Иудео-христианство

106

Общее название для неортодоксальных течений и сект, выделившихся из cреды евреев-христиан на рубеже 1 и 2 вв. Диапазон их взглядов был весьма широк. От тех, что считали Иисуса Христа только Пророком, на Которого сошел Дух Божий, до тех, что верили в Его мессианство и рождение от Девы. Все они сохраняли *древнеевр. Язык как священный, придерживались ветхозав. Обычаев (в т.ч. Обрезания и хранения субботы). В лит-ре термином И.-х. Нередко обозначают первоапостольскую Общину до вхождения в нее "эллинов", а также Иерусалимскую церковь, руководимую ап.Иаковом Праведным. Однако такое смешение понятий неоправданно. Иерусалимская церковь была органич. Частью Великой Церкви, между тем как И.-х. От нее обособилось и во 2 в. Рассматривалось уже как сектантское течение (св.*Иустин, свт.*Ириней Лионский).

Христ. Церковь в Иудее в 30-х гг. 1 в. Насчитывала, согласно Деян 2:41 и Деян 4:4, ок. 8 тыс. Членов (в то время как фарисеев, по *Иосифу Флавию, было ок. 6 тыс., а *ессеев, по *Филону, - ок. 4 тыс.), но после войны 66-70-х гг. Члены этой церкви рассеялись и к 130 фактически растворились в "эллинской" среде. Иудео-христианские общины, напротив, уцелели (в Галилее и различных областях Сирии). Окончательно поглотил их только ислам. Еще в 3 в. *Оригену было известно мнение, что 144 тыс. "запечатленных" (Откр 7:4) соответствует числу иудео-христиан. Но он этого мнения не разделял, полагая, что в действительности их насчитывалось меньше. И.-х. Включало три группировки. 1) назореи (евр. Ноцр(м), ближе всего стоявшие к Великой Церкви. 2) евиониты, или *эбиониты (евр.

Эбион(м - бедняки). 3) елкасаиты, группа, основанная в сев. Сирии неким Элкасаем, соединившим идеи И.-х. С элементами гностицизма. Для истории НЗ И.-х. Представляет интерес в силу своих генетич. Связей с Иерусалимской церковью. Оно имело собств. Евангелие, к-рое иногда называли Евангелием евреев (см. Ст. Апокрифы) а иногда давали ему имя ап.Матфея. По уцелевшим цитатам можно заключить, что оно не было тождественно с нашим 1-м Евангелием, а могло быть переработкой одного из текстов *досиноптической традиции. И.-х. Не было затронуто греко-римским влиянием, что сказалось даже в самоназваниях общин. Мн. Из иудео-христиан отвергали учение ап.Павла о Законе. Из кругов И.-х. Вышли т. Н. *Климентины. И.-х. Исчезло окончательно ок. 6-7 вв. *Е в с е в и й, Церковная история, БТ, сб.23-25, 1982-84.

Е п и ф а н и й Кипрский, Творения, ч.1, М., 1863. И р и н е й Лионский, Соч., СПб., 19002. P i n e s S., The Jewish Christians of the early centuries of christianity according to new source, Jerusalem, 1966. *Д а н и е л у Ж., Богословие иудео-христианства, "Символ", 1983, №9. *Д о б ш ю т ц Э., Древнейшие христ. Общины, в кн. Общая история европ. Культуры, т.5, СПб., 1908. Евиониты, ПБЭ, т.5, с.198-99. *К а с с и а н (Безобразов), Завещание иудео-христианства, ПМ, 1931, вып.2. Н и к о л а е в Ю., В поисках за Божеством, СПб., 1913. П и с а р е в Л.И., Иудействующие еретики первохрист. Эпохи, ПС, 1914, №3,5. *Р е н а н Э., Евангелия. Второе поколение христианства, СПб., б.г. То же, М., 1991. *Т р о и ц к и й С., Елкезаиты, ПБЭ, т.5, с.425-26.

B r i a n d J., Eglise judeo-chretienne de Nazareth, P., 1975. BTS, 106, 110, 115. *F i t z m y e r J.A., Jewish christianity, Missоula (Mont.), 1976. S c h o e p s H.J., Theologie und Geschichte des Judenchristentums, Tub., 1949. RGG, Bd.3, S.967..

Значения в других словарях
Иудейство

Условное обозначение религии, традиции и истории того периода ВЗ, к-рый начался после *Плена периода, точнее с эпохи *Реставрации при Ездре, и завершился возникновением *иудаизма. Этот период включает и *междузаветный период. В Библии термин И. Впервые появляется в 2 Макк 2:21 (IoudaЋsmТj). Его употребляет и ап.Павел (Гал 1:13). После реставрации ветхозав. Церковь приобретает характер теократич. Общины, всецело подчиненной канонам и уставам Закона. На исходе этого периода, во 2-1 вв. До н.э., И...

Иудео-христиане

- христиане-евреи, к-рые после принятия христианства продолжали исполнять основные ветхозав. Предписания. См. Ст. Иудео-христианство.. ..

Иудифи Книга

*неканонич. Книга ВЗ. Сохранилась только в греч. Пер., но оригинал, вероятно, был написан на евр. Или арам. Языке. Содержит 16 глав. По форме и сюжету И.К. Примыкает к *Историческим книгам ВЗ, однако события, описанные в ней, неизвестны из др. Книг ВЗ. Более того, есть основания полагать, что И.К. Представляет собой апокалиптич. *мидраш, свободно интерпретирующий прошлое. Согласно И.К., некогда ассирийский царь Навуходоносор, правивший в Ниневии, и мидийский царь Арфаксад вели между собой войну...

Иуды Апостола Послание

Канонич. Книга НЗ, входящая в число *Соборных посланий. Включает одну главу (25 ст.). Автор и датировка. Послание написано от лица, называющего себя "рабом Иисуса Христа, братом Иакова" (1:1). Очевидно, читатель должен был без пояснений понять, кто этот Иаков. Едва ли можно сомневаться, что это не кто иной, как Иаков Праведный, именовавшийся Братом Господним. Среди "братьев Господних" в Мк 6:3 упомянут Иуда, к-рый, по-видимому, и есть автор Послания. И.а.П. Содержит ссылки на иудейские *апокрифы..

Дополнительный поиск Иудео-христианство Иудео-христианство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иудео-христианство" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иудео-христианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 18 символа