Второго Храма Период
В библейской науке - эпоха свящ. Истории от построения Второго Храма в Иерусалиме (515 до н.э.) до разрушения его римлянами (70 н.э.). Этот отрезок времени имеет специфич. Черты, отличающие его от *допленного периода. В. Х. П. Начинается с господства над Палестиной иран. Династии Ахеменидов (до 332 до н.э.). В эти годы иудейские владения ограничены маленькой областью Егуд (Иерусалим и его окрестности), к-рая после устранения Зоровавеля подчинилась персидскому сатрапу Заречной области. После прихода в Сирию Ал. Македонского (332) страна включается в его империю, а с 323 примерно по 200 до н.э. Подчиняется греко-егип. Династии Птолемеев. Ок. 200 греко-сирийский царь Антиох III из династии Селевкидов устанавливает свое господство над Иудеей.
В 160-х гонения Антиоха IV Епифана вызывают Маккавейское восстание, к-рое завершается в 152 основанием династии Хасмонеев. В 140-х Иудея добивается полной политич. Независимости. Правление Хасмонеев кончается в 63 до н.э., когда Помпей присоединяет Иудею к Римской империи. В 37-4 до н.э. (при Ироде Великом) страна на время обретает статус полунезависимого царства. В нач. 1 в. Н.э. Она частично управляется тетрархами (потомками Ирода), а частично римскими прокураторами. Последними царями были Ирод Агриппа I (41-44) и Ирод Агриппа II (ок. 53-66). В 66 вспыхнуло восстание против Рима, к-рое кончилось в 70 разгромом Иерусалима и разрушением Второго Храма. В.Х.п. Характеризуется превращением ветхозав. Церкви в сплоченную Общину, подчиненную духовенству и коллегиям книжников.
Со времен Ездры и Неемии весь ее церковно-гражданский строй и быт регулируется уставами Закона и правилами раввинской *галахи. Иранское правительство, Птолемеи и Антиох III не затрагивали внутрицерк. Жизни Общины, но Антиох IV (175-164) пытался насильственно искоренить веру Израиля. Эта попытка привела к вооруженному сопротивлению и изгнанию Селевкидов из страны. В тот период разрастается население *диаспоры, к-рое сохраняет на чужбине законы отеческой религии и связь с Иерусалимом. Одно время высоким авторитетом пользуются *Мужи великого собора (преимущ. Книжники). Затем церк. Власть переходит к синедрионам (центральный возглавляется первосвященником). Синедрионом учителей руководил их "князь", или наси. Городские синедрионы играли роль муниципально-церк.
Органов власти. В богослужении все большее значение приобретают *синагоги, где наряду с молитвами звучит Слово Божье и проповедь наставников. В эпоху Второго Храма д у х о в н а я ж и з н ь Общины приобретает напряженный и интенсивный характер, насыщенный эсхатологич. Чаяниями. Многобожие уже перестает быть соблазном, как в допленный период (партия эллинофилов, о к-рой говорится в 1-2 Макк, увлекалась лишь культурно-бытовыми новшествами, шедшими с Запада). В то же время единство Церкви ВЗ нарушается возникновением *течений и сект. В нач. 2 в. До н.э. Появляется группа *хасидов (от евр. Хасид(м - благочестивые), к-рая противопоставила эллинофилам верность Закону. Из нее в сер. 2 в. До н.э. Вышли "товарищества" *фарисеев (от евр.
Перуш(м - отделившиеся), ревнителей отеческих преданий, и орден *ессеев, члены к-рого стали вести полумонашеский образ жизни в пустыне на берегах Мертвого моря (см. Ст. Кумранские тексты). И фарисеи, и ессеи были противниками Хасмонейской династии (поскольку она не принадлежала к роду Давида) и по этой причине подвергались гонениям. Сторонниками Хасмонеев остались *саддукеи (от евр. Ц(дек - праведность), в основном выходцы из аристократич. Семей и высших кругов духовенства. Саддукеи признавали священным только Пятикнижие, отрицательно относясь к новым религ. Идеям (в частн., к вере в воскресение). Народная жизнь в эту эпоху протекала под сильным влиянием мудрецов (хак(мов), учителей и книжников, к-рые стремились восстановить веру отцов и освятить религ.
Обрядами все стороны жизни. Среди книжников существовало два направления. Одни были настроены откровенно сепаратистски и стремились к полному обособлению иудеев от язычников. Другие, напротив, желали проповедовать Единого Бога иноверцам, в результате чего возникло движение *прозелитов (лиц, обращенных в иудейство). Наиболее ярко эта тенденция проявилась в кругах александрийских евреев (см. Ст. Филон Александрийский) В. Х.п. Был временем небывалого развития м е с с и а н с к и х ч а я н и й, однако единого учения о Мессии не существовало (см. Ст. Мессианизм) Представление о нем колебалось от веры в небесное сверхъестеств. Существо до надежды на политич. Вождя, к-рый свергнет иго язычников. Во взаимовлиянии с *апокалиптической лит-рой стали развиваться *ангелология и демонология.
В. Х. П. Характеризуется исключительным развитием б и б л е й с к о й и д р. Р е л и г и о з н о й п и с ь м е н н о с т и. В это время писали пророки Аггей, Захария, Малахия. Были созданы книги. 1-2 Пар, 1-3 Езд, Неем., Есф, Еккл, Сир, Прем, 1-3 Макк. По мнению совр. Библеистов, книги Дан, Руф, Тов, Иов, Иудиф, Ион также относятся к В. Х. П. В эту же эпоху, как полагают, приняли окончат. Форму Песнь Песней и Притчи Соломоновы. Почти все апокрифы ВЗ созданы на протяжении последних двух веков до н.э. И в начале 1 в. Н.э. У библеистов В. Х. П. Не получил однозначной оценки. Одни рассматривают его как время религ. И лит. Упадка (законнич. Формализм, апокалиптич. Фантазии). Другие считают, что именно в это время была подготовлена почва для евангельской проповеди (ревность о вере, сотериологич.
И мессианские чаяния). Хотя духовная атмосфера В. Х. П. Была лишена силы и цельности времен Исайи, тем не менее нельзя отрицать, что ее характеризует высокий религ. Подъем. А н а н ь и н с к и й Н., Состояние просвещения у палест. Иудеев в последние три века пред Рождеством Христовым, ТКДА, 1865, т.2. Свящ. А р с е н ь е в И., Саддукеи, ЧОЛДП, 1911, №1-3. А р ф а к с а д о в Ф., Иерусалимский синедрион. Историко-археологич. Исследования, Каз., 1903. Свящ.Б о г о л ю б о в Н.М., К вопросу о происхождении христианства, "Христианская мысль", 1916, №1-4. [Б у л а т о в С.А.], Состояние иудейских ремесленников во времена земной жизни Иисуса Христа, ТКДА, 1883, №8-9. В е й н б е р г И.П., Рабы и другие категории зависимых людей в палест.
Гражданско-храмовой общине VI-IV вв. До н. Э., ПСб., вып. 25 (88), 1974. В и л ь с к е р Л.Х., Самаритянский язык, М., 1974. В и н н и к о в И.Н., Самаритянское Пятикнижие и устная палест. Традиция, ПСб., вып. 15 (78), 1966. В и п п е р Ю.Ф., Иерусалим и его окрестности времен Иисуса Христа. Историко-географич. Описание, М., 18862. В о л ь А.Л., Побиблейская история евреев от Вавилонского пленения до времен Магомета (586 г. До Р. Х. - 640 г. По Р. Х.), Вильна, 1882. Г е н к е л ь Г., О влиянии маздеизма на развитие иудаизма, "Книжки Восхода", 1900, №7-8. Г е с с е н Ю.И., Иуда Маккавей. Историч. Очерк, СПб., 1901. Г о л л ь м а н н Г.В., Религия иудеев в эпоху Иисуса, пер. С нем., М., 1908. Г о л ь ц м а н О., Падение Иудейского государства, пер.
С нем., М., 1899. Г р и г о р о в и ч В., О воспитании евр. Юношества в ВЗ, СПб., 1904. Д м и т р и е в с к и й А.А., Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехрист. Храму и его богослужебным формам. По поводу кн. [Никитин А.А. Синагоги иудейские как места обществ. Богослужения, К., 1891], ПС, 1893, №4,5. Прот.* Д ь я ч е н к о Г.М., Приготовление евр. Народа к принятию христианства, ПО, 1884, №5/6. *И в а н и ц к и й В.Ф., Иудейско-арамейские папирусы с о. Элефантины и их значение для науки ВЗ, ТКДА, 1914, №11-12. К а м е н е в В.Ш., Евр. Общество в эпоху Иисуса Христа, "Странник", 1910, №3. К н о п ф Р.П., Происхождение и развитие христ. Верований в загробную жизнь, пер. С нем., СПб., 1908. *К о р с у н с к и й И.Н., Иудейское толкование ВЗ, М., 1882.
Е г о ж е, Перевод LXX. Его значение в истории греч. Яз. И словесности, Серг. Пос., 1897. Н и к и т и н А.А., Синагоги иудейские как места обществ. Богослужения, К., 1891. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Иудея в I в. Н. Э., "Науч. Слово", 1903, кн. 6. П и г у л е в с к а я Н.В., Из истории социальных и религ. Движений в Палестине в рим. Эпоху, в ее кн. Ближний Восток, Византия, славяне, Л., 1976. *П о с н о в М.Э., Иудейство (К характеристике внутр. Жизни евр. Народа в послепленное время) К., 1906. П я т н и ц к и й И., Состояние богослужения в роде человеческом перед пришествием Иисуса Христа (У язычников. У иудеев), ДЧ, 1879, №7/8. Р а и н А.П., Ироды, их династия, главные представители ее и их историч. Судьба, "Странник", 1900, №1-3, 5-7, 9-12.
Религ. Секты евреев от падения Иерусалима до наших времен и описание их религ. Обрядов, по Иосту, пер. С нем., М., 1864. *Р е н а н Э., Разорение Иерусалима, пер. С франц., М., 1886. С в е т л о в Э. [прот. Мень А.], На пороге НЗ, Брюссель, 1983 (В поисках Пути, Истины и Жизни, т. 6). С к а р д а н и ц к и й Г., Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религ. Жизни иудейства пред явлением Христа, К., 1905. Х а ш к е с М.Я. (псевд. Мибихов М.Я.), История евр. Народа. От Вавилонского пленения до первой эпохи танаев, СПб., 1901. Ш т э р к В., Иудейство и эллинизм, в кн. Христианство в освещении протестантских теологов, сб. Ст., пер. С нем., СПб., 1914. [Ъ], О суевериях евреев в связи с наукой предсказаний у халдеев, ЧОЛДП, 1880, №1. См.
Также ст. Об указ. В тексте библ. Книгах и ст. Апокрифы. Апокалиптич. Лит-ра. Канон Свящ. Писания. Библиогр. На иностр. Яз. См. S c h ( r e r E., The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, v.1-2, Edin., 1973-79..
Дополнительный поиск Второго Храма Период
На нашем сайте Вы найдете значение "Второго Храма Период" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Второго Храма Период, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 20 символа