Даниил-Паломник

87

— игумен, родоначальник древнерусской паломнической литературы. Более или менее точных биографических данных о нем не имеется вовсе. Неизвестно даже, какого монастыря он был игуменом. H. M. Карамзин отожествил его с епископом Даниилом, поставленным в Юрьеве-Южном в 1115 году и умершим в 1122 г. Паломником он называется благодаря своему путешествию в Царьград и Св. Землю, которое и описал в своем знаменитом "Хождении". Это-то произведение и является единственным источником сведений о Данииле, "игумене русьскыя земли", как он называет сам себя, но сведений лишь предположительных, приблизительных. Из упоминания в "Хождении". Имен некоторых южнорусских князей имени Балдуина, а также правителя Константинополя, с войском которого Даниил сделал одно из своих "странствий", можно вывести, что время его путешествия относится или к 1106—1108 гг., или к 1113—1115 гг.

Первое предположение, по мнению акад. А. Н. Пыпина, правдоподобнее. В одном месте своего "Хождения". Он сравнивает р. Иордан с р. Сновью, и на основании этого прежние исследователи, не предполагавшие существования рек с подобным названием в других губерниях, кроме черниговской, считали Даниила уроженцем черниговской губернии. Только довольно частое наименование себя русским и упоминание имен одних южнорусских князей дает нам более прочное основание утверждать, что он был и уроженец одного из южных или юго-западных княжеств. Так как путешествие Даниила начинается и заканчивается Царьградом, то думают, что оно совершено им после более или менее продолжительного пребывания в византийской столице. "Хождение".

Дошло до нас в массе списков (новейший издатель его, Веневитинов, собрал до 70. Впоследствии было отыскано еще несколько, но древнейший из них не восходит далее начала ХV в.) и под различными заглавиями. "Книга, глаголемая Странник", "Житие и хождение Даниила, игумена русьскыя земли", "Сказание Даниила игумена". И т. П. — По своему составу оно стало как бы типическим образцом позднейших произведений этого рода. В нем нет описания особенностей природы, политического состояния виденных земель, быта или нравов населения, а все его содержание заключается в точном указании, как добраться до Святых мест, и в подробнейшем описании самих мест, которые автор перечисляет по порядку, приводя все достопримечательное, причем по поводу каждой местности вспоминает библейскую или евангельскую истории.

Сам рассказ отличается большою простотой и точностью сообщаемых сведений, так как Даниил описывал только то, что сам видел или слышал от "сведущих". Людей. Эти свойства рассказа, вместе с богатством исторических и легендарных сведений, сделали "Хождение". Настолько любимой книгой, что оно ходило в рукописях еще в начале XIX в. И было не только назидательным чтением, но и путеводителем для предпринимающих путешествие к Святым местам. В историко-литературном отношении "Хождение". Представляет большой интерес. Как литературный памятник, один из древнейших в нашей письменности, оно важно, как первый опыт развившейся потом паломнической литературы, отразивший на себе современные черты, быта, понятий, стиля и языка.

Немаловажно и археологическое его значение в ряду средневековых описаний Святой земли вообще. Много, наконец, в нем сведений и для исторической топографии Палестины.Издания "Хождения". 1) в "Истории Государства Росс.". Н. М. Карамзина (1818). 2) Н. Власов, "Путешествия русских людей в чужие земли". (СПб., 1837 г., ч. I). 3) Сахаров, "Путешествие русских людей по Святой земле". (СПб., 1839 г., ч. І). 4) Сахаров, "Академия русского народа". (СПб., 1849 г., т. IІ). 5) "ІІутешествие игумена Даниила по Святой земле в начале XII века". Издано Археографической комиссией под ред. А. С. Норова, с его критическими примечаниями (СПб., 1864 г.). 6) "Pèlerinage en terre Sainte de l'igouméne Daniel au commencement du XII siècle, traduit par Abraham Noroff".

(СПб., 1864 г.). 7) греческий перевод издания А. Норова, сделанный Е. Маттеа. СПб., 1867 г. 8) "Die Pilgerfahrt des russischen Abtes Daniel ins Heilege Land 1113—1115. Uebersetzt von A. Leskien". (Лейпциг, 1884 г. См. Рецензию Веневитинова по поводу этого издания в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1884 г., № 8) и 9) "Житие и хождение Данила Русьскыя земли игумена. 1106—1108 г.г". Издано под редакцией М. А. Веневитинова в "Православном Палестинском Сборнике", вып. III и IX (СПб., 1883 и 1885 г.) (это новейшее и лучшее издание). Исследования "Хождения". Муравьев, "Путешествие к Святым местам". (СПб. 1885 г., стр. VII XXXI). Веневитинов, "Хождение игумена Даниила в Святую землю в начале XII в.".

(СПб., 1877 г.). Его же, "Заметки Хождения игумена Даниила". ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1883 г., № 5 и 1887 г., № 1). Его же, "Переделка "Хождения". Даниила игумена в Сборник св. Дмитрия Ростовского". ("Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1889 г., т. III). Его же, "Хождение". Игумена Даниила в издании И. Сахарова". (М., 1889 г.). Л. Н. Майков, "Старинные русские паломники в издании Православного Палестинского Общества". ("Журнал Министерства Народного ІІросвещения", 1884 г., № 7). Н. В. Рузский, "Сведения о рукописях, содержащих в себе "Хождение". В Святую землю русского игумена Даниила в начале XII века".

("Чтения Московского Общества Истории и Древностей Росс.", 1891 г., т. III) и А. Н. Пыпин. "История русской литературы", т. І (СПб., 1898 г.), где самый подробный разбор "Хождения". Из всех курсов русской литературы. В. Р—в.{Половцов}.

Значения в других словарях
Даниил-Бирюковский

— московский мещанин, расколоучитель Федосеевской секты, "муж ученый, хороших дарований и твердой памяти, имел чистое сердце, веселый дух, однако порабощен был гордостью, честолюбием и презрением к ближним,". Как характеризует его старообрядческий биограф Павел Любопытный, р. В 1763, умер в 1811 г. Бирюковскому принадлежит пользующееся у федосеевцев большою популярностью сочинение "Оплот", также множество различных посланий. Из других сочинений важен его "Устав о пище, ви..

Даниил-Викулин

(1653—1733) — родился в Новгороде и был дьячком церкви Шунского погоста. Когда с 1681 г. Усилилось преследование раскола, он бежал. За ним была послана погоня, но он успел скрыться. Затем, по приказанию своего духовного отца Досифея, отправился в Выговскую пустынь, основанную дьяконом Игнатием Соловецким. Здесь он, однако, жил недолго, так как участие в одном вооруженном столкновении с царскими войсками, во время которого Даниил с товарищами отбил одного из раскольников, возбудило против него но..

Данииленко, Ник.

Дух. Пис. И педагог 1860 гг.{Венгеров}. ..

Даникан, Леонид Андреев.

Сотр. Одесс. Газ., † 1889.{Венгеров}. ..

Дополнительный поиск Даниил-Паломник Даниил-Паломник

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даниил-Паломник" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даниил-Паломник, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 15 символа