Драга

148

(от англ. Drag) плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного для разработки обводнённых месторождений полезных ископаемых и извлечения ценных компонентов с плотностью свыше 3 (золото, платина, олово, алмазы и др.). Д. Применяют для разработки преимущественно аллювиальных и элювиально-делювиальных, а также прибрежно-морских россыпей, за исключением валунистых, крепко сцементированных горными породами и вязкими глинами. Д. Подразделяются на 2 класса. Континентальные (для разработки материковых россыпей), которые, как правило, монтируются на плоскодонном понтоне (судне), обеспечивающем нормальную их плавучесть и эксплуатацию в замкнутом водоёме в соответствии с требованиями Речного регистра РСФСР (См.

Речной регистр РСФСР), морские, предназначенные для разработки россыпных и осадочных месторождений, залегающих в прибрежной зоне и в глубоководной части акватории крупных озёр, морей и океанов. Эти Д. Обычно монтируются на килевых, реже плоскодонных, самоходных либо буксирных судах, обеспечивающих их нормальную плавучесть и эксплуатацию в открытом море при штормовом волнении в соответствии с требованиями Морского регистра (см. Регистр Союза ССР). Д. Оснащается стационарным промывочно-обогатительным оборудованием, установленным на судне, либо работает по раздельной схеме «добыча—обогащение» в цикле с обособленными береговой или плавающей обогатительными установками. Морские и континентальные Д. Различают. По роду энергии — электрические, дизель-электрические, дизельные, паровые.

По способу передвижения (маневрирования) — канатно-свайные, канатно-якорные. По возможной глубине разработки (выемки) пород ниже ватерлинии — малой глубины выемки (до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м), сверхглубокой (свыше 50 м). По принципу действия добычного аппарата. Черпающие — одночерпаковые (с ковшом типа механической лопаты, с грейферным ковшом, с ковшом драглайна) и многочерпаковые (с прерывистой черпаковой цепью, со сплошной черпаковой цепью), подразделяющиеся также по ёмкости черпаков — малолитражные (до 100 л), среднего литража (до 250 л) и крупнолитражные (более 250 л). Гидро- и пневмовсасывающие — землесосные с механическими или гидравлическими разрыхлителями и без них, эжекторные, эрлифтные и землесосные с погружными насосами.

Область применения Д. Ограничивается глубиной разработки продуктивных пород (рис. 1). Широкое распространение при разработке континентальных россыпей получили электрические, реже дизельные и паровые, многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью черпаков ёмкостью от 50 до 600 л и законченным циклом обогащения, а на морских — одночерпаковые гидро- и пневмовсасывающие. Морские Д. Конструктивно отличаются от континентальных особенностями маневрового и транспортно-отвального оборудования (отсутствие свай и отвального конвейера). При работе в открытом море передвижение и маневрирование Д. По забою осуществляется посредством канатно-якорного устройства. Многочерпаковая Д. (рис. 2) состоит из плавающего судна, обычно в виде плоскодонного цельнометаллического понтона сварной конструкции, на котором размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова (так называемая суперструктура) и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройства, обогатительное и др.

Оборудование. В России малолитражные одночерпаковые Д., известные под названием «пахарь», применялись старателями при добыче золота из небольших русловых россыпей. Первая многочерпаковая Д. С механизированным приводом от паровой машины построена в 1870 в Новой Зеландии. В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Голландии землечерпалки, была установлена в 1893 в долине р. Кудача на Амурском прииске «Рождественский». В 1900 Невьянский завод на Урале приступил к производству первых отечественных Д. Наибольший подъём драгостроения относится к 30—40-м гг. 20 в., когда действующий дражный флот зарубежных стран насчитывал около 400 крупнолитражных Д. Пионером советского драгостроения стал завод «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод в Ленинграде), который с 1926 по 1930 изготовлял электрические Д.

С черпаками ёмкостью 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт Д. В 1931 Иркутский завод тяжёлого машиностроения изготовил первые Д. С черпаками ёмкостью 150 л. В 1969 этим заводом изготовлена крупнейшая в мире электрическая Д. С черпаками ёмкостью 600 л и предельной глубиной черпания 50 м ниже уровня воды (рис. 3). Отечественные драгостроительные предприятия серийно выпускают электрические Д. Нескольких типоразмеров (см. Таблицу). В зарубежной практике в связи с истощением в большинстве стран запасов континентальных россыпей действующие Д. Переносят, как правило, с одного месторождения на другое (Южная Америка), а новые Д., предназначенные преимущественно для разработки оловоносных (Малайзия, Индонезия) и прибрежно-морских алмазоносных россыпей (Западная Африка), изготавливаются в незначительном количестве.

Обладая самым мощным и многочисленным дражным флотом в мире, СССР имеет высокие достижения в драгостроении и определяет в этой области мировой уровень науки и техники. Новым направлением в драгостроении является оснащение маневрового устройства независимыми друг от друга лебёдками и приводами, выполняющими одну технологическую операцию. Как правило, эти лебёдки имеют электрическую блокировку и централизованное управление, что обеспечивает ритмичную работу Д. Типовая схема обогатительного оборудования, применяемая на Д. Отечественного производства, показана на рис. 4. При оптимальных режимах обогащения на Д. Достигаются высокие показатели извлечения (на песках тяжёлых металлов 93,8—98,6%, а лёгких минералов 89,5—95,6%).

Развитие драгостроения идёт по пути максимальной унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их новейшим высокопроизводительным оборудованием, эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизированного управления, контроля и дистанционного надзора за технологическими процессами с использованием электронных управляющих и счётно-решающих устройств, промышленного телевидения, звуколокационных и радиогеодезических установок и др. Краткая техническая характеристика многочерпаковых драг отечественного производства (1970) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Иркутский завод тяжёлого  | Пермский маши-  | | Показатели | машиностроения | ностроительный | | |  | завод | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | 80Д | 150Д | 250Д | 600Д | ОМ-431 | ОМ-417 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Ёмкость черпака, л  | 80 | 150  | 250  | 600  | 380  | 400 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Подводная глубина черпания, м  | 6 | 9 | 12 | 50 | 30 | 17 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Средняя производительность, м3/ч  | 100  | 180  | 320  | 500  | 400  | 450 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Установленная мощность электродвигателей,  | | | | | | | | квт  | 392  | 800  | 1082 | 7300 | 2110 | 2494 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Габариты, м.

| | | | | | | | длина | 50,2  | 74,6  | 92,0  | 236,0 | 156,2 | 122,8 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ширина | 16,7  | 24,5  | 26,0  | 50,0  | 35,9  | 38,6 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | высота  | 17,0  | 21,6  | 25,7  | 53,7  | 39,0  | 35,0 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Конструктивная масса, т   | 386  | 912  | 1373 | 10331  | 3252 | 2594 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Водоизмещение в рабочем состоянии, т | 410  | 990  | 1460 | 10854  | 3480 | 2865 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Лит.

Свиридов А. П., Драги и драгирование, М., 1952. Шорохов С. М., Разработка россыпных месторождений и основы проектирования, М., 1963. Лешков В. Г., Справочник дражника, М., 1968. Его же, Современная техника и технология дражных работ, М., 1971. Меро Дж., Минеральные богатства океана, пер. С англ., М., 1969. В. Г. Лешков. Рис. 1. Конструктивные типы драг, применяемых для разработки континентальных и морских россыпей различной глубины залегания. 1 — многочерпаковая (с прерывистой или сплошной цепью черпаков). 2 — землесосная с механическим разрыхлителем. 3 — землесосная с гидравлическим разрыхлителем. 4 — эрлифтная. 5 — грейферная. 6 — драглайновая. 7 — эжекторная и землесосная с погружными насосами и перекачными станциями. Рис. 2. Общий вид 380-литровой драги ОМ-431.

1 — понтон. 2 — черпаковая рама. 3 — черпаковая цепь. 4 — нижний черпаковый барабан. 5 — поддерживающий барабан. 6 — подвес черпаковой рамы. 7 — передняя мачта. 8 — главная ферма (суперструктура). 9 — задняя мачта. 10 — сваи. 11 — отвалообразователь (стакер). 12 — хвостовые колоды. 13 — береговой мостик. 14 — надстройка. Рис. 4. Типовая схема обогащения золотосодержащих песков, применяемая на современных драгах отечественного производства. 1 — завалочный люк. 2 — колосниковый грохот. 3 — барабанный грохот подчерпакового уловителя. 4 — шлюз уловителя. 5 — промывочная бочка. 6 — распределитель. 7 — галечный лоток. 8 — галечный конвейер стакера. 9 — шлюз с подвижным цельноформованным резиновым покрытием и автоматизированным сполоском. 10 — хвостовая колода.

11 — самородкоулавливающие шлюзы. 12 — шлюз для улавливания крупного золота. 13 — спиральный классификатор. 14 — вибрационный грохот. 15 — контрольный шлюз. 16 — зумпф пескового насоса. 17 — песковый насос. 18 — бункер концентрационного стола. 19 — концентрационный стол. 20 — ленточный элеватор. 21 — шаровая мельница. 22 — амальгаматор непрерывного действия. 23 — шлюз амальгамационный. Рис. 3. Общий вид уникального по своим размерам и глубине черпания драги с черпаками ёмкостью 600 л..

Значения в других словарях
Дравидийские языки

распространены главным образом в Индии, особенно в южной её части. Подразделяются на группы. Южную (тамильский, малаялам, кота, тода, кодагу, каннара или каннада), юго-западную (тулу), юго-восточную (телугу), центральную (колами, найки, парджи, гадаба), гондванскую (гонди, конда, куи, куви, пенго, манда), северо-восточную (курух, малто) и северо-западную (брагуи). Некоторые Д. Я. (ерукала, кайкади, курумба, беллари, корага и др.) изучены слабо, и принадлежность их к той или иной группе не опред..

Дравиды

народы, населяющие главным образом Южную Индию и говорящие на дравидийских языках (См. Дравидийские языки). К Д. Относятся телугу, или Андхра (44 млн. Чел., оценка 1967), Тамилы (40 млн. Чел., частично живут также на острове Цейлон, в Малайзии, Бирме и др. Странах Ю.-В. Азии), Малаяли (19,5 млн. Чел.), Каннара, или каннада (21 млн. Чел.), тулу (около 1 млн. Чел.), а также ряд малочисленных народов, во многом сохранивших ещё родоплеменной уклад и живущих в основном в горных и лесных районах. Тод..

Драглайн

(англ. Dragline) Экскаватор, в котором рабочий орган (ковш) подвешен к стреле на канатах (подъёмном и тяговом) и разработка грунта осуществляется ниже уровня его стояния. Часто Д. Называют рабочее оборудование такого экскаватора. ..

Драго - Портера конвенция 1907

Драго‒Портера конвенция 1907, международная конвенция, воспрещающая применение вооружённой силы для истребования договорных долгов, «взыскиваемых правительством одной страны с правительства другой страны, как причитающихся его подданным». Принята 18 октября 1907 участниками 2-й международной Гаагской конференции. В основу конвенции легли Драго доктрина 1902. ..

Драга

ДРАГА (от англ. Drag) - плавучий комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат с многочерпаковым рабочим органом для подводной разработки преимущественно россыпей, извлечения из них ценных минералов и укладки пустых пород в отвал.. ..

Драга

ДРАГА (от английского drag), плавучий комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат> с многоковшовым рабочим органом для подводной разработки преимущественно россыпей. Максимальная емкость черпака 600 дм3.. ..

Драга

(Машина) — королева сербская. См. Александр I.. ..

Драга

(фр.). Особый снаряд, для добывания со дна моря животных и растительн. Организмов вместе с покрывают, дно грунтом.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Драга

Землечерпалка, (скребковый) экскаватор, драглайн. Агрегат. ..

Драга

Ж.1) а) Плавучее сооружение, оснащенное многочисленными черпаками для подъема со дна водоемов породы, содержащей золото или другие полезные ископаемые.б) Землечерпальная машина для углубления дна водоемов.2) Гидрологическое устройство для добывания растений и животных со дна глубоких водоемов.. ..

Драга

ДРА́ГА -и. Ж. [франц. Drague, англ. Drag]. ..

Драга

-и, ж. 1. Плавучая землечерпальная машина, снабжённая оборудованием для промывки вычерпанного грунта. 2. Прибор для добывания с больших водных глубин растений и животных. II прил. Дражный, -ая, -ое.. ..

Драга

Драги, ж. (фр. Drague) (тех.). Небольших размеров землечерпательная машина.. ..

Драга

(от англ. Drag * a. Dredge. н. Schwimmbagger. ф. Drague, noria de reprise. и. Draga) - плавучий горно-обогатит. Комплекс для разработки обводнённых м-ний полезных ископаемых (преим. Россыпных). Д. Оснащена рабочим органом для добычи продуктивных пород из-под воды, промывочно-обогатит. Агрегатами для их обогащения, извлечения ценных минералов и транспортно-отвальным оборудованием для укладки пустых пород (хвостов промывки) в отвал. Использование Д. Для добычи золота (одночерпаковой рычажно-ков..

Драга

(от англ. Drag * a. Dredge. Н. Schwimmbagger. Ф. Drague, noria de reprise. И. Draga) - плавучий горно-обогатит. Комплекс для разработки обводнённых м-ний полезных ископаемых (преим. Россыпных). Д. Оснащена рабочим органом для добычи продуктивных пород из-под воды, промывочно-обогатит. Агрегатами для их обогащения, извлечения ценных минералов и транспортно-отвальным оборудованием для укладки пустых пород (хвостов промывки) в отвал. Использование Д. Для добычи золота (одночерпаковой рычажно-ковшев..

Драга

(от англ. Drag) - плавучий горно-обогатит. Комплекс, производящий подводную разработку обводнённых россыпных месторождений полезных ископаемых, их обогащение и укладку пустых пород в отвалы. По конструкции Д. Бывают континентальные (для разработки русловых россыпей малых рек) и морские (применяются на морях и больших озёрах). Совр. Д. - комплексно-механизир. Электрич. Или дизель-электрич. Агрегат с многочерпаковым рабочим органом (вместимость черпака до 700 л, глубина черпания до 50 м). Применяю..

Драга

плавучий горно-обогатительный комплекс, предназначенный для разработки обводнённых месторождений преимущественно россыпных полезных ископаемых. Все механизмы и оборудование драги размещаются на самоходном или буксируемом судне либо на понтоне. Драга имеет рабочий орган для добычи полезных ископаемых из-под воды, промывочные агрегаты, обогатительную установку для извлечения ценных минералов и отделения пустых пород, транспортное оборудование. С драги добывают породы с глубины до 50 м и более. Дл..

Дополнительный поиск Драга Драга

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Драга" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Драга, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа