Гармония

192

IГармо́ния (греч. Harmonia — связь, стройность, соразмерность) соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Г. Получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия. В древнегреческой философии Г. Означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев Г. Вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного. Космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы (Г. Сфер). Гераклит углубил понятие «Г.», истолковывая её как единство противоположностей. «Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу» (Аристотель, Никомахова этика, VIII, 2,1155 в.

4). У Гераклита Г. — не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутреннее единство. «Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. Космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию «Г.» социальное, нравственное значение. Г. Как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (см. «Государство», III, 400 Е—401А). Аристотель рассматривал Г. Как единство и завершённость целого, как единство в многообразии. Эпоха Возрождения (См. Возрождение) выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал знаменем Гуманизма. Основы Г. Эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математической точности законов перспективы и др.

Г. Считалась существенным признаком и даже источником прекрасного (См. Прекрасное). По мнению Леонардо да Винчи, «. Гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота» (Избранные произв., т. 2, М. — Л., 1935, с. 76). В 18 в. Понятие Г. Разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Г. Лейбниц развил учение о «предустановленной» Г., утверждая, что все монады (См. Монада) соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом (см. «Монадология», § 51 сл.). В частности, соответствуют друг другу душа и тело (см. Там же, § 78). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание Г., подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств.

Что прекрасно, то гармонично и пропорционально. Что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие Г. Играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник Г. В человеческий субъект, понимал Г. Прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью («Критика способности суждения»). Развёрнутую теорию Г. Дал Гегель. «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи, « («Эстетика», т. 1, М., 1968 с. 149). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала искусства. Г. Внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несёт в себе «романтическое искусство», т.

Е. Искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие Г. Заняло видное место в утопическом социализме (См. Утопический социализм) 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как «строй гармонии». В своём понимании Г. Как формы выражения Идеала марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма — неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоническое развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку Г. Как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает Г.

Как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности. Лит. Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963. Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 36—84. Zederbauer Е., Die Harmonic im Weltall in der Natur und Kunst. W.,1917. Burchartz М., Gleichnis der Harmonic, Gesetz und Gestaltung der bildenden Künste, Münch., 1949. А. Ф. Лосев.IIГармо́ния выразительные средства музыки, основанные на объединении музыкальных звуков в созвучия и последованиях созвучий в условиях Лада и тональности (См. Тональность). Важнейшее значение в Г. Имеют Аккорды — созвучия, звуки которых расположены или могут быть расположены по терциям. Терцовое построение аккордов опирается на естественные акустические предпосылки, в первую очередь на Натуральный звукоряд (порой применяются и др.

Принципы построения аккордов, например квартовый). В последованиях аккордов выявляются их ладовые функции (см. Функции ладовые)-, некоторые воспринимаются как устойчивые (центральный аккорд лада, определяющий тональность, тоника), другие — как неустойчивые (группы доминанты (См. Доминанта) и субдоминанты (См. Субдоминанта)). Логика ладофункционального движения сочетается в последованиях аккордов с естественностью движения составляющих их голосов (Голосоведение). Аккорды и их последования не только подчиняются ладофункциональным закономерностям, но и обладают своими колористическими (фоническими) качествами. Однако выразительность Г. Зависит от всех элементов музыкального языка, и в первую очередь от мелодии (См.

Мелодия). Со своей стороны, Г. Влияет на восприятие мелодии (см. Гармонизация). Г. Участвует в созидании музыкальной формы (См. Музыкальная форма). В построении различных форм существенно значение многих гармонических средств, например каденций (См. Каденция), модуляций (См. Модуляция), соотношения и последования тональностей. Особенности гармонического языка составляют один из компонентов музыкального стиля — как стиля творчества какого-либо композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой музыкально-исторической категории. Истоки Г. Профессиональной музыки лежат в народном музыкальном искусстве. С течением времени Г. Постепенно и всесторонне обогащается. При этом эволюция разных сторон Г. Происходит неодинаковыми темпами.

Так, развитие в области аккордики протекает быстрее, чем в области ладовых функций. Необходимым условием существования Г. На всех этапах её развития остаётся лад, проявления которого гибки, широки и изменчивы. Примерно с начала 17 в. Наблюдался значительный прогресс в области Г. Важнейший этап развития Г. Связан с музыкой венских классиков. В особенности пышный расцвет Г. Переживает в 19 в. Это время ознаменовалось гармоническими нововведениями Л. Бетховена и композиторов-романтиков, выдвижением национальных музыкальных школ, в частности русской музыкальной классики. Одна из ярких глав эволюции Г. — музыкальный импрессионизм. Современный период развития Г. Характеризуется своими достижениями, в частности в современной музыке.

Учение о Г. Представляет собой один из основных разделов музыкознания. Основополагающее значение для этого учения, в современном понимании, имели труды Ж. Ф. Рамо, а в последующее время — Х. Римана, Э. Курта и др. В нашей стране ещё до появления трудов Римана большой вклад в разработку учения о Г. Внесли П. И. Чайковский и Н. Л. Римский-Корсаков. Многое здесь сделано и в сов. Время. Важнейшим направлением в учении о Г. Является ладофункциональная теория (см. Функциональная школа). Г. Как учебный предмет входит в основу профессионального музыкального образования. Лит. Чайковский П., Руководство к практическому изучению гармонии, Полн. Собр. Соч., т. Ill а, М., 1957. Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, Полн. Собр. Соч., т. IV, М., 1960.

Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. С нем., М., 1896. Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1—2, М., 1924—25. Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. С франц. М., 1932. Учебник гармонии, М., 1969. Тюлин Ю. И Привано Н., Теоретические основы гармонии, 2 изд., М., 1965. Их же. Учебник гармонии, 2 изд., М., 1964. Берков В., Гармония. Учебник, 2 изд., М., 1970. Скребков С., Гармония в современной музыке, М., 1965. Rameau I. Ph., Traite de l'harmonie reduite á ses principes naturels, N. Y., [1965]. Koechlin Ch., Traite de l'harmonie, т. 1—3, P., 1928—30. В. О. Берков..

Значения в других словарях
Гармоническое расположение

такое расположение четырёх точек M1, М2, М3, М4 на прямой ll1 (см. Рис.), при котором точка М3 лежит внутри отрезка M1M2, точка М4 — вне этого отрезка и отношения равны. Обычно отношение двух отрезков считают положительным, если их направления на прямой одинаковы, и отрицательным при различных направлениях. Поэтому Г. Р. Точек M1, M2, М3, М4 можно охарактеризовать и тем, что т. Н. Двойное отношение этих точек, т. Е. Отношение равно -1. Гармонически расположенные точки при проектировании на ка..

Гармоническое среднее

число (у), обратное которому есть Арифметическое среднее чисел, обратных данным числам (а1, a2,..., an). . ..

Гармония (музык.)

Гармония, выразительные средства музыки, основанные на объединении музыкальных звуков в созвучия и последованиях созвучий в условиях лада. ..

Гармония (соразмерность)

Гармония (греч. Harmonia — связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Г. Получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.В древнегреческой философии Г. Означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев Г. Вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного. Космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически распол..

Гармония

ГАРМОНИЯ - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия - аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада - гомофонии, полифонии. Элементы гармонии - каденции и модуляции - важнейшие факторы музыкальной формы. Учение о гармонии - один из главных разделов теории музыки (см. Музыковедение).. ..

Гармония

ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада - гомофонии, полифонии. Элементы Гармонии - каденции и модуляции - важные факторы музыкальной формы. Гармония - также название соответствующей научной дисциплины.. ..

Гармония

В музыке - одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов - в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из Хорошо темперированног..

Гармония

Гармония со смыком. Жарг. Угол. Красивая молодая любовница. Балдаев 1, 85. ББИ, 54.. ..

Гармония

См. Эстетический. ..

Гармония

(греч. Harmonia, от harmoso - приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях. 3) согласие с кем-либо в мнениях или поступках. 4) вообще созвучие, благозвучие, согласие, соразмерность, 5) греческая богиня согласия, дочь Арея и Афродиты.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1..

Гармония

• абсолютная гармония. ..

Гармония

Созвучие, согласие, симфония, лад.. ..

Гармония

Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия - аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада - гомофонии, полифонии. Элементы гармонии - каденции и модуляции - важнейшие факторы музыкальной формы. Учение о гармонии - один из главных разделов теории музыки (см. Музыковедение).. ..

Гармония

(иноск.) - соразмерность, равновесие, согласие (намек на музыкальную гармонию - созвучие, стройность, лад, правильное соотношение одновременных звуков)Ср. Но если находил на него счастливый стих, лицо его отражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания.Гончаров. Обрыв. 1, 6.Ср. Все в ней гармония, все диво,Все выше мира и страстей...А.С. Пушкин. Красавица.Ср. Между новыми знакомыми царствовала гармония. Они шутили, смеялись, спорили, как будто век жили вместе.Марлинский. Истязание..

Гармония

Ж. Соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность. Соразмерное отношение частей целого. Правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд. Самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить. Быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист м. О с..

Гармония

Ж.1) Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.).2) Стройность звучания. Благозвучие.3) а) Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий.б) Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. Произведении или характерные для того или иного композитора, композиторской школы, направления.в) Область изучения способов и правил построения, взаимосвязи аккордов (в теории музыки).. ..

Гармония

ГАРМОНИЯ. ..

Гармония

-и, ж. 1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. 2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. Звуков. Г. Красок. Душевная г. Г. Интересов. * Поверить алгеброй гармонию (книжн.) — попытаться переложить на язык разума, логики то высокое, духовное, что доступно только чувствам. |Г прил. Гармонический, -ая, -ое.. ..

Гармония

Гармонии, ж. (греч. Harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию. Пушкин. 2. Благозвучие, Стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма. 3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок. || Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-н. Целого,..

Гармония

Гармо́ния стар. Армония, Ф. Прокопович. См. Смирнов 81. Из польск. Harmonia, которое через лат. Harmonia восходит к греч. Ἁρμονία. См. Горяев, ЭС 439.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Гармония

(греч. Armonia - связь, стройность, соразмерность) - выразительные средства музыки, осн. На объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. Проявляется не только в многоголосии, но и в одноголосии - мелодии. Коренные понятия Г. - аккорд, ладовая, функция (см. Функции ладовые), голосоведение. Терцовый принцип образования аккорда главенствует в течение мн. Веков в проф. И нар. Музыке разл. Народов. Ладовые функции возникают в г..

Гармония

В размеры стройные стекались Мои послушные слова И звонкой рифмой замыкались В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря гул глухой, Иль шопот речки тихоструйной. Это, конечно, Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом», из которого заимствованы приведенные строки, был впервые опубликован в виде предисловия к первой главе «Евгения Онегина». А вот начало пушкинского же стихотворения «Красавица». Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и стра..

Гармония

(от греч. Harmonia. ..

Гармония

Дочь Ареса и Афродиты, унаследовавшая красоту своей матери. Супруга Кадма. Само ее имя символизирует гармонию их брака. Боги подарили ей на свадьбу золотое ожерелье, сделанное божественным Гефестом. Оно было необычайно красиво, но не приносило счастья никому, кто хотел бы силой или хитростью им завладеть.. ..

Гармония

(греч. Harmonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. Выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейск..

Гармония

ГАРМОНИЯ (греч. Armonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. Выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в е..

Гармония

(греч. Harmonia — связанность и соразмерность частей) — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. Выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейск..

Гармония

(Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Гармония

(греч. Harmonia) - согласованность, стройность в сочетании чего-либо в одежде, например, цветовых тонов. Г. Цветовая, или гармоническое сочетание цветов - это согласованное сочетание всех цветов, входящих в орнаментальную композицию. Имеет существенное значение в художественном оформлении тканей и текстильных изделий и строится по определенным закономерностям. 1) цветовое решение композиции должно соответствовать ее образному решению и назначению. 2) линейный и пятновый ритм цвета, его соотноше..

Дополнительный поиск Гармония Гармония

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гармония" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гармония, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа