Эйдос
ЭЙДОС (греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия - соответственно - в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. Фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. С понятием формы (см. ГИЛЕМОРФИЗМ).
Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "Э.". Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократи-ческой натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В греческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. Оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. Idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источник Э.
- с отцовским, мужским - см. ИДЕАЛИЗМ). Если в рамках досократической философии под Э. Понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "Э." существенно трансформируется. Прежде всего, Э. Понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. Имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. Обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус. Трансцендентный мир идей или - синонимично - мир Э. Как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. С Бытием элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гешталь-том (Э.
Как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. Как вид) его образ (Э. Как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. Объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. К душе человека, т.е. Ноэма (noema) как осознанный Э., - субъективный Э. Объективного Э. (Парме-нид, 130-132в). В философии Аристотеля Э. Мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. Этот акцент установки Аристотеля получил название гилеоморфизма. Греч. Hile - материя, morphe - форма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденци-альное становление).
В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "Э." употребляется также в значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) - в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "Э." употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. С понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма Э. В исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. В аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации.
Семантика Э. Как архети-пической основы вещей актуализируется в средневековой философии. Archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера). Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли. Концепция species (образ - лат. Эквивалент Э.) в позднем скотизме. Презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского и др. В позднеклас-сической и неклассической философии понятие Э.
Обретает второе дыхание. Спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля. Учение Шопенгауэра о "мире разумных идей". Эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции". Концепция "идей" Э.И. Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности..
Дополнительный поиск Эйдос
На нашем сайте Вы найдете значение "Эйдос" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эйдос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 5 символа