Предание Священное И Священное Писание

122

Существует множество попыток дать точное определение Свящ. П., но ни одна из них не признана исчерпывающей. Сложность задачи, по-видимому, обусловлена тем, что понятие о Свящ. П. Как о Слове Божьем, открывающемся Церкви, не может быть полностью формализовано. Мнение, согласно к-рому П. Отличается от Писания лишь тем, что передается устно, не соответствует фактам (основные догматы Церкви, принятые на *Вселенских соборах, были зафиксированы письменно). В то же время очевидно, что в истории ВЗ, НЗ и Церкви *Откровение нередко передавалось именно путем живого, неписаного провозвестия. "Священное Предание, - указывает прот.*Булгаков, - есть самая общая форма сохранения Церковью своего учения различными способами. Предание есть живая память Церкви, к-рая содержит истинное учение, как оно раскрывается в ее истории" ("Православие", Париж, 1964, с.47).

В Свящ. П. Заключен самый дух Откровения, его центральный вектор. В нем выражена в е р а Ц е р к в и. И кто принимает эту веру, тем самым принимает и Свящ. П. Однако в конкретном историч. Процессе Свящ. П. Неминуемо обрастает традициями, не имеющими богооткровенного характера. Эти традиции Иисус Христос называет "преданием человеческим" (Мк 7:8. Ср.Мф 15:6. Мк 7:3). Время от времени Церковь, сначала ветхозав., а потом и новозав., осуществляла *кодификацию свящ. Документов П., чтобы отделить человеческое от богооткровенного. Т. О. Родился и *канон Писания, а позже и догматич. Формулы Вселенских соборов, отсекшие доктрины, к-рые противоречили Свящ. П. Нередко стремление очистить Свящ. П. От чуждых ему наслоений приводило к отказу от самого П.

Такова т. Зр. Протестантизма (см. Ст. Протестантская экзегетика) Единств. Выражением Слова Божьего протестанты признали Библию. Но их отказ от Свящ. П. Оказывался либо иллюзорным и вел к созданию новой протестантской ортодоксии, к собств. Варианту П., либо подрывал самые основы христианства (см. Ст. Либерально-протестантская школа экзегезы). По словам рус. Богослова Ведерникова А.В., правосл. Церковь "решительно расходится с протестантским взглядом на Предание как на человеческое установление и стоит на одной почве с католическим богословием, признающим богооткровенный характер апостольского Предания". В наст. Время лютеране склоняются к более позитивной оценке Свящ. П. Сложнее для правосл. Богословия решение вопроса о границах Свящ.

П., к-рые нередко представляются недостаточно четкими. Но проблема эта обсуждается не в рамках библеистики, а является предметом догматич. Богословия. П. В ВЗ. Наряду с "преданиями человеческими", легендами, фольклором, народными традициями, в ВЗ с глубокой древности существовало и Свящ. П. Первые Моисеевы писания возникли тогда, когда уже существовала длительная духовная традиция, восходящая к *патриархам. Утверждение *новой исагогики о том, что мн. Книги ВЗ были созданы спустя века после описанных в них событий, лишь подчеркивает важность Свящ. П. В ветхозав. Церкви. Слово Божье открывалось людям и тогда, когда оно не записывалось, а только передавалось из уст в уста. "Если что и заслуживало с самого начала этого наименования (Слова Божьего - А.М.), то, конечно, это было то, что было доверено Израилю через Авраама, Моисея, Самуила или Илию, хотя это и приняло письменную форму лишь гораздо позже, и нередко весьма косвенным образом" (*Буйе).

Труд боговдохнов. Редакторов Писания, составителей книг и тех, кто их кодифицировал, был фиксацией Свящ. П. В его наиболее чистой форме. Исключение *апокрифов из канона можно уподобить соборному исключению еретич. Доктрин. Носителями Свящ. П. В ВЗ были патриархи и пророки, мудрецы и священники, причем различные аспекты Предания сохранялись и выражались в лоне различных традиций (пророков, священников, мудрецов и др.). Идея непрерывного живого П. Впервые была осознана и сформулирована в *междузаветный период. Она была провозглашена в фарисейской традиции, а позднее закрепилась в *Пирке-Авот, где прослеживается преемство П., начиная от Моисея. Т.о., уже в ВЗ Писание считалось неотделимым от Свящ. П. П. В НЗ. Господь Иисус открылся Своим ученикам не через книгу, а в живом общении, к-рое и стало источником новозав.

Свящ. П., включавшего и богооткровенное П. ВЗ. В Своей первосвященнич. Молитве Христос говорит. "Слова, к-рые Ты дал Мне, Я п е р е д а л им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня" (Ин 17:8). Апостолам было заповедано идти и учить народы (Мф 28:19), и, укрепленные Духом Божьим, они пошли в мир, возвещая Благую Весть. Их учение и было Свящ. П. Церкви, к-рая неск. Десятков лет просуществовала без книг НЗ, пользуясь лишь ветхозав. Библией. Предостерегая новообращенных от соблазна внести в Евангелие свои домыслы, ап.Павел заповедал. "Стойте и держите п р е д а н и я, к-рым вы научены или словом и посланием нашим" (2 Фес 2:15). Это первое, дошедшее до нас свидетельство о принципе Свящ.

П. В христ. Церкви (ок.51-52). Несколько позднее апостол писал коринфянам. "Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите п р е д а н и я так, как я передал вам" (1 Кор 11:2). И он же первым указал на возможность проникновения в Церковь "предания человеческого" (Кол 2:8). Борьба с этой опасностью была продолжена отцами Церкви, выступившими против псевдохрист. Учений *гностических писаний. Свт.*Ириней Лионский считал критерием подлинного Свящ. П. Согласие его с учением апостолов. А поскольку апостолы и Сам Христос Спаситель принимали ветхозав. Библию как Слово Божье, она стала таковой и для христ. Церкви. Принимая значение Свящ. П., выходящего за формальные рамки Библии, правосл. И католич. Экзегетика стремится рассматривать Писание в контексте П.

Церкви - как ветхозаветной, так и новозаветной. Это в свою очередь требует тщательного и благоговейного богословского изучения религ. Традиции, в к-рой сложились и из к-рой выросли священные книги. Б у й е Л., О Библии и Евангелии, пер. С франц., Брюссель, 1965. В е д е р н и к о в А., Проблема П. В правосл. Богословии, ЖМП, 1961, ( 9-10. В е й н б е р г И.П., К вопросу об устной и письменной традиции в ВЗ, "Переднеазиатский сборник". III. История и филология стран древнего Востока, М., 1979, с.60-70. В о р о н о в Л., Проблема П. В Церкви, ЖМП, 1964, ( 3-4. Еп. *И л а р и о н Троицкий( Свящ. Писание и Церковь, М., 1914. К р е ч м е р Г., П. Древней Церкви в Церкви Евангелической, БТ, 1968, сб.4. Л о с с к и й В., П. И предания, ЖМП, 1970, ( 4.

Митр.М а к а р и й Булгаков( Введение в догматич. Богословие, СПб., 18845. П о н о м а р е в П.П., Свящ. Писание как источник христ. Ведения, Каз., 1908. С а г а р д а А.И., Место устной традиции в истории развития древнецерк. Мысли, ЖМП, 1949, ( 1-2. Т а л ы з и н В., Церковное П., ЖМП, 1960, ( 9. Е г о ж е, Церковное П., БТ, 1968, сб.4. Ш л и н к Э., Тезисы к диалогу между правосл. И евангелич. Богословами о проблеме П., БТ, 1968, сб.4. *B e n o i t P., La Tradition selon O.Cullmann, in. Benoit P., Exeg-se et theologie, P., 1961, v.2. *C u l l m a n n O., La Tradition, Neuch"tel, 1953. G e i s e l m a n n J.B., Tradition, HTG, Bd.4. J e n s e n J., Tradition in the Bible, NCE, v.14. M e y e n d o r f f J., Living Tradition, Crestwood (N.Y.), 1978..

Значения в других словарях
Прамонотеизм

- первоначальное единобожие - см. Монотеизм библейский.. ..

Прат

(Prat), П р а Фердинан, иером. (1857-1938), франц. Католич. Библеист. Член Общества Иисусова. Рукоположен в 1886. Изучал экзегетику и вост. Языки в Бейруте, Париже, Риме и Англии. Вел курс Свящ.Писания в различных учебных заведениях Франции, Бельгии и Ливана. П. Один из первых консультантов *Папской библ. Комиссии (1902-07) и организатор *Папского библ. Института. Ему принадлежит более 100 печатных работ, многие из к-рых были помещены в журнале "Etudes". Они написаны с консервативно-католич. Поз..

Предапокалиптическая Литература

Книги Свящ.Писания, в к-рых содержатся первые элементы жанра *апокалиптической литературы. Наиболее характерными образцами П.л. Являются книги пророков Иезекииля и Иоиля.. ..

Предисловия И Послесловия К Библии

Тексты, приложенные к книгам Библии, составленные переводчиками, редакторами или издателями. Обычай снабжать свящ. Книги такими текстами широко распространен и возник в древние времена. Первым образцом их является предисловие внука Иисуса, сына Сирахова, к-рым начинается его перевод Сир на греч. Язык (192 до н.э.). В нем говорится об авторе книги и его трудах. Предисловие было включено в *церк.-слав. Пер. Библии, а затем в современные издания рус. *син. Перевода. Ок. 124 до н.э. Александрийские ..

Дополнительный поиск Предание Священное И Священное Писание Предание Священное И Священное Писание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Предание Священное И Священное Писание" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Предание Священное И Священное Писание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 38 символа