Театр И Библия

272

Генетически Т. Связан с ритуальными действами и обрядами. В первобытных религиях и культах древнего мира драматич. Изображение свящ. Событий и мифов было неотъемлемой частью ритуала. Так, новогодний праздник Акиту в Месопотамии сопровождался инсценировкой, символизирующей борьбу бога Солнца Мардука с силами *Хаоса. Истоки греч. Драмы также коренятся в архаичных религ. Обрядах. Античный Т. Был своего рода дополнением к храму. Там перед зрителями выступали боги и герои свящ. Сказаний. Отсутствие мифологии в ветхозав. Религии не способствовало развитию сакральной драмы. Однако обряды нек-рых праздников воспроизводили древние библ. События (напр., обряды праздника Пурим, напоминавшие о событиях, описанных в Есф). В *междузаветный период Ирод Великий построил в Палестине театр, но неизвестно, какие спектакли в нем ставились (*Иосиф Флавий.

Арх., XV,8,1). Первая известная в истории драма на ветхозав. Тему, "Исход из Египта", была написана александрийским поэтом по имени Иезекииль, жившим во 2 в. До н.э. (фрагменты есть у *Евсевия Кесарийского в "Приготовлении к Евангелию", IX,28). Раннее христианство не знало Т., поскольку отцы Церкви относились к нему отрицательно как к языч. Форме искусства. Средние века и начало Нового времени. В 9 в. На Западе зародилась библейская драма. В дни Рождества или Пасхи клирики разыгрывали в храме сцены из евангел. Истории. Вначале текст пьес был латинским. Среди них известны "Рождественское действо" (11 в.), "Действо о десяти девах" (12 в.). Постепенно лат. Действа стали вытесняться м и с т е р и я м и, спектаклями на народных языках.

Они основывались и на ветхозав. Событиях ("Действо об Адаме", 12 в.), и на новозав., к-рые составляли большинство. Авторы ср.-век. Мистерий, как правило, неизвестны. Иногда эти постановки длились неск. Недель. Одна из них, "Мистерия Ветхого Завета", включала 40 пьес, в к-рых участвовало свыше 250 актеров. Она прослеживала все осн. Библ. События от Сотворения мира до Рождества Христова. Наиболее популярны были мистерии Страстей, к ним относились почти с таким же благоговением, как к церк. Службе. Люди, избранные на роль свящ. Лиц, долго и молитвенно готовились к действу. Евангельские мистерии были запрещены церк. Властями на Западе в 16 в. И затем вновь допущены в 20 в. (см.ниже). На Руси, как и на Западе, библ.Т. Начался храмовыми д е й с т в а м и, аналогами мистерий.

Наибольшую известность приобрело т. Н. "Пещное действо", прославляющее подвиг отроков, брошенных в огонь по повелению Навуходоносора (Дан 3). В церкви ставилось условное изображение печи, избранные юноши играли роли героев-отроков. Текст реплик был взят из Библии и дополнен диалогами из *апокрифов и народной поэзии (первое упоминание о "Пещном действе" относится к 16 в.). В конце 17 в. При царе Алексее Михайловиче был создан придворный Т. Он открылся в 1672 переводной пьесой на тему Кн.Есфири. В дальнейшем ставились и др. Драмы ("комедии") на библ. Сюжеты, в частн., "Иудифь", "Жалостная комедия об Адаме и Еве", "Малая прохладная комедия об Иосифе", "Комедия о Давыде с Голиафом", "Комедия о Товии Младшем". В Киево-Могилянской Академии в ту же эпоху ставились библ.

Пьесы назидательного характера. Нек-рые из этих драм "школьного театра" были написаны *Симеоном Полоцким (о Навуходоносоре, о блудном сыне). Музыкальный элемент в "школьный театр" был внесен свт.Дмитрием Ростовским (1651-1709), автором "Ростовского действа", посвященного Рождеству Христову. В нем не было ролей ни для Девы Марии, ни для Иосифа. Автор выводит на сцену Ирода, пастухов, волхвов, ангелов и аллегорич. Лиц, олицетворявших веру, надежду, любовь, жизнь, кротость и т.п. (спектакль был восстановлен Б.А.Покровским в 1982 в Моск.Камерном музыкальном театре). Свт.Димитрию принадлежат и др. Пьесы ("Успенская драма", "Грешник кающийся"). В 17-19 вв. В Белоруссии разыгрывалось народное "Вертепное действо". Это был Т.

Кукол, в к-ром представлялись Ирод и др. Действующие лица евангел. Сказания. Спектакль сопровождался пением хора. На Украине в аналогичных действах играли уже самодеятельные актеры. Новое и новейшее время. На библ. Темы было написано немало драматич. Произведений (см. Ст. Лит.-художеств. Интерпретации Библии). Но лишь незначит. Их часть была поставлена на сцене (напр., "Люцифер" *Вондела. 1654). Подавляющее большинство этих спектаклей приходится на 19-20 вв. В 1854 в Германии успешно шла драма Отто Людвига (1813-65) "Маккавеи". В сер. 19 в. Знаменитая франц. Актриса Рашель (1821-58) играла в трагедиях Ж.Расина "Есфирь" и "Гофолия". Тогда же была поставлена драма В.Альфьери "Саул". В 90-х гг. Франц. Актриса С.Бернар (1844-1923) сыграла гл. Роли в пьесах "Саломея" О.Уайльда и "Самаритянка" Э.Ростана.

В России наиболее известный спектакль на евангел. Сюжет был поставлен придворной труппой по стихотв. Драме "Царь Иудейский" (СПб., 1914), вел. Кн. Константина Константиновича Романова (1858-1915), к-рый писал под псевдонимом К.Р. Тема пьесы - Страстная Неделя и Воскресение. В ней действуют Иосиф Аримафейский, Пилат, книжники, второстеп. Лица евангел. Истории. Христос и апостолы остаются за сценой. Музыку для постановки написал А.К.Глазунов. Текст спектакля издан с приложением богато иллюстрир. Альбома (репродукции декораций, костюмов, снимки актеров). В 1920 Станиславский К.С. Во МХАТе поставил мистерию Байрона Дж.Г. "Каин" (роль Люцифера играл Качалов В.И., Каина - Леонидов Л.М.). В начале 20 в. В Зап.Европе была возрождена традиция ср.-век.

"Страстных" мистерий. В частн., одна из них ставится раз в 10 лет в нем. Селе Обераммергау. В ней участвуют сотни непрофессиональных актеров, к-рых отбирает спец. Комиссия. Аналогичные мистерии Страстей устраиваются в Париже перед собором Нотр-Дам. О том, как проходят такие постановки в правосл.Греции, повествует роман Н.Казандзакиса "Христа распинают вновь" (1954. Рус.пер. М., 1962). [Б е р н а ц к а я Р.], Вертеп, в кн. Театральная энциклопедия, М., 1961, т.1 (там же приведена библиогр.). [Г а л к и н а С.], Пещное действо, там же, т.4. История зап.-европ. Театра, М., 1956. П о л о н с к и й В., Рождественские развлечения на Руси в прежнее время, РП, 1909, ( 52. Ранняя рус. Драматургия XVII - 1-й пол. XVIII в., т.1-5, М., 1972-76.

С п е р а н с к и й М.Н. (подготовил к печати), Успенская драма св.Димитрия Ростовского, М., 1907. Об операх и балетах на библ. Сюжеты см. Ст.Музыка и Библия..

Значения в других словарях
Татиан

(Tatianus, Т а ц и а н) (ок.120-ок.175), раннехрист. Апологет. Род. В Сирии (или, м.б., в Ассирии) в языч. Семье. Много путешествовал в поисках истины, знакомился с греч. Филос. Системами и вост. Религиями. В 50-х гг. 2 в. Прибыл в Рим и стал христианином и учеником св.*Иустина Философа. Впоследствии переселился в Сирию, где попал под влияние гностицизма. Т. Принадлежит трактат "Речь против эллинов", в к-ром он подверг резкой критике греч. *политеизм. В историю библеистики Т. Вошел как автор пер..

Таубе

Михаил Александрович (1869-1962), рус. Правовед и обществ. Деятель. Окончил юридич. Фак-т Петерб. Ун-та, где с 1903 по 1911 состоял проф. Междунар. Права. Был сенатором, товарищем министра Народного просвещения, чл. Государств. Совета. В послереволюционный период переехал в Финляндию. С 1929 жил в Париже. Т. Принадлежат уникальные в рус. Лит-ре антологии *аграф и исследования о них. Автор цитирует их в оригиналах, снабжая собств. Переводами. Христианство и организация междунар. Мира, СПб., 1902...

Тейлор

(Taylor) Винсент (1887-1969), англ. Методистский экзегет. Проф. НЗ в Оксфорде. Разрабатывал евангельскую *исагогику и *христологию в свете концепций *"истории форм" школы. Однако, в отличие от нем. Представителей этой школы, Т. Стремился избегать *гиперкритицизма и историч. Скептицизма. В своей работе "Формирование евангельского предания" ("The Formation of the Gospel Tradition", L., 1933) и в комментарии к Мк (1952, 1966) Т., признавая богосл. И керигматич. Характер Евангелий, защищал историч. ..

Тейяр Де Шарден

(Teilhard de Chardin) Пьер, иером. (1881-1955), франц. Католич. Мыслитель, ученый-палеонтолог. Жизнь и труды. Род. В интеллигентной и набожной семье. По окончании иезуитской школы вступил в Общество Иисусово (1899). Специализировался по естеств. Наукам. В 1922, получив степень доктора, стал проф.Католич. Ин-та в Париже. Участвовал во мн. Научных экспедициях (Китай, Монголия, Индия, Индонезия, Африка). При его участии в 30-х гг. Были открыты останки древнего человекоподобного существа синантропа ..

Дополнительный поиск Театр И Библия Театр И Библия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Театр И Библия" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Театр И Библия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 14 символа