Естественное право

176

одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. П. Выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. В концепциях апологетического плана этот строй и действую щее право объявлялись соответствующими Е. П. И естественной справедливости. В концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялись несоответствующими Е. П. И справедливости. За многовековое существование Е.

П. Его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а также социально-политических позиций его выразителей. Ф. Энгельс отмечал, что Е. П. И естественная справедливость представляют собой «. Идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 273). Идея Е. П. Развивалась уже в древности, особенно в античном мире. Она использовалась греческими софистами (См. Софисты), Аристотелем и особенно активно стоиками. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.

Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий Е. П., не может рассматриваться как закон. В средние века Е. П. Носило по преимуществу геологическую форму, являясь составной частью религиозных учений (например, в учении Фомы Аквинского Е. П. — конкретизация божественного разума, управляющего миром, основа права, создаваемого государством). И в современный период идея Е. П. Остаётся составной частью официальной теологической и политической доктрины католической церкви (см. Неотомизм). Своё наивысшее социальное звучание идея Е. П. Получила в 17—18 вв. В качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. Идеологи Просвещения — Дж. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, А.

Н. Радищев и др. Широко использовали идею Е. П. Для критики феодальных порядков, как противоречащих естественной справедливости. В этих концепциях Е. П. Выступало в качестве неизменных принципов природы человека и его разума, которые должны быть выражены в действующих законах, что повлечёт замену правления людей (т. Е. Абсолютизма) правлением законов. Идеи Е. П. Нашли отражение во французской Декларации прав человека и гражданина (См. Декларация прав человека и гражданина)(1789), американской Декларации независимости (1776) и др. Актах. В тот же период (17—18 вв.) активизировались попытки оправдания при помощи Е. П. Феодально-абсолютистских режимов (например, С. Пуффендорф в Германии). С упрочением капиталистического строя буржуазные идеологи 19 в.

Отказались от Е. П., объявив буржуазный строй единственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных критериях. Особенно решительно против идеи Е. П. Выступает Позитивизм. В 20 в. Происходит процесс т. Н. Возрождения естественного права. Это связано с тем, что переход капитализма в монополистическую, а затем и государственно-монополистическую стадию потребовал переоценки ряда правовых институтов, в том числе и при помощи Е. П., а рост сознательности трудящихся заставил буржуазных идеологов искать популярные лозунги, которые можно было бы обратить против социалистических идей. Теория Е. П. Оказалась удобной для этих целей (например, отрицание частной собственности объявляется нарушением основных принципов Е.

П.). После 2-й мировой войны 1939—45 в Западной Германии, Италии и некоторых др. Странах Е. П. Использовалось, с одной стороны, для отмежевания от фашистской идеологии, а с другой стороны — для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим социально-политическим реформам. «Возрожденное Е. П.» испытывает сильное влияние клерикализма, а также придаёт понятию Е. П. Прагматистский характер (например, Е. П. «с меняющимся содержанием» или «Е. П. Конкретной ситуации»). Марксистский материалистический подход к праву как отражению экономического строя и политической структуры классового общества делает излишним понятие Е. П. В качестве предпосылки существования и обязательности действующего права. В обществе может быть только одно право, устанавливаемое государством, а в своей правотворческой деятельности государство связано принципами данного социального строя, которые определяются не «природой человека», а социально-экономическим строем и способом производства.

Вместе с тем марксизм не считает ложным всё то, что стоит за понятием Е. П. Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека и гражданина, а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т. Ч. И справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями. Лит. История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 213—215, 236—249, 269—327. В. А. Туманов.

Значения в других словарях
Ессинг Рольв Рагнвальдсен

Ессинг (Gjessing) Рольв Рагнвальдсен (1887‒1959), норвежский психиатр, член АН в Осло (1941). Медицинское образование завершил в 1913. В 1929‒49 главный врач и директор психиатрической больницы в Дикемарке. Основные работы посвящены изучению биологических изменений в организме больных периодической кататонией. Выделил две формы течения кататонии. В возникновении этой болезни большое значение придавал нарушению эндокринного баланса. Член-корреспондент Королевской медико-психологической ассоциации..

Естественное основание

массив грунта в условиях природного залегания, используемый в качестве Основания сооружений. ..

Естественное разделение труда

см. В ст.Разделение труда. ..

Естественнонаучное образование

имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук — биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др. Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному использованию этих законов в интересах развития современного общества, а также формированию материалистического мировоззрения. Различают общее и специальное Е. О. Систематическое изучение и познание основ естественных наук и отдельных наиболее общих законов природы о..

Естественное Право

ЕСТЕСТВЕННОЕ право - понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. Как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др.. ..

Естественное Право

ЕСТЕСТВЕННОЕ право>, понятие> политической и правовой мысли, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие> в античном мире (Аристотель>, Цицерон). Особое социальное значение> естественное право> приобрело в 17 - 18 вв. Как идеология> социальных революций. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо>, Ш. Монтескье, Д. Дидро>, А.Н. Радищева и др.. ..

Естественное право

См. Право.. ..

Естественное Право

Понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. Как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др.. ..

Естественное Право

В теории государства и права - совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.. ..

Естественное Право

- в теории государства и права - совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.. ..

Естественное право

Понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. Как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др. Первоначально под Е.п. Понимал ось высшее божественно..

Естественное Право

В теории конституционного права понятие, означающее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.. ..

Естественное Право

(лат. Jus naturale, англ. Natural law, франц. Droit naturel, нем. Naturrecht) - в нек-рых добурж. И бурж. Политич. Учениях представление о праве, существующем якобы независимо от гос-ва и от действующих в нем правовых норм и отвечающем природе, "естеству" человека и требованиям справедливости. Содержание учений о Е. П. И их роль в идейно-политич. Борьбе были различны.Корни учения о Е. П. Восходят к древности. В Др. Китае его элементы имеются в учении Лао-цзы (6-5 вв. До н. Э.), считающегося осно..

Естественное Право

- идея и социально-политическая доктрина, отражающие представления о неизменных принципах и нормах социальной регуляции, порожденных природой человека или природой общества. Первоначально под Е.п. Понимал ось высшее божественное установление, выступающее регулятором как человеческого поведения, так и правовых норм государства. Позднее "основной закон" Е.п. Приобрел вид формулы. Не делай другому того, чего не пожелаешь себе. В Новое время происходит разделение всего права на естественное ("пре..

Естественное Право

Подготовленный отдельными софистами, Сократом, Платоном и киниками и выдвинутый стоиками такой взгляд на право, согласно которому право существует уже в природе, т.е. Заложено в самой сущности человека. Согласно учению Стой и родственных направлений, а впоследствии также и просветителей 17 и 18 вв., во всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места, и неизменно. С точки зрения христианства, особенно в схоластике и не..

Дополнительный поиск Естественное право Естественное право

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Естественное право" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Естественное право, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 18 символа