Модернизм Католический И Библеистика
Под католич. М. Подразумевается движение внутри католич. Мысли, к-рое заявило о себе на рубеже 19 и 20 вв. И стремилось согласовать церк. Принципы с состоянием культуры своего времени (философией, естествознанием, историч. Наукой, социальными проблемами и пр.). Собственно, "движением" М. Назвать трудно. Он не получил широкого распространения, его не поддержали епископат и ведущие богословы. Представителями его в основном были профессора-интеллектуалы, организованно не связанные между собой. Они оставались одиночками, не имели общей программы, работали в разных областях и имели неодинаковые взгляды. Название "модернисты" было дано им их противниками. Сама идея модернизации церк. Жизни и мысли не была новой для христианства.
Во все времена Церковь ассимилировала различные стороны культуры. Святоотеч. Традиция во многом считалась с наследием *античности (в частн., платонизма). Схоластич. Богословие использовало Аристотеля. Католич. Гуманисты обращались к данным филологич. И др. Наук. Велико было и влияние на протестантов со стороны философии и социологии. Протестантские богословы нередко ориентировались на *Лессинга, Декарта, Канта и *Гегеля. Папа Пий IX сделал попытку преградить путь проникновению в католичество "духа нового времени", справедливо предвидя опасности, идущие от него, но его "Силлабус" (1864) воспрепятствовал свободному усвоению того ценного, что дали наука и культура Нового времени. К кон. 19 в. Одной из "болевых точек" теологии Запада был вопрос об историч.
И, в частн., библ. Критике. Ее выводы и достижения становились все более очевидными, и католич. Экзегеты уже не могли их игнорировать. *Папская библейская комиссия, созданная *Львом XIII и призванная укрепить позиции католич. Библеистики, вводила в нее новые методы в высшей степени осторожно и ограниченно. Это не могло удовлетворить таких экзегетов, как *Лагранж и *Луази. Оба они считали, что наступило время признать законные права за *новой исагогикой. Однако, если Лагранж не видел в ней ничего противоречащего догмату о *боговдохновенности, то Луази пришел к мысли, что в свете научной критики следует пересмотреть всю *христологию и *экклезиологию. Спорные гипотезы нем. Протестантских критиков он воспринял как истину в последней инстанции.
Фактически Библия превратилась в его глазах в простой человеч. Документ. Все выходящее за пределы научно познаваемого потеряло для него характер достоверности. Подобно либеральным протестантам, он настаивал на разделении между *"историческим Иисусом" и "Христом веры". Луази был убежден, что *синоптики видели в Иисусе только Человека, а идея Боговоплощения появилась лишь у ап. Павла и в Иоанновых писаниях (этот тезис был уже в 1901 опровергнут *Вреде). В то же время Луази пытался полемизировать с *Гарнаком, защищая идею *Церкви. Он выступил, по словам *Бердяева, как "нео-католик, который любит Церковь", против "нео-протестанта, который любит Христа". "Луазизм" и положил начало тому, что вскоре получило название католич.
М. Острая полемика, вызванная брошюрой Луази "Евангелие и Церковь" ("LEvangile et lEglise", 1902), усугубилась тем, что идеи "модернизации" нашли отклик у теологов в ряде стран. Принципы новой исагогики признавал учитель Луази, *Дюшен, анализировавший происхождение папской власти с т. Зр. Истории. Нем. Апологет Герман Шелль (1850-1906), англ. Иезуит Джордж Тиррел (1861-1909) призывали к ревизии всей догматики. Франц. Философы Морис Блондель (1861-1949) и Эдуард Леруа (1870-1954) заявили об устарелости теологич. Рационализма *Фомы Аквинского, к-рого Лев XIII признал мерилом для католич. Мысли. Все это глубоко встревожило церк. Власти. Труды Луази и др. Модернистов включили в индекс запрещенных книг. Но особенно напряженным положение стало при папе Пие Х (1903-14).
По материалам, собранным парижским архиеп. Ришаром (1819-1908), папа составил "Lamentabili save exitu", список осуждаемых лжеучений (1907), и в том же году выпустил энциклику "Pascendi dominici gregis", к-рая была прямо направлена против модернизма. В ней, в частн. Указывалось, что *исагогика М. Основана не на объективной науке, а опирается на взгляды, чуждые Церкви. "Впереди, - говорилось в энциклике, - идет философ, за ним следует историк, а потом размещаются по порядку критика внутренняя и критика текста". Представленный в таком виде *исторический метод оказывался неприемлемым для церк. Сознания. В результате были дискредитированы и те позитивные аспекты, к-рые несла с собой новая исагогика. Подозрение в М. Пало и на Лагранжа, хотя он был бесконечно далек от идейных установок Луази.
Борьба с М. Продолжалась в течение всего понтификата Пия Х, в результате чего католич. Библ. Науке был нанесен огромный урон. Однако усилия *Иерусалимской библ. Школы во главе с Лагранжем, к-рая почти 30 лет отстаивала права историч. Метода, в конце концов "спасли католическую экзегетику" (*Стейнманн) как от крайностей М., так и от крайностей консерватизма. А. В., М. И богосл. Кризис на Западе, "Странник", 1907, ( 9, 10. *Б е р д я е в Н.А., Католич. М. И кризис совр. Сознания, "Русская мысль", 1908, ( 9. Е г о ж е, Догмат и совр. Сознание, вступ. Ст. В кн. Леруа Э., Догмат и критика, М., 1915. Б р а т к о в С., Новокатолицизм в Италии, БВ, 1907, №8. Е г о ж е, Новокатолицизм и энциклика Пия Х против модернистов, БВ, 1908, №8. Прот.Д з и ч к о в с к и й Н., Католич.
М. Кон. 19 нач. 20 в., Загорск, 1976 (Ркп. МДА). К а н д е л о р о Д., Католич. Движение в Италии, М., 1955. К е р е н с к и й В.А., Римско-католич. М., Харьков, 1911. Л у к а ш е в и ч Д., Религиозный М. В Католич. Церкви, ВиР, 1909, ( 15-16, 17-18. П р о к о ш е в П.А., Религиозный кризис на Западе Европы (М.), Томск, 1911. Ч е т в е р и к о в И., Религиозный М. На Западе, ТКДА, 1908, ( 6. Ш е й н м а н М.М., М. И модернизация в католицизме, ЕМИРА, 1958, т.2. Энциклика папы Пия Х "об учении модернистов", пер. С лат. С.В.*Троицкого, "Странник", 1908, ( 2. Энциклика папы Пия Х против модернистов, в кн. Совр. Течения религ.-филос. Мысли во Франции, Пг., 1915. P o u l a t E., Histoire, dogme et critique dans la crise moderniste, P., 1962. R e a r d o n B.M.
(ed.), Roman Catholic Modernists, L., 1970. V i d l e r A.R., The Modernist Movement in the Roman Church, Camb. (Eng.), 1934..
Дополнительный поиск Модернизм Католический И Библеистика
На нашем сайте Вы найдете значение "Модернизм Католический И Библеистика" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Модернизм Католический И Библеистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 36 символа