Грамотность

82

Умение читать и писать. Органично входила в образ жизни крестьянства. Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду. Сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных). Использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя. Покупка лубочных и др. Изданий у офеней-разносчиков. Привоз книг из городов отходниками. Подписка и др. От XVIII-XIX вв. Дошло множество свидетельств о грамотности значительной части крестьянства. Так, многие челобитные были написаны собственноручно крестьянами. Немало личных подписей крестьян встречается в подворных и подушных переписях, в "повальных обысках" (так назывался сплошной опрос при расследовании).

Не редкость - крестьянская деловая и частная переписка, найденная в документации учреждений и личных фондах. Важным показателем умения читать и писать и владения книгами служат пометы на полях разного рода изданий и рукописных сборников. Встречаются прямые указания на переписывание крестьянами сборников, молитвословов, лечебников, травников и пр. Наконец, часто устанавливается и авторство догматических, полемических, стихотворных и др. Сочинений крестьян. Статистические данные о грамотности крестьян далеки от реальной картины. По данным Всероссийской переписи 1897 грамотных крестьян в Европейской России было 22,9% (мужчины - 31,4%, женщины - 5,7%). Занижение показателей при официальном учете происходило по трем основным причинам.

1. Часть крестьян предпочитала скрывать свою грамотность, чтобы не нести ответственности за подписываемые документы или нарушаемые указы и пр. (старообрядцы - из религиозных соображений). 2. Принято было обучать прежде всего чтению, а потом - письму. Некоторые умели только читать. В материалах опросов, например, встречаются такие утверждения. "Грамоте читать знаю, а писать скорописью не умею и тому не учивался". Отражают ли подобные утверждения реальный уровень или лишь нежелание давать письменные показания или подпись, в любом случае они свидетельствуют о том, что среди крестьян, отказывающихся писать, были читающие. 3. Определенная доля крестьян умела читать по-церковнославянски и реализовала этот навык в чтении духовной литературы.

Т.н. Гражданской грамоты они не знали и заявляли себя неграмотными, хотя их можно было застать за чтением объемной старопечатной книги. В течение XIX в. Число общественных и частных учебных заведений в сельской местности заметно нарастает (церковноприходские, земские и помещичьи школы, волостные училища), тем не менее и после реформы их было недостаточно. Основной формой обучения крестьянских детей грамоте были т.н. Вольные, или домашние, временные школы, организуемые самими крестьянами. Обучали в них "бродячие" учителя, переходившие из деревни в деревню, отставные солдаты, грамотные крестьяне, заштатные церковнослужители и др. Вольные (стихийные) школы отличались особенной гибкостью, приспособленностью к местным условиям, к составу детей и запросам родителей, к обстоятельствам жизни учителя.

Крестьяне любили эти школы и нередко предпочитали их официальным, даже если последние были бесплатными. Повсеместно крестьянские общины или отдельные группы крестьян, дети которых достигли подходящего возраста, нанимали учителя и предоставляли поочередно помещение для занятий либо снимали совместно избу для такой школы. По сведениям губернских статистических комитетов, С.-Петербургского комитета грамотности и др. Источникам, вольные школы были распространены во всех губерниях. Срок обучения продолжался 3-4 месяца или более, по договоренности. Азбуки и буквари, Псалтыри и Часовники бытовали в крестьянских семьях и использовались для обучения. Заниматься начинали после совместной молитвы. В вольных школах изучали сначала церковнославянскую азбуку, затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтырю.

Только после этого приступали к гражданской азбуке. Земство, открывшее для себя существование множества стихийных временных школок, заявило о невозможности их сосчитать, и стало успешно перенимать их опыт, организуя в 1880-х передвижные школы в мелких населенных пунктах. В них учили чтению, письму, элементарному счету и основным молитвам. Школа оставалась на одном месте, пока дети не осваивали намеченную программу, обычно три-четыре месяца. Круг чтения крестьянства привлек особенно активное внимание общественности России во 2-й пол. 1880-х-90-х. Корреспондент из Алексеевской вол. Малоархангельского у. Орловской губ. Писал в этнографическое бюро кн. Тенишева, что духовная литература - "любимое чтение огромного большинства крестьян".

Особенно предпочитали ее "пожилые и среднего возраста крестьяне и крестьянки, серьезно относящиеся к чтению". Сведения о чтении крестьян из разных районов страны дают сходную в основных чертах картину. На первом месте идут Священное Писание (Библия в целом, Евангелие, Псалтырь), поминальные, заздравные и заупокойные молитвенники, Святцы (простые и с тропарями и кондаками). Творения святых отцов - Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского. Жития святых (более ста имен). Сочинения и наставления на религиозно-нравственные темы - "Жизнь Иисуса Христа", "Жизнь Божией Матери", "Понятие о Церкви Христовой и объяснения семи церковных таинств", "Поучение как стоять в церкви", "О грехе и вреде пьянстве", "Благочестивые размышления" и др.

Вторую группу (по уровню спроса в покупке и распространенности в домах крестьян) составляли азбуки, буквари, самоучители разного рода, прописи. Третью - басни, разные виды художественной литературы (больше всего - на исторические темы) и сказки. При чтении религиозно-нравственных книг и взрослых и детей интересовали, по мнению А.В. Балова, "главным образом, чудеса, подвиги и строгость жизни различных святых и деятельность их на пользу ближних". В Великий пост иные большаки запрещали в своей семье чтение светских книг, читали только "божественное". Существенное дополнение в круге чтения духовной литературы составляли рукописи. В их числе в домах крестьян встречались и очень древние. Сборники старинных сочинений духовно-нравственного, исторического, богословско-полемического содержания при переписывании составлялись по-новому, пополнялись новыми текстами.

Традиция переписывания духовных текстов сохранялась и ныне сохраняется не только у старообрядцев, которые не хотели пользоваться печатной литературой "никониан", но в русском народе в целом. Переписать своей рукою молитвы, каноны, акафисты, назидания старцев и др. Считается делом душеспасительным. Часто встречались также рукописные травники и лечебники. Среди светской литературы корреспонденты выделяли произведения А.С. Пушкина, крестьяне читали их очень охотно. Особенной популярностью пользовались повести. Более других были любимы "Капитанская дочка" и "Дубровский". "Встречаются крестьяне, - отмечал А.В. Балов, - которые очень живо обрисовывают Гринева, Пугачева". Из прозы Пушкина очень популярны были также "История Пугачевского бунта" и сказки.

"Сказки Пушкина знают даже безграмотные старухи". Из поэтических произведений больше знали "Полтаву" и многочисленные стихотворения, ставшие народными песнями. "Буря мглою", "Сквозь волнистые туманы", "Под вечер осенью ненастной в пустынных дева шла местах", "Утопленник", "Черная шаль", "Талисман", "Бесы" и мн. Др. У отдельных крестьян встречалось Полное собрание сочинений Пушкина. Из книг на исторические темы пользовались спросом лубочные издания. "Как жили-были наши предки славяне", "Дмитрий Иванович Донской", "Иоанн Калита", "Гибель Кучума, последнего сибирского царя", "Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири", "Великий князь Василий Темный и Шемякин суд", "Пан Сапега, или 16-месячная осада Троицкой лавры", "Избрание на царство Михаила Федоровича Романова и подвиг крестьянина Ивана Сусанина", "Иван Мазепа - гетман малороссийский", "Москва - сердце России", "Карс - турецкая крепость и взятие ее штурмом русскими войсками", "Михаил Дмитриевич Скобелев 2-й", "Очерк 1812 года" и мн.

Др. Рассказанные занимательно и проиллюстрированные яркими картинками события запоминались. Полученные сведения накладывались на устную традицию исторических песен и сказаний, обогащали и укрепляли историческое сознание народа. Читали крестьяне и научно-популярную литературу по медицине, о животных, сельскохозяйственную и пр. Во Владимирской губ., например, в каждое волостное правление приходило по 20-50 экземпляров "Сельского вестника". Информаторы из разных мест единодушно свидетельствовали о том, что "интерес к чтению силен как среди грамотных, так и среди неграмотных". "В настоящее время (т.е. 1890-е) все крестьяне сознают пользу грамоты. Неграмотные сожалеют, что их не учили. Малограмотные, читающие с трудом, предпочитают слушать чтение кого-либо, чем читать сами", "Читают и в одиночку, и собираясь вместе".

Чтение вслух было очень распространено в крестьянской среде. Читали вслух в семье, группами, в специально выделенных местах (избах одиноких людей, школах, вновь открытых читальнях). Читал вслух старший в доме (особенно Евангелие в праздничные дни) и малыш, недавно освоивший грамоту, и молодой парень, приобретший занимательную книгу. С благоговением относились к чтению в церкви, где нередко Псалтырь читали подростки. М.М. Громыко.

Значения в других словарях
Грамотность

(от греч. Grammata — чтение и письмо) Г. Как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. В дореволюционной России и в др. Странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать. В развитых капиталистических с..

Грамотность

ГРАМОТНОСТЬ - определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида. От элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний..

Грамотность

Умение читать и писать. Органично входила в образ жизни крестьянства. Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду. Сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных). Использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя. Покупка лубочных и др. Изданий у офеней-разносчиков. Привоз книг из городов отходниками. Подписка и др.От XVIII-XIX вв. Дошло множество свидетельств о грамотности значительной части ..

Грамотность

ГРАМОТНОСТЬ, первоначально определенная степень владения навыками чтения и письма в соответствии с устоявшимися нормами родного языка. Исторически понятие> грамотности расширялось от элементарных умений читать, писать, считать к владению некоторым комплексом знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (так называемая функциональная грамотность).. ..

Грамотность

Под словом "грамотный" обыкновенно подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей "полуграмотных", т. Е. Умеющих только читать. Для статистики Г. Данного народа есть отношение между числом лиц грамотных и численностью всего населения. Отношение это обыкновенно выражается в процентах. Грамотностью, выраженною таким образом, если и не измеряетс..

Грамотность

ГрамотностьРечь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * Похвала * Русский язык * Слово * Сплетня * Спор * Шутка * Язык Грамотность Грамматик может быть весьма плохим автором. Хороший автор - плохим грамматиком. -•Буаст Грамматика повелевает даже царями. -•Мольер. Moliere. Если бы римляне изучали все исключения из правил своей грамматики, то у них не осталось бы времени на поко..

Грамотность

• поголовная грамотность. ..

Грамотность

Подготовленность, осведомленность, знакомство, знание, компетентность, квалифицированность, информированность. ..

Грамотность

Определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида. От элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, по..

Грамотность

Ж.1) Умение читать и писать.2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.3) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. Области.б) Образованность, просвещенность.. ..

Грамотность

Грамотности, мн. Нет, ж. (книжн.). 1. Уменье читать и писать. Распространение грамотности в стране. 2. Отвлеч. Сущ. К грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Грамотность рисунка. Политическая грамотность.. ..

Грамотность

Состояние образованности, способность читать и писать. Своего рода проблемой является то, как точно определить уровень этих умений, который мог бы служить критерием для доказательства функционной грамотности. См. Безграмотность и чтение.. ..

Грамотность

Ст. Владения чел. Навыками чтения и письма, один из осн. Показателей соц.-культ. Развития нас. Общ. Показатели Г. Нас. В XVIII в. Не выяснялись. Однако можно считать, что Г. Муж. Нас. Екат. Была относительно высокой в силу след. Причин. Екат. Железоделательный з-д - один из крупнейших в России, имел сравнительно большое число мастеровых высокой квалификации, по роду деятельности обязанных знать грамоту. Екат. - Ц. Управления з-дами У. И Сибири, здесь сосредотачивалось значительное число приказны..

Грамотин Иван Тарасьевич

Грамотин, Иван Тарасьевич - думный дьяк. Умный, начитанный и красноречивый, Грамотин принадлежал к видным деятелям Смутного времени. В 1606 г. Вел, при Лжедмитрии , переговоры с польскими послами. Изменив Лжедмитрию, пытался занять высокое положение при Шуйском , но неудачно. Изменив ему, бежал в Тушино, откуда ходил под Троицу, уговаривая монахов сдаться, и в 1610 г. Сделался агентом Сигизмунда III. После пострижения Шуйского Грамотин был назначен Сигизмундом присутствовать в поместном и посоль..

Грамотины

Грамотины - русский дворянский род. Нечай Васильевич Грамотин ведал царские вотчины в Тверском уезде в середине XVI в. Тарас-Курбат Грамотин был дьяком и членом посольства к Стефану Баторию (1578). О сыне его Иване см. Выше. Василий Ляпунов сын Грамотина (умер в 1616 г.), непосредственный родоначальник ныне существующего рода Грамотиных, пожалован вотчиной за Московское осадное сиденье при царе Василии Шуйском . Потомство его внесено в VI часть родословной книги Московской губернии (Гербовник, X..

Грампианские Горы (grampians, The) Римское Вторжение В Шотландию

Место сражения 84 (вероятно, на Мур-оф- Ардох) между римлянами под командованием военного губернатора Агриколы и 30 000 каледонцев под началом Калгака. Каледонцы атаковали с величайшим мужеством, но вследствие превосходства рим. Дисциплины были разбиты и отступили, потеряв 10 000 чел. Потери римлян также были велики.. ..

Грамши, Антонио

(Gramsci, Antonio) (1891-1937) - основатель итальянской компартии и ее выдающийся, вернее, единственный теоретик. Грамши был в 1926 г. Заключен в тюрьму, где и погиб. Из тюрьмы Грамши писал письма, критикующие преследование левой оппозиции Сталиным и Тольятти. Эти письма были в свое время замолчаны. В то же время, работы Грамши показывают, что он весьма путано представлял себе важнейшие проблемы революционной борьбы рабочего класса Европы, в частности события в Германии и в Болгарии в 1923 году...

Грамотность

Определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматич. Нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия Г. Менялось исторически, расширяясь с ростом обществ, требований к развитию индивида — от элементарных умений читать, писать, считать и т. П. К владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (т. Н. Функциональная Г.).Вопросы определен..

Дополнительный поиск Грамотность Грамотность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грамотность" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грамотность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 11 символа