Дюрер

122

(Dürer) Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, — 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486—89 — живописи в мастерской М. Вольгемута, восприняв принципы поздней готики. Сильное влияние на Д. Оказали гравюры на меди М. Шонгауэра с их графической тонкостью и реалистическими раннеренессансными элементами. Работы, выполненные Д. В годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490—94), типичны для немецкого искусства 15 в., сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. В дальнейшем воздействие гуманистических учений, подкреплённое посещением Италии (1494—95 и 1505—07) и Нидерландов (1520—21), усилило стремление Д.

К научно обоснованным методам художественного познания мира. Он всё углублённее изучал натуру, размышлял над проблемами природы искусства, законами красоты и гармонии, разрабатывал учение о пропорциях. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Д. Проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах, и в его теоретических трудах («Руководство к измерению...», 1525. «Наставление к укреплению городов...», 1527. «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Д. («Вид Триента», 1495, Художественная галерея, Бремен. «Домик у пруда», около 1495—97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду.

В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции. «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден. Алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен. «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена). Опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы (См. Венецианская школа) («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция. «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага. «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена.

См. Илл.). Д. Не утратил при этом необычайной зоркости наблюдений, огромной жизненной яркости образов и выразительности деталей, идущей от традиций немецкой готики напряжённой экспрессии. Универсальность дарования Д. Особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) — точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах. С особой интенсивностью и упорством Д. Работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы.

Здесь Д. Воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497—1511), «Жизнь Марии» (около 1502—11) и «Малые страсти» (1509—11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворённостью, он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Д. К ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов, к передаче чувственного многообразия материального мира. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Св. Евстафий», «Немезида»), Д.

Пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям. «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями. В «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека. «Св. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Д. Постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры, изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504). Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди.

«Три крестьянина», около 1497. «Пляшущие крестьяне», 1514). Д. — один из величайших портретистов в мировом искусстве. Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Галерея Уффици). Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид).

Столь же разнообразны автопортреты Д. (1493, Лувр, Париж. 1498, Прадо. 1500, Старая пинакотека). Все эти портреты роднят гуманистические устремления художника, гордое самосознание его моделей, ощущение внутренней напряжённости и духовной энергии человека, пытливости его ума и силы чувства. Художественные искания Д. Завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок. Четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Д. Представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника, окончательно порвавшего со средневековой анонимностью творчества.

Он завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров. Д., причислявшийся Ф. Энгельсом к титанам эпохи Возрождения, сумел как художник и мыслитель дать глубоко национальное претворение ренессансным идеям. Своеобразие творчества Д. — в тесном переплетении немецких традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению (См. Высокое Возрождение) чётким выражением пластически-пространственной структуры реального мира. Искусство Д., многогранно отразившее бурную эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524—1526, было важным элементом общественного прогресса.

Об этом говорят и народные тенденции творчества Д., и верность художника ренессансным гуманистическим идеалам, и его неуклонное стремление к реалистическому отражению богатства и диалектической сложности реальной жизни. Соч. Дневники, письма, трактаты, пер. С нем., т. 1—2, Л.—М., 1957. Лит. Либман М. Я., Дюрер, М., 1957. Нессельштраус Ц., Альбрехт Дюрер. 1471—1528, Л.—М., 1961. [Гершензон-Чегодаева Н.], Альбрехт Дюрер, М., 1964. Flechsig Е., Albrecht Dürer, Bd 1—2, В., 1928—31. Musper Th., Albrecht Dürer, der gegenwärtige Stand der Forschung, Stuttg., 1952. Waetzold W., Dürer und seine Zeit, Köln, 1953. Wölfflin Н., Die Kunst Albrecht Dürers, Münch., 1953. Panofsky Е., The life and art of A. Dürer, Princeton, 1955. Winkler F., Albrecht Dürer, B., 1957.

К. М. Кобер. ГДР. А. Дюрер. 1498. Прадо. Мадрид. Дюрер А. Портрет Хиеронимуса Хольцшуэра. 1526. Картинная галерея. Берлин-Далем. Дюрер А. «Праздник чёток». 1506. Национальная галерея. Прага. Дюрер А. Портрет молодой женщины. Около 1506. Картинная галерея. Берлин-Далем. Дюрер А. «Поклонение Волхвов». Средняя часть «Алтаря Паумгартнеров». 1502—04. Старая пинакотека. Мюнхен. Дюрер А. «Всадник, смерть и дьявол». Резцовая гравюра на меди. 1513. Дюрер А. «Св. Иероним». Резцовая гравюра на меди. 1514. Дюрер А. Портрет матери. Уголь. 1514. Гравюрный кабинет. Берлин. Дюрер А. «Три крестьянина». Около 1497. Резцовая гравюра на меди. Дюрер А. «Пляшущие крестьяне». 1514. Резцовая гравюра на меди. Дюрер А. «Заяц». Акварель, белила. 1502. Графическое собрание Альбертина. Вена. А. Дюрер. «Четыре всадника». Гравюра на дереве из цикла «Апокалипсис».

1498. А. Дюрер. «Четыре апостола». 1526. Старая пинакотека. Мюнхен. А. Дюрер. «Мария с младенцем». 1512. Художественно-исторический музей. Вена. А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен..

Значения в других словарях
Дюранс

(Durance) река на Ю.-В. Франции, левый приток Роны. Длина 350 км, площадь бассейна 14,2 тыс. Км2. Истоки в Котских Альпах, в среднем течении пересекает отроги Прованских Альп, в низовьях выходит в пределы Ронской низменности. Основным источником питания в верхней части бассейна служат талые снеговые, а на остальном протяжении — дождевые воды. Зимой и весной (включая июнь) на Д. Наблюдаются бурные и высокие (до 4—7 м) паводки, вызывающие иногда прорывы береговых валов и наводнения в пределах Ронс..

Дюрвиля море

окраинное море Южного океана у берега Антарктиды, между 136° и 148° восточной долготы. Омывает Землю Адели. Южная часть моря находится в пределах материковой отмели с глубиной менее 500 м, северная — с глубиной до 3610 м. Большую часть года покрыто дрейфующими льдами. Много айсбергов. Солёность 33,7—33,8‰. Открыто в 1914 австралийской экспедицией под руководством Д. Моусона. Названо в честь Ж. Дюмон-Дюрвиля (См. Дюмон-Дюрвиль). ..

Дюрер Альбрехт

Дюрер (Dürer) Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, ‒ 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486‒89 ‒ живописи в мастерской М. Вольгемута, восприняв принципы поздней готики. Сильное влияние на Д. Оказали гравюры на меди М. Шонгауэра. ..

Дюринг

(Dühring) Евгений (12.1.1833, Берлин, — 21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), немецкий философ. Занимался также вопросами политэкономии и права. Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват-доцент Берлинского университета (1863—77). Д. Предпринял попытку построить собственную систему «философии действительности», которая, по его словам, утверждает новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства. Он считал ф..

Дюрер

(Альбрехт Dürer), знаменитый немецкий живописец и гравер, сын золотых дел мастера, родился в Нюрнберге 21 мая 1471 г. До 15-летнего возраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступил учеником к художнику франкской школы М. Вольгемуту, у которого и занимался до 1490 г., после чего пустился путешествовать. В эту первую поездку Д. Добрался, между прочим, и в Венецию, как то потверждается его рисунками за эту пору, носящими явные следы влияния на него итальянских мастеров. Возвратив..

Дюрер

(араб. - жемчужины). Первый турецкий свод законов, составленный в 1470 г. По Р. Х. При Мухамеде II.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)араб. Собственно значит. Жемчужины. Турецкий свод законов, составленный в 875 г. По Р. Х. При Мухамеде II, муллою Хозревом.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Дюрер

, Альбрехт (Durer, Albrecht) 1471, Нюрнберг — 1528, Нюрнберг. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик, теоретик искусства эпохи Возрождения. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486—1490). Обязательные для получения звания мастера "годы странствий" (1490— 1494) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников, изучал работы М. Шонгауэра. Верн..

Дюрер

(durer) Альбрехт (1471, Нюрнберг – 1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, теоретик искусства. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии. Искусству живописи и гравирования – в мастерской М. Вольгемута в Нюрнберге (1486—89). Необходимые для получения звания мастера «годы странствий» (1490—94) провёл в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где сблизился с гуманистами и книгопечатниками. В Кольмаре изучал..

Дюрер

(Durer) Альбрехт (1471-1528), нем. Живописец и график. Род. В Нюрнберге в семье ювелира, к-рый и стал его первым учителем. В молодые годы Д. Много странствовал по Европе, охваченной предреформационными волнениями, а в 1495 открыл собств. Мастерскую в Нюрнберге. В 1498 Д. Издал серию гравированных иллюстраций к Апокалипсису. В этих произведениях он выступил как художник-мыслитель и художник-богослов, стремящийся найти в Библии толкование событий своего времени. Трудновыразимая символика Апокалипс..

Дополнительный поиск Дюрер Дюрер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюрер" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюрер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа