Детская психология

96

отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высшей нервной деятельности (См. Высшая нервная деятельность) ребёнка. Изучение происхождения и развития психических процессов в онтогенезе проливает свет на их природу и, т. О., способствует решению вопросов общей психологии, а также некоторых философских проблем. В. И. Ленин относил историю умственного развития ребёнка к тем областям знания, на основе которых должны строиться материалистическая диалектика и теория познания.

Исследования в области Д. П. Имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребёнка необходимо для сознательного управления этим процессом. Исследования различных форм аномального развития психики очень важны для дефектологии и детской психиатрии. Предметом Д. П. Является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игр, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей. Отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребёнка, который обладает определёнными природными задатками и который живёт, действует и воспитывается в определённых социальных условиях.

В процессе превращения беспомощного младенца в самостоятельного взрослого человека, являющегося полноценным членом общества, происходит и развитие психики ребёнка, усложняется и совершенствуется отражение им объективной действительности. В соответствии с таким диалектико-материалистическим пониманием предмета Д. П. Её исследования направлены не только на констатацию происходящих в психике возрастных изменений, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, а также на установление закономерных зависимостей этих изменений от условий жизни и деятельности ребёнка, от его взаимоотношений с окружающими людьми. К числу методов, используемых в Д. П., относятся. Систематическое наблюдение, беседы, собирание и анализ продуктов детской деятельности (рисования, лепки, конструирования, литературного творчества), а также различные виды эксперимента.

Важную роль играет также психологическое изучение опыта воспитателей и учителей. Изучение проблем Д. П. Проводится либо в форме «продольного исследования» (изучается общее психическое развитие или развитие отдельных психических процессов у одних и тех же детей на протяжении более или менее продолжительного периода их жизни), либо в форме «поперечных срезов» (один и тот же психический процесс изучается с помощью относительно кратковременных экспериментов у различных групп детей, стоящих на различных возрастных ступенях своего развития). Д. П., долгое время развивавшаяся внутри общей психологии, выделилась в самостоятельную отрасль знания в середине 19 в. Это обусловливалось возросшими требованиями педагогической практики и было связано с появлением эволюционной теории Ч.

Дарвина, разработкой объективных, экспериментальных методов психофизиологических исследований и т.д. В ранний период становления Д. П. Происходило первоначальное накопление эмпирического материала путём проведения дневниковых записей наблюдений за развитием отдельных детей. Позднее были предприняты экспериментальные исследования в области Д. П. И начались систематизация и осмысление накопленного материала. Появились обобщающие труды по Д. П. (В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, А. Гезелль и др.). Время формирования Д. П. Совпало с периодом кризиса методологических основ буржуазной науки вообще и психологической науки в частности. В связи с этим в западноевропейской и американской Д. П., наряду с прогрессивными, материалистическими тенденциями (ярким выразителем которых является, например, выдающийся психолог-коммунист А.

Валлон), широкое распространение получили различного рода идеалистические и вульгарно-механистические концепции, трактовавшие фактические данные в духе субъективной, эмпирической психологии (См. Эмпирическая психология), вюрцбургской школы (См. Вюрцбургская школа), Персонализма, Фрейдизма, гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология), Бихевиоризма и т.д. Вместе с тем продолжалось накопление фактического материала, и в последние десятилетия были достигнуты определённые успехи в экспериментальных исследованиях по проблемам Д. П., в особенности в области изучения развития познавательных процессов у детей (Ж. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др.). В русской дореволюционной Д. П. Различного рода реакционным идеалистическим концепциям, пользовавшимся поддержкой царского правительства и буржуазно-помещичьей верхушки, противостояло прогрессивное, материалистическое направление, которое складывалось под влиянием передовых идей революционных демократов и успехов естествознания.

В 60-е гг. 19 в. И. М. Сеченов выдвинул положение о рефлекторном происхождении психических процессов и о их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Важное значение для Д. П. Имели труды К. Д. Ушинского и его последователей (П. Ф. Каптерев и др.), которые связали изучение детской психики с разработкой педагогических проблем. Большую роль в развёртывании конкретных исследований по Д. П. И разработке объективных методов изучения развития детской личности сыграли П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, Н. Н. Рыбников, Н. А. Сикорский и др. После Великой Октябрьской социалистической революции Д. П. Развивалась на теоретической основе диалектического материализма. Большую роль в разработке проблемы физиологических основ психического развития сыграли исследования учеников И.

П. Павлова и В. М. Бехтерева, занимавшихся изучением высшей нервной деятельности у детей. Первые попытки подойти к проблемам Д. П. С позиций марксизма-ленинизма были сделаны в 20-х гг. К. Н. Корниловым и П. П. Блонским. В дальнейшем Л. С. Выготский совместно с А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым и другими начал теоретическую и экспериментальную разработку проблем общественно-исторической обусловленности психического развития ребёнка и изучение роли усвоения общественного опыта в онтогенетическом формировании высших, специфически человеческих психических процессов. На основе этих исследований было выдвинуто весьма существенное в теоретическом и практическом отношении положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребёнка, о «ближайшей зоне развития» и т.д.

Несмотря на достижения советских учёных-психологов, Д. П. В этот период имела и ряд существенных недостатков, связанных с некритическим использованием зарубежных идеалистических и механистических концепций, что сказывалось главным образом в значительном влиянии педологии (См. Педология). Для начавшегося в 30-х гг. Преодоления этих недостатков важное значение имела разработка проблемы роли деятельности в психическом развитии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Проводились интенсивные исследования содержания и структуры различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния на развитие восприятия (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Д. Г. Элькин), памяти (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), мышления (П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А.

А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин), развитие речевой системы и её регулирующей роли в поведении (А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец), а также на формирование самосознания (Б. Г. Ананьев) и качеств личности ребёнка (Л. И. Божович, В. Н. Мясищев и др.). Условия возникновения установок личности и их влияние на протекание психических процессов у ребёнка изучаются грузинской психологической школой (Д. Н. Узнадзе, Р. Г. Натадзе, Б. И. Хачапуридзе и др.). Если в 30—40-е гг. Внимание уделялось главным образом констатации глобальной зависимости протекания и развития психических процессов у ребёнка от характера и структуры его деятельности, то в 50-х гг. В ряде работ (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б.

М. Теплов и др.) началось изучение внутренней природы этих зависимостей и механизмов формирования психического отражения в человеческом онтогенезе. При разработке этих проблем советские психологи опирались на положение И. П. Павлова о рефлекторной природе психики и о роли ориентировочных рефлексов в образовании временных связей. В проведённых психологических исследованиях было обнаружено, в частности, особое значение ориентировочной основы действий в онтогенезе психических процессов (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) и закономерный, поэтапный ход их формирования у ребёнка с последовательными переходами от внешних, материальных действий к действиям идеальным, совершаемым в уме в плане представлений и понятий (А.

Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). Проведённые в последние годы исследования формирования психических процессов и свойств личности у ребёнка (Л. И. Божович, Л. В. Занков, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), а также упомянутые выше работы создали необходимые психологические основы для разработки новых, более эффективных методов обучения, которые позволяют детям усваивать такие знания и овладевать такими способами действий, которые ранее считались малодоступными. Вместе с тем эти исследования позволили обнаружить значительно большие, чем это предполагалось до сих пор, возрастные психофизиологические возможности дошкольников и младших школьников, что позволило определить психологические критерии обогащения познавательного содержания программ дошкольного воспитания и начального обучения и наметить более высокие требования к воспитательно-образовательной работе детского сада и начальных классов школы (В.

В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин). Признание детерминированности психического развития объективными условиями существования и подчёркивание ведущей роли обучения в этом процессе не означают отрицания внутренней логики этого развития, известной его «спонтанности». На разных возрастных ступенях дети оказываются особо чувствительными, «сензитивными», к усвоению определённых содержаний, в то время как другие усваиваются ими плохо или вовсе не усваиваются (Л. С. Выготский). В процессе развития обнаруживаются противоречия. Например, противоречия между новыми возросшими психофизиологическими возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися видами деятельности и формами взаимоотношений с окружающими людьми.

Такого рода противоречия могут с особой остротой обнаружиться в периоды «возрастных кризисов» (например, в период кризиса подросткового возраста). Сложная и мало разработанная проблема внутренних противоречий развития ребёнка, имеющая важнейшее значение для диалектико-материалистического понимания онтогенеза человеческой психики, освещается в работах Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Лит. Сеченов И. М., Избр. Произв., 2 изд., М., 1958. Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. Соч., т. 8—9, М. — Л., 1950. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946. Выготский Л. С., Избр. Психологические исследования..., М., 1956. Его же, Развитие высших психических функций, М., 1960.

Блонский П. П., Избр. Психологические произведения, М., 1964. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. [Сб. Статей], отв. Ред. А. Р. Лурия, т. 1—2, М., 1956—58. Вопросы детской психологии, ч. 1—2, отв. Ред. Б. Г. Ананьев, «Изв. АПН РСФСР», 1948, в. 17—18. Обучение и развитие. [Сб. Статей], М., 1966. Левитов Н. Д., Детская и педагогическая психология, М., 1958. Люблинская А. А., Очерки психического развития ребёнка. (Ранний и дошкольный возраст), М., 1959. Менчинская Н. А., Развитие психики ребёнка. Дневник матери, [2 изд.], М., 1957. Эльконин Д. Б., Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет), М., 1960. Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960.

Психология детей дошкольного возраста, под ред. Запорожца А. В. И Эльконина Д. Б., М., 1964. Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968. Штерн (Стерн) В., Психология раннего детства до шестилетнего возраста, пер. С нем., 2 изд., П., 1922. Пиаже Ж., Речь и мышление ребёнка, пер. С франц., М. — Л., 1932. Валлон А., От действия к мысли, пер. С франц., М., 1956. Пирьов Г. Д., Детская психология и дефектология, [2 изд.], София, 1959. Пиаже Ж. И Инельдер Б., Генезис элементарных логических структур, пер. С франц., М., 1963. Пиаже Ж., Избр. Психологические труды, пер. С франц., [М., 1969]. Исследование развития познавательной деятельности, под ред. Дж. Брунера [и др.], пер. С англ., М., 1971. Piaget J., La formation du symbole chez l'enfant, 2 éd., Nchât.

— P., [1959]. Carmichael L., Manual of child psychology, ed. By P. Н. Mussen, 3 ed., v. 1 — 2, N. Y., 1970. Wallon H., L'évolution psychologique de l'enfant, 4 éd., P., 1952. Baldwin A., Theories of child development, N. Y., 1967. А. В. Запорожец.

Значения в других словарях
Детская музыка

музыка, предназначенная для слушания и исполнения детьми. Лучшие произведения Д. М. Отличаются конкретностью сюжета, живым поэтическим содержанием, образностью выражения, простотой и чёткостью формы. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, пишутся в соответствии с их исполнительскими возможностями. В вокальных произведениях учитываются диапазон голоса, особенности звукоизвлечения и дикции детей определённого возраста, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах — степень техничес..

Детская преступность

преступность несовершеннолетних, общественно опасные действия несовершеннолетних, ответственность за которые предусмотрена уголовным законом. От Д. П. Следует отличать общественно опасные действия малолетних, не могущих по возрасту нести уголовную ответственность (см. Дети). В условиях эксплуататорского общества Д. П., как и вообще Преступность, обусловлена социально-экономическим строем этого общества, присуща самой его природе. Д. П. — спутник буржуазного общества, в котором постоянными социа..

Детская речь

совокупность особенностей речи ребёнка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой речевой ситуации. Особенности Д. Р. Могут быть звуковыми (неумение произносить те или иные звуки или сочетания звуков), грамматическими (ограниченность числа употребляемых конструкций, своеобразное количественное соотношение слов различных частей речи, не сущест..

Детская смертность

число живорождённых, умерших на протяжении первого года жизни. Д. С. Вместе с Рождаемостью и Смертностью является статистическим показателем естественного движения населения. Выражается числом умерших детей на 100 или 1000 живорождённых. В СССР живорождённым считается ребёнок, хоть раз вздохнувший. Д. С. Зависит в основном от социально-экономических причин и смещается в ту или иную сторону при их изменении. Благодаря мероприятиям системы охраны материнства и детства (См. Охрана материнства и де..

Детская Психология

Отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели. 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять, как ребенок взрослеет, научиться предсказывать особенности его развития и выяснить, каким образом события и впечатления детства влияют на последующее развитие.ПРОЦЕСС ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯИсследовательское поведение. Ребенок с момента рождения активно ис..

Детская Психология

(англ. Child psychology) - отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.Исследования в области Д. П. Имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процес..

Детская Психология

Отрасль психологии, которая изучает духовно-душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. Примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь, специфические особенности развития (поведение в обществе, самоутверждение, упрямство), детские игры, признаки начинающейся половой зрелости. Методы детской психологии. Либо наблюдения – систематические, периодические или длительные, либо экспериментальные исс..

Детская Психология

Отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. Развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. Психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. Нервной деятельности ребёнка.Исследования в области Д. П. Имеют важное значение для пед. Практики, определения программ и методов уч.-воспи-тат. Работы, осуществления индивидуального подхода к учащимся. Исследования аномального развития психики используются в дефект..

Дополнительный поиск Детская психология Детская психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Детская психология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Детская психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 18 символа