Джаз

138

(англ. Jazz) род профессионального музыкального искусства. Сложился на рубеже 19 и 20 вв. В результате синтеза элементов двух музыкальных культур — европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские элементы — полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме «зов и ответ», вокальная экспрессивность, импровизационность — вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора — обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово «Д.» первоначально в сочетании «джаз-банд» стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. В Южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев.

Среди основателей Д., принадлежащих к нью-орлеанскому стилю. Трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Додс, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, так называемые диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского Д. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению Д. За пределы Южных штатов. В 20-е гг. Д. Получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития Д. Перемещается в Чикаго, возникает так называемый чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов. Превращение Д. В объект коммерческой эксплуатации снижало его художественную ценность.

Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития Д. В 30-е гг. Возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов — саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки, английское swing) с типичными для него большим составом оркестра (15—17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значительным усилением роли композитора-аранжировщика. Среди крупнейших представителей свинга — оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гудмен, Т. Дорси, Г. Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафонист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К.

Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В начале 40-х гг. Альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию Д., отказавшись от танцевальности, мелодической симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом «би-боп», принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие современного Д. Происходит в борьбе разных течений — так называемого коммерческого, составляющего часть буржуазной развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художественных средств.

Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д. С народными истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и современной музыки. К крупным мастерам современного Д. Принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шуллер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В середине 50-х гг. Сплав отдельных элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название «рок-н-ролл» (англ. Rock'n' roll — качайся и катись), затем «биг-бит» (англ. Big beat — большой удар), породил течение так называемой поп-музыки (сокращённое от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами буржуазной эстрады, отдельным ансамблям («Битлз», «Чикаго» и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений.

Распространение Д. За пределами США началось с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д. На основе национальных традиций, сложились лишь в 40—50-х гг. Таковы оркестры под руководством Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельхагена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др. Становление Д. В СССР относится к середине 20-х гг. И связано с коллективами под руководством В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Государственный эстрадный оркестр под управлением Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании советского стиля Д., связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30—40-е гг. Известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э.

И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление советского Д. Развивают малые импровизационные ансамбли, практика которых начинает складываться с конца 50-х гг. Они стремятся создавать произведения на материале песенно-танцевального фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под руководством А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Гараняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Геворгяна, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Советского Союза. Музыка Д. Оказала заметное влияние на развитие музыкального искусства 20 в. Элементы Д. Используются в сочинениях многих крупных композиторов — К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Копленда, М. Блицстайна, Л.

Бернстайна и др., а в советской музыке — И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др. Лит. Джаз-банд и современная музыка. Сб. Статей под ред. С. Гинзбурга, Л., 1926. Мысовский В., Фейертаг В., Джаз, Л., 1960. Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961. Конен В., Пути развития американской музыки, 2 изд., М., 1965. Чернов А., Вялик М., О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М. — Л., 1965. Армстронг Л., Моя жизнь в музыке, «Театр», 1965, № 10, 12. 1966, № 2, 3. Переверзев Л., Из истории джаза, «Музыкальная жизнь», 1966, № 3, 5, 9, 12. Feather L., The encyclopedia of jazz in the sixties, N. Y., [1966]. Ojakäär V., Dzäss-musika, Tallinn, 1966. Л. Б. Переверзев.

Значения в других словарях
Джагир

(перс., буквально — держащий место) господствующая форма феодального землевладения в Могольской Индии в 16—18 вв. Владелец — джагирдар — получал долю государственного земельного налога с Д. В свою пользу и был обязан за это содержать определённый отряд наёмной конницы. Средний размер Д. Был огромным (примерно до 100 тыс. Га). Великие Моголы часто перемещали джагирдаров из одного владения в другое, опасаясь их сепаратистских устремлений. В 17 в. Появляется тенденция к перерождению Д. В наследстве..

Джадидизм

(от араб. Усул-и-джадид — новый метод) буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. Среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. Распространившееся в Средней Азии. Первоначально — узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман. В новометодных школах детей обучали по новому..

Джазмуриан

бессточная впадина на Ю. Иранского нагорья в Иране. Длина около 300 км, ширина до 140 км, высота около 360 м. Плоская заболоченная равнина с крупными массивами подвижных песков. Весной во время разлива рек заливается водой, образуя мелководное (20—30 см), слабо солоноватое озеро с изменчивыми очертаниями и размерами, зарослями тростника по берегам. ..

Джайдара

(от узб. Жайдари — местный) порода грубошёрстных курдючных овец мясо-сального направления. Создана скрещиванием местных курдючных овец Узбекистана с др. Местными породами. Овцы крупные, с крепкой конституцией, глубоким и широким туловищем, на коротких крепких ногах. Отличаются выносливостью, приспособленностью к круглогодовому содержанию на пастбищах, способностью к быстрому нагулу. Масса баранов 95—100 кг, маток 70—72 кг. Валухи в 11/2-летнем возрасте весят около 80 кг, убойный выход 52—56%. Мя..

Джаз

ДЖАЗ (англ. Jazz) - вид музыки, возникший на рубеже 19 и 20 вв. В среде негритянского населения юга США в результате взаимодействия западно-африканской и европейской музыкальных культур. Развертывание музыкальной ткани в джазе отличается импровизационностью, своеобразным эффектом ритмической иррегулярности (т. Н. Свинг. Также название стиля джаза), достигаемым особой мелодической акцентировкой, рубато и т. П. При четкой метрической пульсации, оригинальной (т. Н. Джазовой) гармонией. В русле т. Н..

Джаз

Термин, относящийся к области джаза. ..

Джаз

[англ. Jazz] - муз. 1) оркестр, в состав которого входят рояль, духовые и ударные инструменты, гитары, скрипки и др. 2) вид музыки, возникший на рубеже XIX-XX вв. Среди негритянского населения юга США в результате взаимодействия западноафриканской и европейской музыкальных культур.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Джаз

Музыка толстых. ..

Джаз

М.1) Оркестр или ансамбль, в состав которого входят преимущественно духовые и ударные шумовые инструменты и певцы-солисты.2) Увеселительная (обычно танцевальная) музыка, исполняемая таким оркестром.. ..

Джаз

ДЖАЗ -а. М. [англ. Jazz]. ..

Джаз

-а, м. 1. Оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. Классический д. 2. Оркестр, играющий такую музыку. Играть в джазе, джаз. II прил. Джазовый, -ая, -ое. Джазовая певица.. ..

Джаз

Джаза, и ДЖАЗ-БАНД, джаз-банда, м. (англ. Jazz-band) (нов.). Оркестр, составленный из особого подбора инструментов, преимущ. Ударных и шумовых (первоначально негритянского происхождения).. ..

Джаз

Этот вид музыки возник в начале XX в. На юге США. Был музыкой чернокожих, и название свое получил по имени чернокожего музыканта Чарльза. В произношении американских негров это имя преобразовалось в jazz и в таком виде было заимствовано другими языками.. ..

Джаз

Заимств. В 20-е годы XX в. Из англ. Яз. США, где jazz восходит к уменьшит.-ласкат. Форме Chas (произносится — Jazz) — имени знаменитого негритянского музыканта и певца Шарля Александера.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Джаз

Также джазба́нд, позднее заимствование из англ. Jazz, jazzband (впервые с 1912 г.). От имени негра-музыканта Jaz=Charles. См. Клюге-Гётце 267. Ушаков I, 703.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Джаз

(англ. Jazz) - род профессионального муз. Иск-ва. Сложился в юж. Штатах США на рубеже 19- 20 вв. В результате синтеза элементов двух муз. Культур - европейской и африканской. Носителями последней выступали американские негры - потомки рабов, вывезенных из Африки, сохранившие ряд художественных традиций своей древней родины. Это проявилось в обрядовых плясках, рабочих песнях, духовных гимнах - спиричуэлах, лирич. Блюзах и фп. Рэгтаймах, возникших на протяжении 18-20 вв. В процессе ассимиляции нег..

Джаз

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась. Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины. В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский ..

Джаз

Впервые джаз прозвучал в Москве 1 октября 1922 в зале только что открытого Государственного института театральных искусств (ГИТИС). Играл «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд», собранный поэтом и танцовщиком В.Я. Парнахом, который привёз из Парижа набор необходимых инструментов (банджо, саксофоны, ударные и шумовые). Оркестр Парнаха был приглашён В.Э. Мейерхольдом для звукового оформления спектакля «Трест Д.Е.». Столицу охватило увлечение джазом, которое разделяли и представители ..

Дополнительный поиск Джаз Джаз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джаз" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джаз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа