Эйдос

177

(греч. Éidos — вид, образ) термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое» или «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность», «телесная или пластическая данность в мышлении». Уже у Гомера термин обозначал «наружность» и преимущественно «прекрасную наружность». В античной натурфилософии Э. Понимался почти исключительно как «образ» (Эмпедокл, Демокрит). Однако уже у Парменида Э. Выступал как сущность, правда, так или иначе видимая. У Платона имеются различные значения Э. — «внешнее» и «внутреннее» и т.д., вплоть до значения субстанциальной идеи, которое для него особенно характерно. У Аристотеля Э. Употреблялся также и в значении «формы». В Стоицизме и Неоплатонизме Э.

Имеет разнообразные значения (начиная с «наружности тела» и кончая самостоятельной субстанциальной идеей). В феноменологии (См. Феноменология) Э. Гуссерля (См. Гуссерль) этот термин, отчасти в латинском переводе species, означает наивысшую мыслит. Абстракцию, которая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно. Лит. Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 135— 281. Его же, История античной эстетики, [т. 3] — Высокая классика. М., 1974, с. 318— 361. Ritter С., Neue Untersuchungen über Platon, Münch., 1910, S. 228—336. Hartmann N., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, B., 1941. А. Ф. Лосев..

Значения в других словарях
Эйдлин

Лев Залманович [р. 23.12.1909 (5.1.1910), Чернигов], советский китаист-литературовед, переводчик, профессор (1969). Член КПСС с 1932. Окончил Московский институт востоковедения им. Н. Н. Нариманова в 1937. Докторская диссертация «Тао Юань-мин и его стихотворения» (1968, одноим. Книга 1967). Автор книг «О китайской литературе наших дней» (1955), «Китайская литература» (1962, совместно с В. Ф. Сорокиным) и статей по истории китайской литературы и театра, по теории поэтического перевода. Перевёл п..

Эйдлин Лев Залманович

Эйдлин Лев Залманович [р. 23.12.1909 (5.1.1910), Чернигов], советский китаист-литературовед, переводчик, профессор (1969). Член КПСС с 1932. Окончил Московский институт востоковедения им. Н. Н. Нариманова в 1937. Докторская диссертация «Тао Юань-мин и его стихотворения» (1968, одноим. Книга 1967). Автор книг «О китайской литературе наших дней» (1955), «Китайская литература» (1962, совместно с В. Ф. Сорокиным) и статей по истории китайской литературы и театра, по теории поэтического перевода. Пер..

Эйдсволльская конституция 1814

конституция Норвегии. Принята 17 мая 1814 Учредительным собранием в г. Эйдсволль (Eidsvoll) в обстановке, когда Норвегия после отказа датского короля от норвежской короны в пользу Швеции (см. Кильские мирные договоры 1814) готовилась оказать сопротивление шведским планам её присоединения. Э. К. Провозглашала Норвегию независимым государством, высшим представительным органом признавался парламент — Стортинг (избирался прямыми выборами, но с цензом — возрастным, имущественным, оседлости), имевший..

Эйдукявичюс

Пранас Винцович (Франц Викентьевич Эйдукевич) [25.9(7.10).1869, Кибартай, ныне Вилкавишкского района Литовской ССР, — 7.3.1926, Москва], один из организаторов КП Литвы. Член Коммунистической партии с 1918. Родился в семье рабочего-железнодорожника. Рабочий-металлист. В революционном движении с конца 80-х гг. — в Каунасе, затем в Риге, Гродно. Участник Революции 1905—07 в Лодзи, Вильнюсе. В 1906—18 член ЦК СДП Литвы, сотрудничал в большевистской печати («Социал-демократ», «Правда»). Подвергался ..

Эйдос

ЭЙДОС (греч. Eidos - вид - образ),..1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель, см. Форма и материя)2)] В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта. Т. Н. Эйдетическая редукция - отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.. ..

Эйдос

ЭЙДОС (греческое eidos - вид, образ), термин> древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную, видимую сущность (Парменид>), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель>). В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта.. ..

Эйдос

Сущность, явленность. ..

Эйдос

– вид, образ – термин древнегреческой философии и литературы, первоначально означал «видимое», то, что видно, «наружность» (Гомер), затем – конкретную жвленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель). В феноменологии Э. Гуссерля – сущность и отличие от факта. Отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.. ..

Эйдос

(греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступае..

Эйдос

ЭЙДОС (греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия - соответственно - в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ ..

Эйдос

(греч. Eidos — вид, образ, образец) — термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступае..

Эйдос

Термин древнегреческой философии. Первоначально обозначал внешний вид, образ. В V в. До н.э. Принимает значение, близкое в "виду" как классификационной единице. У Демокрита употребляется в значении "атом". У Платона - синоним слова "идея", трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны. Объект достоверного научного знания. В философии Аристотеля - "вид" как классификационная единица, подчиненная "роду".. ..

Дополнительный поиск Эйдос Эйдос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эйдос" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эйдос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 5 символа