Глюк

137

(Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, — 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Г. Занимался пением и игрой на многих инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель). Совершенствовался в Вене. В 1737—45 жил в Италии, где занимался под руководством Дж. Саммартини. В 1741 оперой «Артаксеркс» (либретто П. Метастазио) дебютировал как оперный композитор. Эта и последующие итальянские оперы Г. Имели большой успех. В 1745—46 в Лондоне Г. Познакомился с ораториями Г. Ф. Генделя, а затем в Париже с операми Ж. Ф. Рамо. В конце 40-х гг. В качестве капельмейстера итальянской оперной труппы посетил ряд европейских городов (Гамбург, Копенгаген, Прага и др.).

С 1750 Г. Надолго поселился в Вене, где в 1754 получил должность придворного капельмейстера. Наряду с итальянскими операми с 1758 создавал оперы на французские комедийные тексты (Ш. Фавара и др.). «Остров Мерлина», «Осажденная Цитера», «Наказанный пьяница», «Одураченный кади», «Пилигримы в Мекку» и др. В 1761 Г. В содружестве с балетмейстером Г. Анджолини создал балет «Дон Жуан», отличавшийся от современных ему произведений большим драматизмом. С Веной связано начало оперной реформы Г., которая осуществлялась им совместно с либреттистом Р. Кальцабиджи. За первой реформаторской оперой «Орфей и Эвридика» (1762) последовали «Альцеста» (1767) и «Парис и Елена» (1770). Г. В корне изменил трактовку оперного жанра. В традиционных мифологических сюжетах Г.

Прежде всего выявлял глубокое идейное содержание, подчёркивал гражданственные идеи (подчинение личного общественному, самопожертвование для блага государства). Завершение реформы произошло в Париже, куда Г. Переехал в 1773. Здесь он поставил оперу «Ифигения в Авлиде» (либретто Ф. Дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), в новых редакциях оперы «Орфей» (1774) и «Альцеста» (1776), а также оперы «Армида» (либретто Ф. Кино, 1777), «Ифигения в Тавриде» (либретто Н. Ф. Гийара по Еврипиду, 1779), «Эхо и Нарцисс» (по мифологической сказке, 1779). В 80-х гг. Г. Снова жил в Вене, где написал на тексты Ф. Т. Клопштока 7 од и оперу «Битва Германика» (неокончена). Оперная реформа Г. Отвечала передовым устремлениям демократических кругов накануне Великой французской революции.

Большую роль в идейной подготовке реформы сыграла деятельность французских энциклопедистов (Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбера, особенно Д, Дидро) и немецких просветителей (И. Винкельмана, Г. Э. Лессинга). В музыке Г. Стремился к наиболее полному раскрытию драматического содержания, не шёл на уступки поверхностным аристократическим вкусам. В предисловии к «Альцесте», явившемся программным манифестом новой оперной эстетики, Г. Писал. «Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями». Главным достижением композитора явилось подчинение всех компонентов оперного спектакля (сольного пения, хора, оркестра, балета) единому замыслу.

В ариях Г. Отказался от виртуозных излишеств и внешней помпезности, усилил в речитативных эпизодах декламационную выразительность, повысил роль оркестрового сопровождения. Стремясь преодолеть мозаичность и схематизм номерной структуры оперы, Г. Объединял ряд эпизодов, в том числе и балетные номера, в большие сцены, построенные на едином драматическом развитии. Величественное звучание придавал операм хор. Композитор усилил значение оркестра, что сказалось на трактовке увертюры, которая, по мнению Г., должна была стать «вступительным обзором содержания». Деятельность Г. В Париже способствовала повышению уровня оперного исполнительства. Реформа Г. Обладала известной ограниченностью. Обращение к античности лишало произведение национального своеобразия.

В них были созданы отвлечённые образы героев, представавших как воплощение обобщённых идей (супружеской верности, подчинения долгу и т.д.). В операх Г. Преобладал общий суровый, возвышенный тон, они были лишены жизненного многообразия ситуаций и характеров. В реформе Г. Подытожены музыкальные достижения многих национальных школ, что способствовало её общеевропейскому значению. Но наибольший резонанс она имела во Франции, где на сторону Г. Стали передовые круги во главе с энциклопедистами. Среди сторонников старых традиций возникла оппозиция по отношению к творчеству Г., противопоставившая ему творчество представителя неаполитанской оперной школы Н. Пиччинни. Бурная полемика, развернувшаяся в конце 70-х гг. В Париже по вопросам оперы, получила название «войны глюкистов и пиччинистов».

Конечная победа осталась за Г. (влияние Г. Испытал и Н. Пиччини), вокруг которого возникла оперная школа (А. Саккини, А. Сальери, И. К. Фогель). Г. Оказал значительное воздействие на композиторов эпохи Великой французской революции (Л. Керубини, Э. Н. Меюль и др.). Творчество Г. Примыкало к венской классической школе (См. Венская классическая школа) и способствовало формированию стиля В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В 19 в. Идеи Г. Нашли дальнейшее развитие в оперной реформе Р. Вагнера. Лит. Материалы и документы по истории музыки, переводы под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934. Соллертинский И., Глюк, М. — Л., 1937. Роллан P., Собрание музыкально-исторических сочинений, т. 4 — Музыканты прошлых дней, пер. С франц., М., 1938. Ливанова Т., Музыкальная классика 18 века, М.

— Л., 1939. Её же, Реформа Глюка и французский оперный театр перед революцией 1789 года, в сборнике. Классическое искусство за рубежом, М., 1966. Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959. Tiersot J., Gluck, P., 1910. Marx А. В., Glück und die Oper, Bd 1—2, В., 1863. Einstein A., Glück. Sein Leben — seine Werke, Z.- Stuttg., [1954]. Г. В. Крауклис. К. В. Глюк..

Значения в других словарях
Глыбовые горы

поднятия земной коры, ограниченные тектоническими разломами. Для Г. Г. Характерны. Массивность, крутые склоны и сравнительно слабая расчленённость. Возникают обычно в складчатых зонах, имевших когда-то горный рельеф, но потерявших пластичность и выравненных денудацией. При повторном тектоническом воздействии эти участки земной коры не собираются в складки, а разбиваются на отдельные глыбы, из которых одни поднимаются в виде горстов, давая начало хребтам («возрожденные горы»), другие опускаются ..

Глыбокая

посёлок, городского типа, центр Глыбокского района Черновицкой области УССР. Ж.-д. Узел Глубокая-Буковинская. Маслодельный завод, пищекомбинат.. ..

Глюк Кристоф Виллибальд

Глюк (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, — 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Г. Занимался пением и игрой на многих инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель). Совершенствовался в Вене. В 1737—45 жил в Италии, где занимался под руководством Дж. Саммартини. В 1741 оперой «Артаксеркс» (либретто П. Метастазио) дебютировал как оперный композитор. Эта и посл..

Глюкагон

(гипергликемический-гликогенолитический фактор — ГГФ) гормон, вырабатываемый поджелудочной железой (в α-клетках лангергансовых островков). Стимулирует распад Гликогена печени активацией фермента фосфорилазы и тем самым увеличивает концентрацию сахара в крови. Г. — полипептид, содержащий 29 аминокислотных остатков. Американский биохимик В. Бромер получил его в кристаллическом виде (1956). Г. Быстро расщепляется в крови. В препаратах Инсулина может быть до 5—10% Г.. ..

Глюк

[нем. Gluck - счастье] - сленг мол. Субъективно приятные галлюцинации, вызванные эффектом воздействия спиртных напитков или наркотиков.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Глюк

Галюн, галлюцинация, галюник, мираж. ..

Глюк

(1652-1705), пастор, педагог. Выходец из Саксонии. В 1703 по поручению царя Петра I открыл в Москве первую светскую общеобразовательную школу (гимназию). В семье Г. Жила Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I.. ..

Глюк

(Gluck) Эрнст (1654-1705), нем. Протестантский пастор, переводчик Библии на латыш. И рус. Языки. Род. В Саксонии. Получил богосл. Образование в Виттенбергском и Лейпцигском ун-тах. В 1673 переселился в Лифляндию. С 1680 пастор. Изучив латыш. Яз., он совместно с Виттеном Х.Б. Предпринял издание первого полного перевода канонич. Книг на латыш. Яз. В Риге (1685-89). В Мариенбурге, где Г. Жил с 1683, было много русских, и он заметил, что для большинства из них церк.-слав. Библия почти непонятна. Это..

Глюк

Галлюцинация.. ..

Дополнительный поиск Глюк Глюк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Глюк" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глюк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 4 символа