Деятельность

232

специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. Человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта Д. Человек противополагает себе объект Д. Как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д. Всякая Д. Включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. Является её осознанность. Д. Является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д.

Как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием Д. Является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие всё более демонстрирует, что не только Д. В сфере искусства или нравственности, но и научное познание, или технико-инструментальная Д., получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравственной ориентированности, от её влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой Д. От др. Социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

Существуют многообразные классификации типов и форм Д. — разделение Д. На духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли Д. В социальном развитии особое значение имеет деление её на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную Д., или Творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. В связи с современной научно-технической революцией творческая Д. Приобретает всё более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной «девальвации» творческой Д.

Отдельного человека в условиях включения её в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчёркивает, что личность несводима к выражению только в формах Д. И что гармония личности и Д. Возможна лишь на основе наполнения Д. Подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним Д., а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении Д. И личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека. В истории познания понятие Д. Играло и играет двоякую роль. Во-первых, мировоззренческого принципа, во-вторых, методологического постулата, положенного в основание ряда социальных наук.

В качестве мировоззренческого принципа понятие Д. Утвердилось начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. Как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю действительность, а как созидающий формы предметности. Кант выдвинул проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту, — познавательного и нравственного. Причём первое определяет формы Д. И то, что можно назвать её операциональной структурой, а второе — направление, смысл и оценку Д.

Эти два начала толковались Кантом как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего основания культуры Д. Впервые возвёл И. Г. Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не Я») и ориентируется на этический идеал. Но поскольку Фихте выдвинул нравственный критерий (совесть) и т. О. Ввёл внедеятельностный фактор, он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию Д. Построил Г. Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. Как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной Д. И её высшей форме — рефлексии (См.

Рефлексия), т. Е. Самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В этой концепции обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности Д. И её форм. В послегегелевской буржуазной философии концепция Д., развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции — против Д. «всеобщего», подавляющего единичную личность, выступил датский мыслитель С.

Кьеркегор. Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в которой Кьеркегор видит отрешённое от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман и т.д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. Е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила своё продолжение в современном Экзистенциализме. Вместе с тем в конце 19 в. Реализуется и другая философская линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеческих) компонентах культуры, которые выступают как регулятивы Д. И её направленности (баденская школа неокантианства (См.

Неокантианство) с её учением о ценностях, Э. Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Ещё одно направление анализа связано с феноменологией Э. Гуссерля, которая отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в новоевропейской культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии жизненного мира). Она попыталась показать, что поиск и определение смысла человеческого бытия требуют преодоления натуралистической установки сознания (воспринимающего человека по аналогии с физическим объектом) и человеческой Д. Тенденция отказа от рассмотрения Д. Как сущности человека и единственного основания культуры усиливается в западной философии на рубеже 19—20 вв. Это связано не только с утратой социального оптимизма, присущего буржуазной цивилизации, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой некоторыми направлениями немарксистской философии.

Происходит осмысление тех зловещих последствий, к которым привёл чистый активизм (защищаемый, в частности, в актуализме итальянского философа Дж. Джентиле), не подчинённый нравственным началам. Понятие Д. Замещается другими, более широкими понятиями — жизни, жизненного мира, существования и т.д. Принцип Д. Как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Например, в культурно-исторической теории Л. С. Выготского (См. Выготский) мышление было рассмотрено как результат интериоризации (См. Интериоризация) практических действий и свойственной им логики. Концепция Д. Сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.

Вместе с тем принцип Д. При его развёртывании в конкретных исследованиях потребовал углублённого анализа механизмов Д. И формирующих её факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на неё. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий), с которой связано развитие буржуазной социологии в 20 в., не ограничивается анализом всеобще-рациональных компонентов целеполагающей Д., но выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т.д. В результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих науках. Марксистская философия в своей трактовке Д. Преодолела ограниченность узко рационалистического и идеалистического понимания Д.

Марксизм исходит из целостного понимания Д. Как предметной, как органического единства чувственно-практических и теоретических форм Д. Эта целостность синтезируется в марксистском понятии практики (См. Практика), включающем многообразные формы человеческой активности и ставящем во главу угла Труд как высшую форму Д. Марксистская концепция деятельной сущности человека стала исходной методологической базой для ряда социальных наук. На ней выросли марксова теория стоимости, трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, марксистская педагогика и др. Лит. Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3. Какабадзе З. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966.

Трубников Н. Н., О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968. Батищев Г. С., Деятельностная сущность человека, как философский принцип, в кн. Проблема человека в современной философии, М., 1969. Гайденко П. П., Трагедия эстетизма, М., 1970. А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин.

Значения в других словарях
Деяния апостолов

(«Дея́ния апо́столов»,) анонимное раннехристианское сочинение, включённое в состав Нового завета (См. Новый завет). Является продолжением евангелий. Повествует о распространении христианства после смерти Иисуса Христа. В центре первой части «Д. А.» — деятельность иерусалимских учеников Христа, в центре второй — проповедь апостола Павла (См. Павел). Автор (скорее всего, он — то же лицо, что и составитель Евангелия Луки) использовал письменные источники, подвергнув их литературной обработке (включ..

Деятели революционного движения в России

(«Де́ятели революцио́нного движе́ния в Росси́и»,) биобиблиографический словарь, издание Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (М., 1927—34), под редакцией Ф. Я. Кона, Б. П. Козьмина, В. И. Невского, И. А. Теодоровича и др. Содержит краткие биографии участников революционного движения, библиографию о них. Хронологически разбит на 5 периодов. Конец 18 в. — 50-е гг. 19 в. (том 1, часть 1). 60-е гг. 19 в. (том 1, часть 2). 70-е гг. (том 2). 80-е гг. (тома 3—4). 90-е гг. — 1904 (тома..

Деятельный слой

1) Д. С. В метеорологии, слой почвы, тепловое состояние и влагосодержание которого обусловлены теплообменом с атмосферой, а температура испытывает суточные и сезонные колебания. Простирается до слоя постоянной годовой температуры. 2) Д. С в мерзлотоведении, слой сезонного промерзания и протаивания, верхний слой горных пород, подвергающийся периодическому промерзанию и протаиванию, которые связаны соответственно с зимним охлаждением и летним прогреванием земной поверхности. Глубина слоя в зависи..

Джабадари

Иван Спиридонович [16(28).12.1852, с. Сагареджо, ныне Сагареджойский район Грузинской ССР, — 25.4(8.5).1913, Тбилиси], революционер-народник. Из грузинских дворян. В 1872—74 учился в Медицинско-хирургической академии в Петербурге. Участвовал в студенческих выступлениях. С 1874 вёл пропаганду в Москве среди рабочих. Являлся одним из организаторов «Всероссийской социально-революционной организации» (См. Всероссийская социально-революционная организация) (1875) и авторов её устава. Арестован в Мос..

Деятельность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей. Условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.. ..

Деятельность

Совокупность действий, объединенных общностью субъекта (напр., Д. Петра В.), или качества (полезная Д., бесплодная Д.), или предмета (художественная Д., экономическая Д.). См. Действие.. ..

Деятельность

-и, ж.. ..

Деятельность

• активная деятельность. ..

Деятельность

См. Деятельный.... ..

Деятельность

Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей. Условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.. ..

Деятельность

Ж.1) Работа, занятие в какой-л. Области.2) Действие сил природы.3) Работа организма, отдельных его органов.. ..

Деятельность

-и, ж. 1. Занятия, труд. Научная д. Педагогическая д. 2. Работа ка-ких-н. Органов, а также сил природы. Д. Сердца. Д. Вулкана,. ..

Деятельность

Деятельности, мн. Нет, ж. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой-н. Области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность.. ..

Деятельность

   динамическая система взаимодействия субъекта с миром, специфически человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность. Объектами криминалистических исследований являются преступная Д. И Д. По раскрытию и расследованию преступлений.. ..

Деятельность

Как методологическая проблема психологии - философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. - это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения. "Д., по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо Д. Есть творчество, т. Е. Прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества". (Я. А. Флоренский). В самом общем смысле Д. Можно представить как специ..

Деятельность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. Раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. Традиционно подразделяется на. 1) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека. В еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы). 2) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения, организацию общественной жизни). 3) духовну..

Деятельность

Один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. Раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. Традиционно подразделяется на. 1) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека. В еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы). 2) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения, организацию общественной жизни). 3) духовную (в области на..

Деятельность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ..

Деятельность

Специфич. Форма обществ.-ист. Бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной л социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую Д., к-рая создаёт новые формы и свойства действительности, превращает нек-рый исходный материал в продукт. Любая Д., осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.Цель Д. Возникает у человека как образ предвидимого результата созидания...

Дополнительный поиск Деятельность Деятельность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деятельность" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деятельность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 12 символа