Эйдос

207

ЭЙДОС (греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия - соответственно - в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. Фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. С понятием формы (см. ГИЛЕМОРФИЗМ).

Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "Э.". Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократи-ческой натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В греческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. Оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. Idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источник Э.

- с отцовским, мужским - см. ИДЕАЛИЗМ). Если в рамках досократической философии под Э. Понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "Э." существенно трансформируется. Прежде всего, Э. Понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. Имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. Обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус. Трансцендентный мир идей или - синонимично - мир Э. Как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. С Бытием элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гешталь-том (Э.

Как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. Как вид) его образ (Э. Как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. Объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. К душе человека, т.е. Ноэма (noema) как осознанный Э., - субъективный Э. Объективного Э. (Парме-нид, 130-132в). В философии Аристотеля Э. Мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. Этот акцент установки Аристотеля получил название гилеоморфизма. Греч. Hile - материя, morphe - форма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденци-альное становление).

В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "Э." употребляется также в значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) - в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "Э." употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. С понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма Э. В исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. В аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации.

Семантика Э. Как архети-пической основы вещей актуализируется в средневековой философии. Archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера). Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли. Концепция species (образ - лат. Эквивалент Э.) в позднем скотизме. Презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского и др. В позднеклас-сической и неклассической философии понятие Э.

Обретает второе дыхание. Спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля. Учение Шопенгауэра о "мире разумных идей". Эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции". Концепция "идей" Э.И. Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности..

Значения в других словарях
Эйдос

(греч. Éidos — вид, образ) термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое» или «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность», «телесная или пластическая данность в мышлении». Уже у Гомера термин обозначал «наружность» и преимущественно «прекрасную наружность». В античной натурфилософии Э. Понимался почти исключительно как «образ» (Эмпедокл, Демокрит). Однако уже у Парменида Э. Выступал как сущность, правда, так или иначе вид..

Эйдос

ЭЙДОС (греч. Eidos - вид - образ),..1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель, см. Форма и материя)2)] В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта. Т. Н. Эйдетическая редукция - отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.. ..

Эйдос

ЭЙДОС (греческое eidos - вид, образ), термин> древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную, видимую сущность (Парменид>), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель>). В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта.. ..

Эйдос

Сущность, явленность. ..

Эйдос

– вид, образ – термин древнегреческой философии и литературы, первоначально означал «видимое», то, что видно, «наружность» (Гомер), затем – конкретную жвленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель). В феноменологии Э. Гуссерля – сущность и отличие от факта. Отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.. ..

Эйдос

(греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступае..

Эдипов Комплекс

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (греч. Oedipus - имя древнегреческого мифического фиванского героя и лат. Complexus - связь, сочетание) - имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю собственного пола. Позитивная форма) или собственного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю противоположного пола. Негативная форма), оказывающее существенное вл..

Эдипов Эффект

ЭДИПОВ ЭФФЕКТ - влияние информации (или единицы информации) на ситуацию, к которой эта информация относится. Понятие введено Поппером для обозначения влияния предсказания (или пророчества) на предсказанное событие, независимо от того, способствует ли оно его появлению или предотвращению.. ..

Экзегетика

ЭКЗЕГЕТИКА (греч. Exegeomai - истолковываю) - 1) - Раздел фундаментальной (или систематической) теологии, занимающийся истолкованиями текстов откровения. Поскольку в рамках христианского канона исходное Божественное откровение трактуется как данное в слове Священного Писания, постольку тексты последнего выступают центральным предметом Э. Однако, наличие в ее основоположениях тезиса о том, что чем ближе по времени тот или иной автор-толкователь к исходному откровению, тем более адекватна его инте..

Экзистенциализм

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (позднелат. - ex(s) istentia - существование), или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. Возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. Еще во время 1-й мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В середине века Э. Широко распространился и в др. Странах, в т.ч. И США. Представители Э. В Италии - Н...

Эйдос

(греч. Eidos — вид, образ, образец) — термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступае..

Эйдос

Термин древнегреческой философии. Первоначально обозначал внешний вид, образ. В V в. До н.э. Принимает значение, близкое в "виду" как классификационной единице. У Демокрита употребляется в значении "атом". У Платона - синоним слова "идея", трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны. Объект достоверного научного знания. В философии Аристотеля - "вид" как классификационная единица, подчиненная "роду".. ..

Дополнительный поиск Эйдос Эйдос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эйдос" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эйдос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 5 символа