Дионисий

115

IДиони́сий (греч. Dionýsios) В Сиракузах. Д. I Старший (около 432—367 до н. Э., Сиракузы), тиран с 406. Выдвинувшись во время войны с Карфагеном (408—405) как предводитель отряда наёмников, захватил власть, сохранив в демагогических целях народное собрание и совет. Опирался на армию из наёмников, новую чиновную знать, отчасти на торгово-ремесленные слои и бедноту. Д. I вёл широкую завоевательную политику на территории Сицилии, Корсики, Италии. Пользовался поддержкой реакционных элементов всей Греции и сам оказывал помощь, например Спарте в борьбе с Беотийским союзом. При нём Сиракузы превратились в крупный культурный центр. Д. I был автором ряда трагедий, стихов, песен. Д. II Младший (гг. Рождения и смерти не установлены), тиран в 367—357 и в 346—344 до н.

Э. Старший сын Д. I. Как и отец, видя в армии свою опору, став тираном, создал сильное и многочисленное войско. Объявлением амнистии, отменой на 3 года подати и др. Мероприятиями Д. II привлёк на свою сторону бедноту. Около 357 вёл войну в Южной Италии с греческими гг. Регием, Кавлонией и племенами луканов. В это время власть в Сиракузах захватил родственник Д. II — Дион. В 346 Д. II вновь овладел властью в Сиракузах. В 344, осаждённый правителем г. Леонтин Гикетом и коринфским полководцем Тимолеоном, сдал крепость последнему. Сам Д. II был изгнан в Коринф, был жрецом богини Кибелы, умер в крайней нищете. Лит. Фролов Э. Д., Выступление и приход к власти Дионисия Старшего, «Вестник древней истории», 1971, № 3. Stroheker K., Dionysios I.

Gestalt und Geschichte des Tyrannen von Syrakus, Wiesbaden, 1958. С. С. Соловьёва.IIДиони́сий (около 1440 — после 1502, по другим исследованиям, после 1503) русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Бо́льшая часть работ Д., исполненных им совместно с др. Живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476. Иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481. Иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, после 1485. И др.). Творчество Д. И его школы развивалось в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церковных догм, когда государство, стремившееся использовать искусство для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации.

В иконах и фресках Д. По сравнению с искусством эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Д., с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность [«Богоматерь Одигитрия», 1482, «Спас в силах», «Распятие», обе 1500, — все три в Третьяковской галерее. Иконы для Ферапонтова монастыря, 1500—02 (по другим исследованиям — 1502—03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее]. Д. Приписывают также иконы «Митрополит Пётр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» (Третьяковская галерея) и ряд др.

Работ. Созданные Д. С сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500—02, по др. Исследованиям — 1502—03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов средневекового русского монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, в которой преобладают светлые оттенки. Творчество Д. Способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного искусства Москвы, позже ставшего общерусским. Лит. История русского искусства, т. 3, М., 1955, с.

482—531. Данилова И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970. Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, «Византийский временник», т. 31, М., 1971, с. 175—187. Danilowa I. J., Dionissi, Dresden, 1970. Н. К. Голейзовский. Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500—02 или 1502—03. Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.IIIДиони́сий (светские фамилия и имя — Зобниковский Давид Фёдорович) (1570 или 1571, Ржев, — 10.5.1633, Сергиев, ныне Загорск), русский церковный деятель. В 1605—10 архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610—18, 1619—33 — Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 века (См. Польская и шведская интервенции начала 17 века) поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя.

В 1611—12 призывал к борьбе с польскими интервентами и сохранению классового мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. Послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, которые отказывались помогать народному ополчению К. З. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья. Лит. Скворцов Д., Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, Тверь, 1890. Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв., М., 1937. Сказание Авраамия Палицына, М. — Л., 1955.

Значения в других словарях
Дионис

в древнегреческой мифологии сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Культ Д. — растительного или зооморфного божества, существовавший в Греции уже в крито-микенскую эпоху, в 8—6 вв. До н. Э. Получил широкое распространение среди сельского демоса, чтившего Д. Главным образом как покровителя виноградарства и виноделия. В классическую эпоху культ Д. Пользовался особой популярностью в Дельфах (наряду с культом Аполлона) и Афинах (см. Дионисии). Другое имя Д. — Вакх (греч. Bákchos, в латинской форме —..

Дионисии

(Dionýsia) в Древней Греции празднества в честь бога Диониса. В Афинах 6—4 вв. До н. Э. Наиболее известны следующие Д. 1) Великие, или городские, Д. (в конце марта — начале апреля, весеннее равноденствие), включали торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы. Отмечались с особой пышностью в течение нескольких дней в присутствии гостей из др. Государств. 2) Ленэи (в конце января — начале февраля), получившие название от св..

Дионисий (правители Сиракуз)

Дионисий (греч. Dionýsios). В Сиракузах. Д. I Старший (около 432‒367 до н. Э., Сиракузы), тиран с 406. Выдвинувшись во время войны с Карфагеном (408‒405) как предводитель отряда наёмников, захватил власть, сохранив в демагогических целях народное собрание и совет. Опирался на армию из наёмников, новую чиновную знать, отчасти на торгово-ремесленные слои и бедноту. Д. I вёл широкую завоевательную политику на территории Сицилии, Корсики, Италии. Пользовался поддержкой реакционных элементов всей Гре..

Дионисий (русский живописец)

Дионисий (около 1440 ‒ после 1502, по другим исследованиям, после 1503), русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Большая часть работ Д., исполненных им совместно с др. Живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476. Иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481. Иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монасты..

Дионисий

ДИОНИСИЙ (ок. 1570-1633) - архимандрит Троице-Сергиева монастыря с 1610. Организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611-12 рассылал грамоты по городам с призывом к восстанию против интервентов.. ..

Дионисий

ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502 или 1503), живописец, ведущий мастер московской школы 15 в. Иконы ("Спас в силах", 1500), фрески (в соборе Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря близ г. Кириллов, между 1500 и 1503. С сыновьями) выделяются изысканностью пропорций и рисунка, тонкостью колорита, отмечены чертами праздничности и нарядности.2.. ..

Дионисий

I. Имя нескольких святых и церковных деятелей раннехристианской эпохи.В первые века христианской эры это имя получило широкое распространение. Помимо Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия), которому посвящена отдельная статья(см. Дионисий Ареопагит),упоминания заслуживают еще несколько Дионисиев.1. Св. Дионисий, папа Римский(ок. 200-268), папа Римский (259-268), вероятно, грек по происхождению. По завершении гонений Деция и Валериана реорганизовал устройство Римской епархии, в результате чего кла..

Дионисий

Греч. Dionisos. Греческое название Бахуса.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Дионисий

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Дионисий

В миру Димитрий Васильевич Хитров (1818-96), русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского. Епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский язык новозаветных и богослужебных книг.. ..

Дионисий

Дионисий, Dionysios, лат. Dionysius, из Александрии, греческий христианский писатель, епископ Александрии с 247 (или 248) по 264 (или 265) гг. Обращенный в христианство Оригеном, через некоторое время стал наставником катехистической школы в Александрии. Его многочисленные произведения и письма сохранились только в отрывках. Цитаты и выдержки из его сочинений приводит Евсевий Кесарийский в VII книге Истории Церкви. Целиком сохранилось только два письма. Письмо к Новациану, приведенное Евсевием, ..

Дионисий

Дионисий - архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. Получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию. Но великий князь имел своего кандидата, попа Михаила (Митяя). Между соперниками возникла острая ссора. Михаил задумал ввести новый порядок посвящения митрополитов дома, на Руси. Дионисий опротестовал этот замысел и собрался в Константинополь искать митрополию у патриарха. Вели..

Дионисий

Святой, архиеп. Суздальск., † (15 окт.?) 1385.{Венгеров} Дионисийархимандрит, миссионер 1905 г.{Венгеров} Дионисийархимандрит, настоятель можайского Лужецкого монастыря 1892 г.{Венгеров}. ..

Дионисий

(около 1440 — после 1503), иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). По историческим свидетельствам, происходил из знатного рода. Обучался, видимо, у мастера Митрофана. Как главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Кремля выполнил деисус, иконы праз..

Дионисий

(ок. 1440-1508) - рус. Художник. Продолжал традиции Рублева. Его привлекали легкие, радостные краски, певучий и плавный ритм линий. В его иконах в лицах святых снижается психологическая выразительность, проявляется тяга к полутонам, блеклости. Усиливается каноничность. Дионисию принадлежит роспись Ферапонтова монастыря в Белозерском крае. Его композиции разнообразны, краски светлы и нежны, удлиненные фигуры с маленькими головами полны грации. Интересно "Распятие" Дионисия. На католических распят..

Дионисий

Дионисий - архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. Получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию. Но великий князь имел своего кандидата, попа Михаила (Митяя). Между соперниками возникла острая ссора. Михаил задумал ввести новый порядок посвящения митрополитов дома, на Руси. Дионисий опротестовал этот замысел и собрался в Константинополь искать митрополию у патриарха. Вели..

Дионисий

(в миру Давид) (1300-85), митрополит Киевский и всея Руси с 1384. Архиепископ Суздальский (1381). Основатель и архимандрит Нижегородского Вознесенского (Печорского) монастыря. Схвачен в Киеве по приказу князя Владимира Ольгордовича. Умер в заточении.. ..

Дионисий

1.(светское имя - Давид Федорович Зобниковский) (1570 или 1571 - 10.V.1633) - рус. Церк. Деятель. В 1605-10 - архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610-18, 1619-33 - Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 в. Поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя. В 1611-12 рассылал от имени Троице-Сергиева монастыря грамоты по городам, в к-рых призывал к борьбе с польск. Интервентами (сохранилось 3 грамоты. Июль и октябрь 1611, апрель 16..

Дионисий

Дионисий ("принадлежащий Дионису (или Вакху, богу вина)" ), житель Афин, уверовавший в результате проповеди ап. Павла в Ареопаге (Деян 17:34). Д. Был ареопагитом, т.е. Членом афин. Верховного суда (Ареопага). По словам коринфского епископа Дионисия (ок. 170 г. По Р.Х.), Д. Был избран первым епископом Афинской церкви.. ..

Дионисий

(15 век)художник-иконописец. Писал фрески в Московском Кремле, в Рождественском Пафнутьево-Боровском монастыре под Москвой, в Ферапонтовом монастыре неподалеку от Вологды.. ..

Дионисий

(Dionysius, Διονύσιος). 1) Старший, сын Гермократа, тиран сиракузский, род. В 430 г. До Р. X. Сначала он был писцом, но, отличаясь честолюбием и выдающимся военным талантом, уже в 25 лет сделался сиракузским полководцем. Тогда он начал приводить в исполнение свои честолюбивые планы, покорил Сицилию и унизил Карфаген. Его тирания в Сиракузах продолжалась 38 лет. Он был тираном в дурном значении этого слова. Впрочем, он покровительствовал литературе и искусствам, принимал у себя Платона и других з..

Дополнительный поиск Дионисий Дионисий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дионисий" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионисий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа