Грамотность

113

(от греч. Grammata — чтение и письмо) Г. Как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. В дореволюционной России и в др. Странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать. В развитых капиталистических странах — лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия «Г.», его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. И 1-й половине 20 в. Неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения.

Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. В странах, достигших сплошной Г. Населения, применяется показатель образования (См. Образование), а показатель Г. Сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира. В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте.

По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. Дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет — 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии — 5 и 6% ). Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них Школы грамоты, широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см.

Всеобщее обучение). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. Неграмотных и около 40 млн. Малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926—1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. В табл. 1 и 2. Табл. 1. — Процент грамотных в возрасте 9—49 лет -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Население | Годы переписи | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | 1897 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Городское.

| | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | мужчины | 66,1  | 88,0  | 97,1  | 99,5  | 99,9 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | женщины  | 45,7  | 73,9  | 90,7  | 98,1  | 99,8 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Всего | 57,0  | 80,9  | 9 3,8  | 98,7  | 99,8 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сельское.

 | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | мужчины | 35,5  | 67,3  | 91,6  | 99,1  | 99,6 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | женщины  | 12,5  | 35,4  | 76,8  | 97,5  | 99,4 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Всего | 23,8  | 50,6  | 84,0  | 98,2  | 99,5 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Городское и | | | | | | | сельское.

| | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | мужчины | 40,3  | 71,5  | 93,5  | 99,3  | 99,8 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | женщины  | 16,6  | 42,7  | 81,6  | 97,8  | 99,7 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Всего | 28,4  | 56,6  | 87,4  | 98,5  | 99,7 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Табл.

2. — Процент грамотных сред и населения союзных республик в в озрасте 9—49 лет (по переписи 1970) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Союзные республики | Городское население | Сельское население | Городское 11 сельское | | | | | население | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | мужчины | женщины | мужчины  | женщины | мужчины  | женщины | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | РСФСР | 99,6 | 98,2 | 99,1 | 97,1 | 99,3  | 97,7 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Украинская ССР | 99,7 | 98,7 | 99,5 | 98,9 | 99,6  | 98.8 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Белорусская ССР  | 99,6 | 98,7 | 99,4 | 98,6 | 99,5  | 98,6 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Узбекская ССР | 99,0 | 97,1 | 98,9 | 97,5 | 99,0  | 97,3 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Казахская ССР  | 98,9 | 95,2 | 98,7 | 95,0 | 98,8  | 95,1 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Грузинская ССР | 99,5 | 98,5 | 99,3 | 98,7 | 99,4  | 98,6 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Азербайджанская | 99,0 | 95,8 | 98,7 | 96,1 | 98,8  | 96,0 | | ССР | |  | |  | |  | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Литовская ССР | 99.3 | 98,5 | 98,6 | 97,9 | 98,9  | 98.1 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Молдавская ССР  | 98,6 | 95,5 | 99,3 | 97,0 | 99,1  | 96,8 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Латвийская ССР  | 99,6 | 99,2 | 99,0 | 98,1 | 99,4  | 98,8 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Киргизская ССР | 99,1 | 96,8 | 99,0 | 97,2 | 99,0  | 97,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Таджикская ССР | 97,9 | 93,7 | 98,0 | 95,1 | 98,0  | 94,6 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Армянская ССР  | 99,2 | 97,6 | 99,3 | 97,6 | 99,2  | 97,6 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Туркменская ССР  | 98,1 | 93,5 | 97,3 | 93,2 | 97,7  | 93,4 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Эстонская ССР | 99,8 | 99,6 | 99,4 | 99,4 | 99,7  | 99,5 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистических странах, население этих стран почти полностью грамотно.

Достаточно высокая Г. Населения в экономически развитых капиталистических странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др.). Серьёзных успехов в борьбе за Г. Населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь государственной и национальной независимости. Однако уровень Г. Населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962), в Африке — около 120 млн., неграмотных (около 80% среди взрослых). В Азии и Океании (без социалистических стран) — около 350 млн. (свыше 50%), в арабских странах — около 44 млн. (около 80%). В большинстве стран Латинской Америки количество неграмотных достигает 50—60%.

В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. Неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных — ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. Чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сентября). Термин «Г.» обозначает также. А) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность). Б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.). М. П. Кашин..

Значения в других словарях
Грамотин

Иван Тарасьевич (г. Рождения неизвестен — умер 1638), русский дипломат, крупный землевладелец. При Лжедмитрии I (См. Лжедмитрий I) с августа 1605 — думный дьяк Посольского приказа. В 1608 при царе Василии Шуйском перешёл на сторону Лжедмитрия II (См. Лжедмитрий II). С 1610 доверенный агент польского короля Сигизмунда III, по поручению которого управлял Посольским приказом в звании печатника (хранителя государственной печати), присутствовал в Поместном приказе и Боярской думе. В 1612 был послан ..

Грамотин Иван Тарасьевич

Грамотин Иван Тарасьевич (г. Рождения неизвестен — умер 1638), русский дипломат, крупный землевладелец. При Лжедмитрии I. ..

Грамоты

деловые документы (главным образом акты) и письма, как официального, так и частного происхождения, на Руси 10— 17 вв. Термин заимствован из Византии, где γραμματα обозначала послания, указы, письменные документы вообще. «Повесть временных лет» упоминает грамоту Владимира Святославовича, данную церкви Богородицы на десятину (См. Десятина). Г. Писались на досках, лубе-берёсте (см. Берестяные грамоты), пергаменте, а с 14 в. — на бумаге. Древнейшая дошедшая до нас подлинная Г. На пергаменте — жалов..

Грампианские горы

(Grampians) самые высокие горы о. Великобритания. Высота до 1343 м (г. Бен-Невис). Расположены в Шотландии, между долиной-грабеном Глен-Мор на С. И Шотландской низменностью на Ю. Длина около 250 км. Сложены кристаллическими и метаморфическими породами. Вершинная поверхность преимущественно слабо волнистая, расчленена узкими долинами рек и озёрными котловинами, заложенными в тектонических разломах. Широко распространены формы ледниковой экзарации. Умеренный океанический климат с прохладным летом...

Грамотность

ГРАМОТНОСТЬ - определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида. От элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний..

Грамотность

Умение читать и писать. Органично входила в образ жизни крестьянства. Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду. Сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных). Использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя. Покупка лубочных и др. Изданий у офеней-разносчиков. Привоз книг из городов отходниками. Подписка и др.От XVIII-XIX вв. Дошло множество свидетельств о грамотности значительной части ..

Грамотность

ГРАМОТНОСТЬ, первоначально определенная степень владения навыками чтения и письма в соответствии с устоявшимися нормами родного языка. Исторически понятие> грамотности расширялось от элементарных умений читать, писать, считать к владению некоторым комплексом знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (так называемая функциональная грамотность).. ..

Грамотность

Под словом "грамотный" обыкновенно подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей "полуграмотных", т. Е. Умеющих только читать. Для статистики Г. Данного народа есть отношение между числом лиц грамотных и численностью всего населения. Отношение это обыкновенно выражается в процентах. Грамотностью, выраженною таким образом, если и не измеряетс..

Грамотность

ГрамотностьРечь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * Похвала * Русский язык * Слово * Сплетня * Спор * Шутка * Язык Грамотность Грамматик может быть весьма плохим автором. Хороший автор - плохим грамматиком. -•Буаст Грамматика повелевает даже царями. -•Мольер. Moliere. Если бы римляне изучали все исключения из правил своей грамматики, то у них не осталось бы времени на поко..

Грамотность

• поголовная грамотность. ..

Грамотность

Подготовленность, осведомленность, знакомство, знание, компетентность, квалифицированность, информированность. ..

Грамотность

Определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида. От элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, по..

Грамотность

Ж.1) Умение читать и писать.2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.3) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. Области.б) Образованность, просвещенность.. ..

Грамотность

Грамотности, мн. Нет, ж. (книжн.). 1. Уменье читать и писать. Распространение грамотности в стране. 2. Отвлеч. Сущ. К грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Грамотность рисунка. Политическая грамотность.. ..

Грамотность

Состояние образованности, способность читать и писать. Своего рода проблемой является то, как точно определить уровень этих умений, который мог бы служить критерием для доказательства функционной грамотности. См. Безграмотность и чтение.. ..

Грамотность

Ст. Владения чел. Навыками чтения и письма, один из осн. Показателей соц.-культ. Развития нас. Общ. Показатели Г. Нас. В XVIII в. Не выяснялись. Однако можно считать, что Г. Муж. Нас. Екат. Была относительно высокой в силу след. Причин. Екат. Железоделательный з-д - один из крупнейших в России, имел сравнительно большое число мастеровых высокой квалификации, по роду деятельности обязанных знать грамоту. Екат. - Ц. Управления з-дами У. И Сибири, здесь сосредотачивалось значительное число приказны..

Грамотность

Умение читать и писать. Органично входила в образ жизни крестьянства. Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду. Сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных). Использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя. Покупка лубочных и др. Изданий у офеней-разносчиков. Привоз книг из городов отходниками. Подписка и др. От XVIII-XIX вв. Дошло множество свидетельств о грамотности значительной части..

Грамотность

Определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматич. Нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия Г. Менялось исторически, расширяясь с ростом обществ, требований к развитию индивида — от элементарных умений читать, писать, считать и т. П. К владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (т. Н. Функциональная Г.).Вопросы определен..

Дополнительный поиск Грамотность Грамотность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грамотность" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грамотность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 11 символа