Дионисий
IДиони́сий (греч. Dionýsios) В Сиракузах. Д. I Старший (около 432—367 до н. Э., Сиракузы), тиран с 406. Выдвинувшись во время войны с Карфагеном (408—405) как предводитель отряда наёмников, захватил власть, сохранив в демагогических целях народное собрание и совет. Опирался на армию из наёмников, новую чиновную знать, отчасти на торгово-ремесленные слои и бедноту. Д. I вёл широкую завоевательную политику на территории Сицилии, Корсики, Италии. Пользовался поддержкой реакционных элементов всей Греции и сам оказывал помощь, например Спарте в борьбе с Беотийским союзом. При нём Сиракузы превратились в крупный культурный центр. Д. I был автором ряда трагедий, стихов, песен. Д. II Младший (гг. Рождения и смерти не установлены), тиран в 367—357 и в 346—344 до н.
Э. Старший сын Д. I. Как и отец, видя в армии свою опору, став тираном, создал сильное и многочисленное войско. Объявлением амнистии, отменой на 3 года подати и др. Мероприятиями Д. II привлёк на свою сторону бедноту. Около 357 вёл войну в Южной Италии с греческими гг. Регием, Кавлонией и племенами луканов. В это время власть в Сиракузах захватил родственник Д. II — Дион. В 346 Д. II вновь овладел властью в Сиракузах. В 344, осаждённый правителем г. Леонтин Гикетом и коринфским полководцем Тимолеоном, сдал крепость последнему. Сам Д. II был изгнан в Коринф, был жрецом богини Кибелы, умер в крайней нищете. Лит. Фролов Э. Д., Выступление и приход к власти Дионисия Старшего, «Вестник древней истории», 1971, № 3. Stroheker K., Dionysios I.
Gestalt und Geschichte des Tyrannen von Syrakus, Wiesbaden, 1958. С. С. Соловьёва.IIДиони́сий (около 1440 — после 1502, по другим исследованиям, после 1503) русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Бо́льшая часть работ Д., исполненных им совместно с др. Живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476. Иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481. Иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, после 1485. И др.). Творчество Д. И его школы развивалось в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церковных догм, когда государство, стремившееся использовать искусство для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации.
В иконах и фресках Д. По сравнению с искусством эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Д., с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность [«Богоматерь Одигитрия», 1482, «Спас в силах», «Распятие», обе 1500, — все три в Третьяковской галерее. Иконы для Ферапонтова монастыря, 1500—02 (по другим исследованиям — 1502—03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее]. Д. Приписывают также иконы «Митрополит Пётр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» (Третьяковская галерея) и ряд др.
Работ. Созданные Д. С сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500—02, по др. Исследованиям — 1502—03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов средневекового русского монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, в которой преобладают светлые оттенки. Творчество Д. Способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного искусства Москвы, позже ставшего общерусским. Лит. История русского искусства, т. 3, М., 1955, с.
482—531. Данилова И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970. Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, «Византийский временник», т. 31, М., 1971, с. 175—187. Danilowa I. J., Dionissi, Dresden, 1970. Н. К. Голейзовский. Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500—02 или 1502—03. Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.IIIДиони́сий (светские фамилия и имя — Зобниковский Давид Фёдорович) (1570 или 1571, Ржев, — 10.5.1633, Сергиев, ныне Загорск), русский церковный деятель. В 1605—10 архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610—18, 1619—33 — Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 века (См. Польская и шведская интервенции начала 17 века) поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя.
В 1611—12 призывал к борьбе с польскими интервентами и сохранению классового мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. Послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, которые отказывались помогать народному ополчению К. З. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья. Лит. Скворцов Д., Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, Тверь, 1890. Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв., М., 1937. Сказание Авраамия Палицына, М. — Л., 1955.
Дополнительный поиск Дионисий
На нашем сайте Вы найдете значение "Дионисий" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионисий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 8 символа