х., Самаритянский язык, М., 1974. В и н н и к о в И.Н., Самаритянское Пятикнижие и устная палест. Традиция, ПСб., вып. 15 (78), 1966. В и п п е р Ю.Ф., Иерусалим и его окрестности времен Иисуса Христа. Историко-географич. Описание, М., 18862. В о л ь А.Л., Побиблейская история евреев от Вавилонского пленения до времен Магомета (586 г. До Р. Х. - 640 г. По Р. Х.), Вильна, 1882. Г е н к е л ь Г., О влиянии маздеизма на развитие иудаизма, "Книжки Восхода", 1900, №7-8. Г е с с е н Ю.И., Иуда Маккавей. Историч. Очерк, СПб., 1901. Г о л л ь м а н н Г.В., Религия иудеев в эпоху Иисуса, пер. С нем., М., 1908. Г о л ь ц м а н О., Падение Иудейского государства, пер.

С нем., М., 1899. Г р и г о р о в и ч В., О воспитании евр. Юношества в ВЗ, СПб., 1904. Д м и т р и е в с к и й А.А., Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехрист. Храму и его богослужебным формам. По поводу кн. [Никитин А.А. Синагоги иудейские как места обществ. Богослужения, К., 1891], ПС, 1893, №4,5. Прот.* Д ь я ч е н к о Г.М., Приготовление евр. Народа к принятию христианства, ПО, 1884, №5/6. *И в а н и ц к и й В.Ф., Иудейско-арамейские папирусы с о. Элефантины и их значение для науки ВЗ, ТКДА, 1914, №11-12. К а м е н е в В.Ш., Евр. Общество в эпоху Иисуса Христа, "Странник", 1910, №3. К н о п ф Р.П., Происхождение и развитие христ. Верований в загробную жизнь, пер. С нем., СПб., 1908. *К о р с у н с к и й И.Н., Иудейское толкование ВЗ, М., 1882.

Е г о ж е, Перевод LXX. Его значение в истории греч. Яз. И словесности, Серг. Пос., 1897. Н и к и т и н А.А., Синагоги иудейские как места обществ. Богослужения, К., 1891. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Иудея в I в. Н. Э., "Науч. Слово", 1903, кн. 6. П и г у л е в с к а я Н.В., Из истории социальных и религ. Движений в Палестине в рим. Эпоху, в ее кн. Ближний Восток, Византия, славяне, Л., 1976. *П о с н о в М.Э., Иудейство (К характеристике внутр. Жизни евр. Народа в послепленное время) К., 1906. П я т н и ц к и й И., Состояние богослужения в роде человеческом перед пришествием Иисуса Христа (У язычников. У иудеев), ДЧ, 1879, №7/8. Р а и н А.П., Ироды, их династия, главные представители ее и их историч. Судьба, "Странник", 1900, №1-3, 5-7, 9-12.

Религ. Секты евреев от падения Иерусалима до наших времен и описание их религ. Обрядов, по Иосту, пер. С нем., М., 1864. *Р е н а н Э., Разорение Иерусалима, пер. С франц., М., 1886. С в е т л о в Э. [прот. Мень А.], На пороге НЗ, Брюссель, 1983 (В поисках Пути, Истины и Жизни, т. 6). С к а р д а н и ц к и й Г., Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религ. Жизни иудейства пред явлением Христа, К., 1905. Х а ш к е с М.Я. (псевд. Мибихов М.Я.), История евр. Народа. От Вавилонского пленения до первой эпохи танаев, СПб., 1901. Ш т э р к В., Иудейство и эллинизм, в кн. Христианство в освещении протестантских теологов, сб. Ст., пер. С нем., СПб., 1914. [Ъ], О суевериях евреев в связи с наукой предсказаний у халдеев, ЧОЛДП, 1880, №1. См.

Также ст. Об указ. В тексте библ. Книгах и ст. Апокрифы. Апокалиптич. Лит-ра. Канон Свящ. Писания. Библиогр. На иностр. Яз. См. S c h ( r e r E., The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, v.1-2, Edin., 1973-79..

Значения в других словарях
Времяисчисление Библейское

См.Календари библейской эпохи.. ..

Вселенские Соборы И Священное Писание

В эпоху В.c. *канон Свящ. Писания был в целом уже установлен, хотя ряд писателей и свв. Отцов продолжали относить к каноническим книги, к-рые гораздо позднее были исключены из канона (Дидахе, 1-2 Посл. Св. Климента Римского к Коринфянам, "Пастырь" Герма и др.). На В. С. Вопрос о каноне не ставился, поскольку интересы свв. Отцов были сосредоточены вокруг проблем *христологии (а на VII В. С. - вокруг вопроса об иконопочитании). Тем не менее для свв. Отцов В. С. Слово Писания было неоспоримым свиде..

Второзакония Книга

См. Пятикнижие.. ..

Второзаконническая История

См. Исторические книги Ветхого Завета.. ..

Дополнительный поиск Второго Храма Период Второго Храма Период

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Второго Храма Период" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Второго Храма Период, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 20 символа