Историзм Свящ. Писания

129

В значительной своей части Библия раскрывает свое боговдохнов. Учение через и с т о р и ю, через события истории. Мир Свящ.Писания - не статич. Мир законов, истин и норм, а панорама становления человека, постепенно просвещаемого Словом Господним. В движении даны и религ.-нравств. Состояние людей, и само *Откровение, к-рое постигается постепенно (от заповеди, данной первым людям, через Завет с Ноем, Авраамом, Давидом - к НЗ во Христе Иисусе). Отсюда ф а з ы свящ. Истории спасения и фазы религ. Сознания. В ходе этой истории происходит замена одних заповедей другими (напр., сначала жертвы приносятся повсюду, а затем - только в Иерусалиме. Сначала грех карается в потомках, Исх 34:7, а затем эта угроза отменяется у Иез 18:20.

Сначала даются правила о запретной пище, Лев 11, а в НЗ они отменяются, Мф 15:10-20. Сначала Слово Божье проповедуется только израильтянам, а затем уже "всем народам"). И.С.П. Нельзя смешивать с *историческим эволюционизмом. Радикально отличается он и от "естественной" философии языч. Народов, для к-рых бытие статично или же движется по кругу (вечное возвращение). "Есть две точки зрения на мир, - указывает *Бердяев, - для одной мир есть прежде всего космос, для другой мир прежде всего история. Для древних греков мир был космосом, для древних евреев мир был историей. Взгляд на мир, как на космос, космоцентричен. Взгляд на мир, как на историю, антропоцентричен". Человек, образ и подобие Божье, есть, согласно Библии, ось мирового становления.

И.С.П. Обладает подлинной перспективой будущего, эсхатологич. Видением, к-рому открываются деяния Божьи, Его "Домостроительство" (Еф 3:9). От этого богословского И.С.П. Следует отличать вопрос об историч. Достоверности библ. Сказаний. Как показали данные *археологии библейской, авторы Свящ.Писания в целом оперируют подлинными событиями. Но достоверность всех историч. Деталей не имеет значения для восприятия Библии как Слова Божьего. Писание не есть научное сообщение о том, что было в прошлом. Самая точная стенограмма событий не делается от этого боговдохновенной. Основное историч. Провозвестие Библии - в узловых реальностях (Творение, создание ветхо- и новозаветной Церкви, Боговоплощение, Воскресение). Конкретные же подробности нередко даны через призму поэтич.

Предания, к-рое воспринимает события обобщенно и опоэтизированно. Кроме того, нек-рые аспекты свящ. Истории, выходя за рамки эмпирич. Историографии, раскрывают м е т а и с т о р и ю, глубинный смысл историч. Процесса, с помощью наглядных образов и символов, свойственных поэтич. Языку *Древнего Востока (см. Ст. Миф и Библия) К этой категории относятся 1-е гл. Кн.Бытия. *Герменевтика этих глав неотделима от уяснения системы символов, за к-рыми стоят боговдохновенные истины библ. Историографии. И.С.П. Оказал влияние на всю европ. Мысль. *А в е р и н ц е в С.С., Порядок Космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья, в кн. "Античность и Византия", М., 1975. *Б е р д я е в Н.А., Смысл истории, Берлин, 1923, то же, М., 1990.

Е г о ж е, Опыт эсхатологич. Метафизики, Париж, 1947. Б л о к М., Апология истории или ремесло историка, пер. С франц., М., 1973. *Г е р д е р И.Г., Идеи к философии истории человечества, М., 1977. *Я с п е р с К., Истоки истории и ее цель, вып.1-2, М., 1978. *D a n i №l o u J., Essai sur le Myst-re de lHistoire, P., 1953. D a w s o n C.H., Progress and Religion, Garden City (N.Y.), 1960. F u l l i n g E., Geschichte als Offenbarung, B., 1956. *T r e s m o n t a n t C., Essai sur la pensee hebraїque, P., 1953. См. Также ст. Античность и Библия. Богословие библейское. Время в Библии..

Значения в других словарях
Исихий (`нsъcioj) Иерусалимский

Прп. (ум. После 451), греч. Подвижник, учитель Церкви, аскетич. Писатель, экзегет. О жизни И. Известно очень мало. Он род. В Иерусалиме, изучал богословие в Константинополе, где его наставником был свт.*Григорий Назианзин. Вернувшись в Палестину, И. Поселился в одном из м-рей близ Иерусалима. Там он приобрел известность как учитель молитвы и знаток Свящ.Писания. Ок. 412 он был рукоположен во пресвитера и одно время исполнял должность помощника иерусалимского патриарха. Его проповеди и книги упро..

Испанские Переводы Библии

См.Переводы Библии на новые европ. Языки.. ..

Историко-литературная Критика Библейская

(др. Наименование. В ы с ш а я к р и т и к а, *л и т е р а т у р н а я к р и т и к а, к р и т и к а *и с т о ч н и к о в), занимается исследованием свящ. Книг с целью их *атрибуции, датировки и выяснения их источников. Древняя, ср.-век. И совр. *исагогика *фундаментализма в вопросах атрибуции и хронологии в основном предпочитает следовать преданиям, а гипотезы источников рассматривает как противоречащие догмату боговдохновенности. В ответ на это защитники И.-л.к. Приводят след. Возражения. 1) пр..

Историческая Критика Библейская

Отрасль *исагогики, к-рая занимается сопоставлением историч. Данных Библии с внебибл. Памятниками материальной и духовной культуры. Одним из гл. Средств И.к. Является изучение результатов библ. *археологии (древневост. И антич.). По б.ч., эти данные свидетельствуют в пользу фактической достоверности библ. Сказаний. Но само по себе это не играет решающей роли в христ. Понимании Библии (см. Ст. Историзм Свящ.Писания). Слово Божье не должно рассматриваться как летопись древних событий, какой, напр...

Дополнительный поиск Историзм Свящ. Писания Историзм Свящ. Писания

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Историзм Свящ. Писания" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Историзм Свящ. Писания, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 22 символа