Церковь И Священное Писание

300

Церковь предшествует Писанию. В правосл. Церк. Самосознании богословское определение Ц. Слагалось постепенно, сочетая социальный подход к ней как к "обществу верующих во Христа" с мистическим пониманием, к-рое в рус. Богословии впервые было сформулировано *Хомяковым. Но даже если рассматривать Ц. Только как историч. Феномен (т.е. "Общину"), остается бесспорным тот факт, что в обоих Заветах община верных хронологически предшествовала книгам Свящ. Писания. Более того, именно в лоне Ц. Был определен *канон свящ. Книг. А) Ветхий Завет. В период от Авраама до Моисея ветхозав. Ц. Существовала без Писания. Определенный и, видимо, немалый промежуток времени отделяет *кодификацию Моисеевых законов от канонизации всего *Пятикнижия, а также проповедь *пророков - от включения *Пророческих книг в канон.

Когда в 1 в. Н.э. Произошла канонизация *Учительных книг, история ветхозав. Ц. Насчитывала уже ок. 18 столетий. Б) Новый Завет. Христос Спаситель учил о ВЗ как о богооткровенном Слове (Мф 5:18. 15:4. Мк 12:36), и если вносил в него изменения, то только в силу Своей высшей, Богочеловеч. Власти. Следуя Господу, Христианская Ц. С самого начала своего бытия приняла ветхозав. Библию как боговдохновенное Писание (2 Петр 1:20-21. Рим 3:2. 2 Тим 3:15-17). Что же касается книг НЗ, то они включались в Библию постепенно, в результате длительного о т б о р а, критерием к-рого была верность той или иной книги апостольскому учению, Свящ. *Преданию Ц. (см. Ст. Канон библейский). 1. Церковное учение о Библии. А) Ц. Христова учит о Библии как о Божественном *Откровении, переданном через избранных пророков, *мудрецов и апостолов.

Кроме вышеуказанных новозав. Свидетельств, мы имеем свидетельство древнейшего памятника святоотеч. Письменности. Свт.*Климент Римский называет Писание ВЗ "истинными глаголами Духа Святого" (1 Kop, 45). Б) Ц., хотя и не сразу, приняла учение о *богочеловеческой природе Свящ. Писания (см. Ст. Святоотеч. Экзегеза. Синергизм) в) Ц. Исповедует *единство Библии, ибо, как пишет свт.*Ириней Лионский, "Один и Тот же Дух Божий, Который чрез пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, а посредством старцев хорошо истолковал то, что хорошо было сказано пророками, - Он же и чрез Апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления, и приблизилось Царство Небесное и живет в людях, верующих в родившегося от Девы Эммануила" (Против ересей.

III, 21,4). *Историзм Свящ. Писания обуславливает цельность непрерывной традиции, связывающей два Завета. Отсюда осуждение Ц. Доктрины *Маркиона, отрицавшего боговдохновенность всего ВЗ. Большинство важнейших понятий новозав. Богословия (*Грехопадение, Искупление, Христос, Откровение, *Завет, Обетование, народ Божий, Церковь и мн. Др.) коренятся в ВЗ и без него не могут быть уяснены во всей их полноте. Г) Свящ. Писание рассматривалось и рассматривается Ц. В контексте Свящ. Предания как его часть. К области Предания относится и вероучительная, д о г м а т и ч е с к а я и н т е р п р е т а ц и я библ. Книг св. Отцами. Поэтому *Вселенские соборы (в частн. 19-е правило VI собора) заповедали следовать этой интерпретации, что стало принципом как для православных, так и для католиков.

Попытка протестантской экзегезы отсечь Писание от контекста Предания привела к безграничному субъективизму, к-рый повлек за собой дальнейшие разделения среди самих протестантов. На крайних полюсах различ. Протестантских интерпретаций стояли рационализм *социнианской экзегезы, с одной стороны, и *вербализм различ. Деноминаций, исповедующих *фундаментализм - с другой. Стремление представителей *либерально-протестантской школы обрести единство экзегетич. Принципов на основе лишь историч. Науки и *критики библейской не дало желаемых результатов, т.к. Чисто научный подход порождал нескончаемую разноголосицу гипотез и вел к стиранию грани между Библией и др. Древними памятниками. Д) Со времен древних св. Отцов Ц. Признала возможность и необходимость применения научных (филологич., историч.

И др.) методов в толковании Библии. Однако эти методы рассматривались как в с п о м о г а т е л ь н ы е. Они не должны были подменять собой духовного, догматич. Восприятия Писания. "Слово Божие, хотя и может быть изучаемо как памятник, никогда не должно становиться т о л ь к о памятником, потому что в его исторически данной и временно обусловленной оболочке содержатся глаголы жизни вечной" (прот. *Булгаков). 2. Ветхозав. Экклезиология. Ветхозав. Ц. Создана не по человеческому замыслу, а по воле Господа, Который Сам закладывает ее основание. Родоначальники народа Божьего (патриархи) изображены в Кн.Бытия не идеализированными героями, а людьми, к-рым свойственны мн. Слабости и недостатки. Этим подчеркивается, что избрание - не заслуга, а свободный дар Божий.

Природа ветхозав. Ц. Характеризуется неск. Чертами. А) Хотя в начале ее истории призыв и Обетование Божье обращены к одному человеку - Аврааму, Завет и Обетование уже тогда связываются с определ. Общностью людей (исторически - с потомками Авраама по плоти, духовно, в новозав. Интерпретации, со всеми верующими во Христа, грядущего и пришедшего. См. Гал 3:28 сл.). Т.о., согласно ВЗ, носителями Откровения и Обетования являются не просто отдельные личности, но е д и н ы й н а р о д Б о ж и й, единая Ц. В *Пятикнижии она обычно называется "собранием" (евр. Ках(л) и "обществом", или "общиной" (евр. Эд(), что в *Септуагинте передано как (tm)kklhs...a, sunagwg". В силу историч. Условий эта единая Ц. Промыслительно ограничивается сначала семейными, затем родовыми и, наконец, этническими рамками (см.

Ст. Универсализм и партикуляризм в Библии). Б) Первым шагом родоначальника ветхозав. Ц. Авраама является его о т д е л е н и е от язычников, "исход" из родной земли (Быт 12:1 сл.). Второй "исход" совершает yжe группа людей, поверивших Слову Божьему, возвещенному через Моисея. Образованный в процессе Исхода и странствия в пустыне новый народ получает особое предназначение. Быть с в я т ы м, т.е. Всецело посвященным Богу (Исх 19:6). Эта *"святость" является не эмпирич. Данностью, а заданностью, призывом к участию в Домостроительстве Божьем. И даже тогда, когда мн. Из народа отступают от Завета, всегда сохраняется святой *"остаток", т.е. Те, кто сберег верность Господу. В) В с е л е н с к и й характер Ц., несмотря на ее первоначальную этническую ограниченность, предопределен уже в завете с Авраамом.

"Благословятся в тебе все племена земные" (Быт 12:3). Проповедь пророков постепенно внедряет в сознание членов ветхозав. Церкви универсальность сотериологич. Обетований. Они учат, что в грядущем богооткровенная вера найдет отклик среди всех народов (Ис 2:2 сл.). В *междузаветный период возникает коллизия двух тенденций. Одна продолжает ограждать Общину во имя "святости", ведя ее к изоляционизму и самозамыканию, что в итоге определит характер постхристианского *иудаизма, а другая открывает двери *прозелитам, подготавливая почву для всемирной проповеди Евангелия. Г) Ветхозав. Ц. Есть Ц. П р е д а н и я. В ней осуществляется живая преемственность веры, учения и обычаев. Моисей возвещает не нового Бога, а "Бога отцов", "Бога Авраама, Исаака и Иакова" (Исх 4:5).

Пророки опираются на заветы Моисеевы (Ос 8:12. Ам 2:4. Мих 6:8. Мал 4:4). Предание раскрывается и углубляется в *мудрецов Писаниях и в *апокалиптической лит-ре. Разумеется, нередко в эту традицию проникали и "предания человеческие", вокруг к-рых шли дискуссии и споры среди учителей *иудейства. Д) Ветхозав. Ц. Жила чаянием Спасителя и тем самым была М е с с и а н с к о й Общиной. Этот ее аспект особенно сильно проявился в междузаветное время. Важно подчеркнуть, что грядущий Мессия - страждущий Агнец и *Сын Человеческий - открывался пророкам как таинственная *корпоративная Личность, объединяющая в Себе народ Божий, Ц. (см. Служителя Господня Гимны. Дан 7:13-14,27). Е) Вступление в лоно ветхозав. Ц. Знаменуется посвятительным обрядом (обрезание).

Хотя он был широко распространен в древн. Мире, в ВЗ он получает особое экклезиологич. Толкование (причастность к народу Божьему). Членам Ц. Заповедуются также определ. Этич. Принципы, правила поведения и обряды, к-рые должны отличать их от язычников. Ц. Совершает *б о г о с л у ж е н и е, являющееся формой общения между Богом и Его народом. Этой же цели служат праздники. Они напоминают о спасительных деяниях и заветах Господа. Ж) Хотя весь "народ святой" назван "царством священников" (Исх 19:6. Втор 7:6), т.е. Служителей Божьих, в ветхозав. Ц. Существовали особые формы служения и харизматических призваний (священники, левиты, пророки и мудрецы-книжники). Т.о. В ветхозав. Ц. Мы находим прообразы почти всех основных черт Ц. Новозаветной, Христовой Ц.

(ср.1 Петр 2:9). 3. Новозав. Экклезиология. Подобно ветхозав. Ц., Христова Ц. Также создается по воле Божьей. Она есть Новый Израиль, на что указывает *символическое число Двенадцати апостолов, соответствующее чисду 12-ти патриархов-родоначальников Ц. Ветхозав. Как в Быт подчеркиваются человеч. Слабости патриархов, так и в Евангелиях не замалчиваются слабости учеников Христовых. Невозможно определить точный момент основания Ц. Христовой. В ответ на исповедание Петра Спаситель говорит. "Создам Церковь Мою", - т.е. Он имеет в виду будущее время (Мф 16:18). Одни толкователи считают этим моментом Евхаристию, *таинство заключения *Нового Завета, другие - сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы. Писание указывает на ряд свойств новозав.

Ц. А) Ц. Христова е д и н а. Спаситель говорит не о "церквах", а о "Церкви". Ее единство не означает лишь внешней целостности. Оно есть мистическое, духовное единство, отображающее внутрибожественную тайну. "Да будут все едино. Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин 17:21). О необходимости для Ц. Внутреннего единства и единодушия учат все новозав. Писатели. Ев. Лука с восхищением говорит о иерусалимской первообщине, у членов к-рой "было одно сердце и одна душа" (Деян 4:32). Ап.Павел обличает разделения среди христиан, призывая их к единству во Христе (1 Кор 1:10 сл. См. Также 1 Петр 3:8. Рим 12:16. Флп 2:2). B Еф 4:4-6 заповедь единства выражена в торжеств. Словах. "Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания.

Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас". Б) НЗ учит о с в я т о с т и Ц. Как нового народа Божьего. "Вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Петр 2:9). B этом определении содержится развитие заповеди, данной в Исх 19:5-6. Оно объясняет, почему первые христиане называли себя "святыми" (Рим 1:7. 2 Кор 1:1). В) Этническая ограниченность, свойственная ветхозав. Ц., в Христовой Ц. Окончательно преодолевается. Хотя проповедь Евангелия обращена сначала к иудеям, а потом к эллинам (Рим 1:16), она является Благой Вестью для всех народов (Мф 28:19-20).

Обратившиеся ко Христу, кто бы они ни были - иудеи или эллины (1 Кор 1:24) - образуют в с е л е н с к у ю семью народов. В ней "нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его" (Рим 10:12). Г) В новозав. Ц. Сохраняется и роль Предания, к-рое восходит к ветхозав. Ц., ко Христу Спасителю и Апостолам (см. Ст. Предание и Библия) д) Новозав. Ц. Есть Мессианская община по преимуществу, Община, верующая во Христа - воплотившегося, распятого и воскресшего. Он - ее подлинное Основание, краеугольный Камень (Еф 2:20), Глава церковного Тела - этого живого богочеловеческого организма (Рим 12:5. 1 Кор 12:12-27). Е) Знаком вхождения в Ц. Христову является Крещение (см. Ст. Таинства) к-рое занимает место обрезания.

Членам Ц. Даны заповеди, превосходящие заповеди ветхозав. Закона (Мф 5). В центре христ. Богослужения стоит Евхаристия (1 Кор 11:23-27). Ц. Христова сохраняет нек-рые ветхозав. Обычаи (посты, возложение рук, обществ. Молитва, сопровождаемая проповедью, и т.д.), вносит в них изменения (суббота заменяется днем воскресным. Ветхозав. Пасха связывается с тайной Воскресения Христова и т.д.), а нек-рые обычаи отменяет (напр., деление пищи на чистую и нечистую). Ж) Сохраняется в новозав. Ц. И различие служений. "Иных, - говорит ап.Павел, - Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями. Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки" (1 Кор 12:28).

НЗ знает три степени священства. Епископов, пресвитеров и диаконов (и диаконисс, хотя этого слова нет в НЗ). См. Флп 1:1. Деян 15:4. Рим 16:1. Ho конкретно об их обязанностях и формах служения в апостольское время известно мало. Как отмечает *Афанасьев Н., термины епископ и пресвитер в НЗ, по-видимому, синонимы. "Епископом" и "пресвитером" назывались "предстоятели", к-рые возглавляли евхаристич. Собрание. Служители Ц., служители Христовы, наделяются властью не внешней, а духовной, властью любви и самоотдачи (см. Ст. Таинства) Они имеют призвание "связывать" и "развязывать", т.е. Руководить общиной (Мф 18:18), но им запрещается господство, насилие, превозношение (Мф 20:25-27). 4. Ц. И Царство Божье. Царство Божье (или Небесное) как полнота совершения Домостроительства Господня не совпадает с эмпирич.

Церковью, в к-рой еще проявляется человеч. Несовершенство. Но с того момента, когда Христос Спаситель возвестил о наступлении Царства (Мф 4:17), оно стало сокровенной реальностью, действующей в истории. Оно пришло вместе с Ним, хотя всецело осуществится лишь в *Парусии. Возрастание Царства совершается в недрах Ц. Его созидает Дух Божий, однако в этом созидании принимают участие и люди. Апостолы Христовы и те, кто своей верой, свидетельством и жизнью становятся их "сотрудниками" для Царства Божьего" (Кол 4:11). Вера христианина в действие Духа Божьего через Ц. Обусловлена не ее внешним авторитетом. Она вытекает из свободного акта доверия ко Христу, из опыта молитвенной, сакральной и нравственной жизни внутри Ц. Это Е г о Община, Его народ, Его Церковь, через к-рую христианин получает и само Писание.

Т.о., между Библией и Ц. Постоянно существует "обратная связь", питающая и церковную жизнь, и понимание Слова Божьего. А к в и л о н о в Е.П., Новозав. Учение о Ц., СПб., 1904. *А л е к с а н д р Светлаков( Изложение учения Правосл. Церкви о Церкви, церк. Иерархии, благодати и таинствах, Н. Новг., 1878. Прот.*A ф а н а с ь е в Н., Ц. Духа Святого, Париж, 1971. Прот.*Б у л г а к о в С., Невеста Агнца, Париж, 1945. Е г о ж е, Очерки учения о Ц., "Путь", 1925-29, ( 1-4, 15-16. Прот.В о р о н о в Л., Слово Божие в жизни Ц., ЖМП, 1987, ( 3-4. [Г о р о д е н с к и й Н.], Новозав. Учение о Царстве Божием в новейшей зап. Богосл. Литературе, ЧОЛДП, 1894, кн.10. Д у м с к и й Ф., Ц. И Христос. Экзегетич. Анализ Еф 1:23, "Странник", 1900, ( 5.

*З о м Р., Церк. Строй в первые века христианства, М., 1906. Архиеп.*И л а р и о н Троицкий( Очерки из истории догмата о Ц., Серг. Пос., 1913. Е г о ж е, Свящ. Писание и Ц., М., 1914. Л ю б а к А. Де, Тайна Ц., "Символ", 1980, ( 3. Митр.М а к а р и й Булгаков( Православно-догматич. Богословие, СПб., 1849, т.1. М а н с в е т о в И.Д., Новозав. Учение о Ц., М., 1879. М е л л е р И.А., Мистич. Единство Ц., "Символ", 1980, ( 3. *П и й ХII (папа), О мистич. Теле Христовом, пер. С лат., Буэнос-Айрес, 1954. *С о л о в ь е в Вл., Собр. Соч., т.3-4, СПб., 19142. Прот.*С о л о в ь е в И., Обетования и пророчества о Иисусе Христе и Его св. Ц. В книгах ВЗ, М., 1913. Т е р н а н П., Ц., СББ. Свящ.Т ы ш к е в и ч С., Ц. Богочеловека, Рим, 1958. *Т я р к О.А., Созидание Тела Христова, БВс., 1968, ( 5, 6.

Свящ.Ф л о р е н с к и й П., Понятие Ц. В Свящ. Писании, БТ, 1974, сб.12. *Х о м я к о в А.С., Соч., т.3 и отд. Соч. А.С.Хомякова. Богосл. И церк.-публицистич. Статьи, Пг., [1915]. *В о u у е r L., LEglise de Dieu, Р., 1970. *С u l l m a n n O., La Royaut №du Christ et lEglise selon le NT, Neuch"tel, 1971. J o h n s t o n G., The Doctrine of the Church in the New Testament. PCB, p.719-23 (с библиогр.). L u b a c H. De, Meditations sur lEglise, P., 1953. *R о b i n s о n J.А.Т., The Body, Chi., 1952. S c h m i d t J., Kirche, HTG, Bd.2, S.432-443. *S с h n a k e n b u r g R., Die Kirche im NT, Freiburg, 1961 (англ. Пер. The Church in the NT, N.Y., 1965). См. Также ст. Богословие библейское..

Значения в других словарях
Цельс

К е л ь с (Celsus,) (2 в.), античный языческий писатель. О жизни его ничего не известно. Утрачен и его памфлет "Правдивое слово" (Alh("j lТgoj), одна из самых ранних попыток лит. Борьбы против христианства. О содержании книги можно судить по цитатам из кн. *Оригена "Против Цельса". Первый опыт реконструкции книги Ц. По апологии Оригена принадлежит *Кайму (1873). Ц. Критиковал христианство с т. Зр. Античной государств. Религии и широко понимаемой стоической морали. Ему представлялось варварством,..

Церковно-славянской Библии Издания

Рукописные и печатные издания *переводов Библии на церковно-славянский язык. Первые, не дошедшие до нас *рукописи Ц.-с.Б.и. Содержали перевод Писания, сделанный свв.*Кириллом и Мефодием и их сподвижниками. Перевод этот был осуществлен на основе лучших византийских манускриптов. Как отмечает прот.В. Сорокин, эти рукописи, употреблявшиеся при *богослужении, находились "под постоянным контролем церковных властей" и поэтому сохраняли верность древнейшим *рукописным традициям. Равноапостольные братья..

Цинцендорф

(Zinzendorf) Николаус, фон (1700-60), нем. Протестантский реформатор, переводчик НЗ. Род. В Дрездене в аристократич. Семье, тесно связанной с пиетистами (их влияние Ц. Испытал с ранних лет). Окончив ун-т в Виттенберге, Ц. Стал юристом, но с нач. 20-х гг. Целиком посвятил себя религ. Деятельности. Знакомство с различ. Конфессиями привело его к мысли, что в любой из них может пробудиться истинная преданность Спасителю. В 1722 Ц. Купил имение в Гернгуте и основал там братство ("гернгутеров"), в к-р..

Цифровые Данные Библии

См. Числовые данные Библии.. ..

Дополнительный поиск Церковь И Священное Писание Церковь И Священное Писание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковь И Священное Писание" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковь И Священное Писание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 27 символа