Естественное Право

115

(лат. Jus naturale, англ. Natural law, франц. Droit naturel, нем. Naturrecht) - в нек-рых добурж. И бурж. Политич. Учениях представление о праве, существующем якобы независимо от гос-ва и от действующих в нем правовых норм и отвечающем природе, "естеству" человека и требованиям справедливости. Содержание учений о Е. П. И их роль в идейно-политич. Борьбе были различны.Корни учения о Е. П. Восходят к древности. В Др. Китае его элементы имеются в учении Лао-цзы (6-5 вв. До н. Э.), считающегося основателем даосизма. В Др. Греции идея Е. П. Встречается у софистов, у Аристотеля, у стоиков. В ср. Века учение о Е. П. Приобрело богословский характер. Так, Фома Аквинский объявлял Е. П. Отражением некоего вечного закона ("божественного разума"), а человеческие законы рассматривал как воплощение Е.

П. В области человеческих взаимоотношений. Такая трактовка Е. П. Должна была возвысить существовавшие обществ. Отношения, дать им религ. Обоснование. Совершенно новое содержание идея Е. П. Получила у политич. Писателей 17 - нач. 19 вв., превратившись в классич. Направление бурж. Правовой идеологии, под знаменем к-рой буржуазия в период борьбы с феодализмом обосновывала гос. Строй и право бурж. Общества. Согласно теориям Е. П. Этого периода (при всем их многообразии), всем людям присущи нек-рые постоянные свойства человеческой природы. Человек уже от природы имеет ряд прав, к-рые не могут быть отчуждены никакой властью (напр., право на жизнь, на свободу, на собственность, на сопротивление угнетению). Естеств. Законы, вытекающие из природы человека, выше законов, созданных людьми, к-рые могут соответствовать естеств.

Законам или противоречить им. При этом "неразумными", не соответствующими принципам Е. П. Объявлялись законы и политич. Установления феод.-абсолютистских гос-в и выдвигалось требование создать новые обществ. Отношения и политич. Орг-цию, отвечающие "природе" человека. Теория Е. П. Обычно дополнялась договорной теорией происхождения гос-ва (см. Общественный договор), противопоставлявшейся феод. Представлениям о божеств. Происхождении гос. Власти.Раньше всего бурж. Теория Е. П. Была разработана Гуго Гроцием, дальнейшее развитие она получила у англ. Политич. Писателей 17 в. - Дж. Мильтона, Дж. Локка, была господствующей во взглядах франц. Просветителей 18 в. (Вольтер, Ш. Монтескьё, П. А. Гольбах, Ж. Ж. Руссо, Г. Мабли и др.) и амер. Прогрессивных политич.

Писателей (Т. Джефферсон и др.). При мн. Общих чертах бурж. Теории Е. П. В зависимости от политич. Взглядов мыслителя имели существенные различия. Так, если для одних (напр., Гольбах) гл. Е. П. - это право собственности, то у идеологов утопич. Коммунизма (напр., у Мабли) естественным провозглашается принцип общности имуществ. Если у одних идея Е. П. Служила целям защиты конституц. Монархии (Локк), то у других она была средством обоснования нар. Суверенитета и демократич. Республики (левеллеры, Руссо и др.). Теориям Е. П. Присущи антиисторичность и метафизичность (Е. П. Понималось как вытекающее из вечной и неизменной природы человека). Но в целом эти теории со свойственным им рационализмом (принципы Е. П. Трактовались как нормы, диктуемые разумом человека) были огромным шагом вперед в сравнении с теологич.

Трактовкой права и гос-ва, присущей средневековью. Главное же ист. Значение теорий Е. П. В том, что в годы подготовки бурж. Революций они приобретали прогрессивный, а у нек-рых теоретиков и революц. Характер, став идеологич. Оружием в борьбе с феодализмом.В зависимости от конкретных ист. Условий теории Е. П. Приобретали и иное значение. Так, в Германии и России 17 - 1-й пол. 18 вв. В силу экономич. Отсталости этих стран при посредстве учения о Е. П. Делались попытки обосновать абсолютизм (С. Пуфендорф, X. Томазий, X. Вольф - в Германии, Ю. Крижанич, Ф. Прокопович - в России). Во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. И в этих странах учение о Е. П. Использовалось для защиты бурж. И демократич. Идей (Х. Ф. Шубарт, Г. Форстер - в Германии, Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, А. Н. Куницын, декабристы - в России).На протяжении 19 в.

Учение о Е. П. Не играло заметной роли в идеологич. Арсенале буржуазии. В кон. 19-20 вв. Нек-рые бурж. Идеологи вновь обратились к идее Е. П. ("возрождение" Е. П.), к-рая, однако, приобрела теперь новое, реакц. Значение. Неокантианцы (Г. Коген, Р. Штаммлер - в Германии) использовали его для обоснования мелких, проводимых постепенно изменений в системе права. Особое внимание идее Е. П. Уделяется в бурж. Лит-ре последних десятилетий, причем наряду с близкими к неокантианству учениями (итал. Теоретик Дель Веккьо, зап.-герм. - X. Коинг) идеи Е. П. В наиболее реакц., ср.-век. Теологич. Духе возрождают сторонники неотомизма (Ж. Дабен, Ж. Маритен, Ле Бафф, Хейс и др.), к-рые, обращаясь к взглядам Фомы Аквинского, пытаются оправдать бурж. Право, изображая его как воплощение божеств.

Воли, установленного богом "естественного порядка".Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии. Соч., 2 изд., т. 4. Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272-74. Его же, Юридич. Социализм, там же, т. 21. Волгин В. П., Развитие обществ. Мысли во Франции в XVIII в., М., 1958. Ярош К. Н., История идеи естеств. Права, СПБ, 1881. История политич. Учений, под ред. С. Ф. Кечекьяна и Г. И. Федькина, 2 изд., М., 1960. Туманов В. A., Критика совр. Бурж. Теории права, М., 1957. Кечекьян С. Ф., К вопросу о сущности совр. Бурж. Учений о естеств. Праве, "Вестник МГУ, сер. Экономики, философии и права", 1958, No 4. См. Также ст. "Е. П." в ФЭ, т. 2 и лит. К ней.С. Ф. Кечекьян. Москва..

Значения в других словарях
Естественное право

одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. П. Выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. В концепциях апологетического плана этот строй и действую щее пр..

Естественное Право

ЕСТЕСТВЕННОЕ право - понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. Как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др.. ..

Естественное Право

ЕСТЕСТВЕННОЕ право>, понятие> политической и правовой мысли, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие> в античном мире (Аристотель>, Цицерон). Особое социальное значение> естественное право> приобрело в 17 - 18 вв. Как идеология> социальных революций. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо>, Ш. Монтескье, Д. Дидро>, А.Н. Радищева и др.. ..

Естественное право

См. Право.. ..

Естественное Право

Понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. Как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др.. ..

Естественное Право

В теории государства и права - совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.. ..

Естественное Право

- в теории государства и права - совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.. ..

Естественное право

Понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. Как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др. Первоначально под Е.п. Понимал ось высшее божественно..

Естественное Право

В теории конституционного права понятие, означающее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.. ..

Есперсен

(Espersen), Кнуд (p. 12.IV.1926) - деятель датского рабочего движения. Родился в местечке Скульстеде близ г. Ольборг (Дания) в семье рабочего-коммуниста. В период оккупации Дании нем.-фаш. Захватчиками (9 апр. 1940 - 5 мая 1945) участвовал в Движении Сопротивления, руководил вооруж. Группой. В 1942 вступил в Коммунистич. Партию Дании (КПД). В марте 1945 был арестован гестапо. После освобождения Дании от оккупации работал в порту г. Ольборга, принимая активное участие в деятельности крупнейшего п..

Ессеи

Оппозиционное общественно- религиозное течение в Иудее во 2-й пол. 2 в. До н. Э. - 1 в. Н. Э., одно из главных предшественников христианства. Этимология слова "Е." достоверно неизвестна. Осн. Сведения о Е. Сохранились у Филона, Плиния Старшего, Иосифа Флавия, Хрисостома, Ипполита. Нек-рые сведения имеются в поздней патристической и талмудич. Лит-ре. Согласно античным авторам, Е. Жили обособленными коллективами. По словам Иосифа Флавия, Е. В 1 в. Н. Э. Насчитывали 4 тыс. Чел. Для общин Е. Характе..

Ефименко

1.Александра Яковлевна (31.V.1848 - 1918) - рус. И укр. Историк и этнограф. Первая в России женщина - почетный доктор рус. Истории (1910). Род. В с. Варзуга Архангельской губ. Была учительницей в Холмогорах, где вышла замуж за сосланного П. С. Ефименко. Первоначально под его руководством, а затем самостоятельно она занималась историко- этнографич. Исследованием населения Севера России, а с 1879 (когда переехала на Украину) - Украины. Принадлежала к народнич. Направлению в историографии. Выступил..

Ефимов

Алексей Владимирович (р. 18(30).I.1896) - сов. Историк. Чл.-корр. АН СССР (с 1939) и Академии пед. Наук РСФСР (с 1947). Почетный член Географич. Общества Колумбии (с 1961). Специалист по новой истории европ. Стран, истории США и рус. Географич. Открытий. С 1934 - доцент, затем с 1938 - проф. Ист. Ф-та Моск. Ун-та. В 1936-41 вел науч. Работу в Ин-те истории АН СССР, с 1956 - зав. Сектором Америки Ин-та этнографии АН СССР. Осн. Работы. "К истории капитализма в США" (М., 1934), "Из истории великих ..

Естественное Право

- идея и социально-политическая доктрина, отражающие представления о неизменных принципах и нормах социальной регуляции, порожденных природой человека или природой общества. Первоначально под Е.п. Понимал ось высшее божественное установление, выступающее регулятором как человеческого поведения, так и правовых норм государства. Позднее "основной закон" Е.п. Приобрел вид формулы. Не делай другому того, чего не пожелаешь себе. В Новое время происходит разделение всего права на естественное ("пре..

Естественное Право

Подготовленный отдельными софистами, Сократом, Платоном и киниками и выдвинутый стоиками такой взгляд на право, согласно которому право существует уже в природе, т.е. Заложено в самой сущности человека. Согласно учению Стой и родственных направлений, а впоследствии также и просветителей 17 и 18 вв., во всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места, и неизменно. С точки зрения христианства, особенно в схоластике и не..

Дополнительный поиск Естественное Право Естественное Право

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Естественное Право" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Естественное Право, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 18 символа