Естественное Право
(лат. Jus naturale, англ. Natural law, франц. Droit naturel, нем. Naturrecht) - в нек-рых добурж. И бурж. Политич. Учениях представление о праве, существующем якобы независимо от гос-ва и от действующих в нем правовых норм и отвечающем природе, "естеству" человека и требованиям справедливости. Содержание учений о Е. П. И их роль в идейно-политич. Борьбе были различны.Корни учения о Е. П. Восходят к древности. В Др. Китае его элементы имеются в учении Лао-цзы (6-5 вв. До н. Э.), считающегося основателем даосизма. В Др. Греции идея Е. П. Встречается у софистов, у Аристотеля, у стоиков. В ср. Века учение о Е. П. Приобрело богословский характер. Так, Фома Аквинский объявлял Е. П. Отражением некоего вечного закона ("божественного разума"), а человеческие законы рассматривал как воплощение Е.
П. В области человеческих взаимоотношений. Такая трактовка Е. П. Должна была возвысить существовавшие обществ. Отношения, дать им религ. Обоснование. Совершенно новое содержание идея Е. П. Получила у политич. Писателей 17 - нач. 19 вв., превратившись в классич. Направление бурж. Правовой идеологии, под знаменем к-рой буржуазия в период борьбы с феодализмом обосновывала гос. Строй и право бурж. Общества. Согласно теориям Е. П. Этого периода (при всем их многообразии), всем людям присущи нек-рые постоянные свойства человеческой природы. Человек уже от природы имеет ряд прав, к-рые не могут быть отчуждены никакой властью (напр., право на жизнь, на свободу, на собственность, на сопротивление угнетению). Естеств. Законы, вытекающие из природы человека, выше законов, созданных людьми, к-рые могут соответствовать естеств.
Законам или противоречить им. При этом "неразумными", не соответствующими принципам Е. П. Объявлялись законы и политич. Установления феод.-абсолютистских гос-в и выдвигалось требование создать новые обществ. Отношения и политич. Орг-цию, отвечающие "природе" человека. Теория Е. П. Обычно дополнялась договорной теорией происхождения гос-ва (см. Общественный договор), противопоставлявшейся феод. Представлениям о божеств. Происхождении гос. Власти.Раньше всего бурж. Теория Е. П. Была разработана Гуго Гроцием, дальнейшее развитие она получила у англ. Политич. Писателей 17 в. - Дж. Мильтона, Дж. Локка, была господствующей во взглядах франц. Просветителей 18 в. (Вольтер, Ш. Монтескьё, П. А. Гольбах, Ж. Ж. Руссо, Г. Мабли и др.) и амер. Прогрессивных политич.
Писателей (Т. Джефферсон и др.). При мн. Общих чертах бурж. Теории Е. П. В зависимости от политич. Взглядов мыслителя имели существенные различия. Так, если для одних (напр., Гольбах) гл. Е. П. - это право собственности, то у идеологов утопич. Коммунизма (напр., у Мабли) естественным провозглашается принцип общности имуществ. Если у одних идея Е. П. Служила целям защиты конституц. Монархии (Локк), то у других она была средством обоснования нар. Суверенитета и демократич. Республики (левеллеры, Руссо и др.). Теориям Е. П. Присущи антиисторичность и метафизичность (Е. П. Понималось как вытекающее из вечной и неизменной природы человека). Но в целом эти теории со свойственным им рационализмом (принципы Е. П. Трактовались как нормы, диктуемые разумом человека) были огромным шагом вперед в сравнении с теологич.
Трактовкой права и гос-ва, присущей средневековью. Главное же ист. Значение теорий Е. П. В том, что в годы подготовки бурж. Революций они приобретали прогрессивный, а у нек-рых теоретиков и революц. Характер, став идеологич. Оружием в борьбе с феодализмом.В зависимости от конкретных ист. Условий теории Е. П. Приобретали и иное значение. Так, в Германии и России 17 - 1-й пол. 18 вв. В силу экономич. Отсталости этих стран при посредстве учения о Е. П. Делались попытки обосновать абсолютизм (С. Пуфендорф, X. Томазий, X. Вольф - в Германии, Ю. Крижанич, Ф. Прокопович - в России). Во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. И в этих странах учение о Е. П. Использовалось для защиты бурж. И демократич. Идей (Х. Ф. Шубарт, Г. Форстер - в Германии, Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, А. Н. Куницын, декабристы - в России).На протяжении 19 в.
Учение о Е. П. Не играло заметной роли в идеологич. Арсенале буржуазии. В кон. 19-20 вв. Нек-рые бурж. Идеологи вновь обратились к идее Е. П. ("возрождение" Е. П.), к-рая, однако, приобрела теперь новое, реакц. Значение. Неокантианцы (Г. Коген, Р. Штаммлер - в Германии) использовали его для обоснования мелких, проводимых постепенно изменений в системе права. Особое внимание идее Е. П. Уделяется в бурж. Лит-ре последних десятилетий, причем наряду с близкими к неокантианству учениями (итал. Теоретик Дель Веккьо, зап.-герм. - X. Коинг) идеи Е. П. В наиболее реакц., ср.-век. Теологич. Духе возрождают сторонники неотомизма (Ж. Дабен, Ж. Маритен, Ле Бафф, Хейс и др.), к-рые, обращаясь к взглядам Фомы Аквинского, пытаются оправдать бурж. Право, изображая его как воплощение божеств.
Воли, установленного богом "естественного порядка".Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии. Соч., 2 изд., т. 4. Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272-74. Его же, Юридич. Социализм, там же, т. 21. Волгин В. П., Развитие обществ. Мысли во Франции в XVIII в., М., 1958. Ярош К. Н., История идеи естеств. Права, СПБ, 1881. История политич. Учений, под ред. С. Ф. Кечекьяна и Г. И. Федькина, 2 изд., М., 1960. Туманов В. A., Критика совр. Бурж. Теории права, М., 1957. Кечекьян С. Ф., К вопросу о сущности совр. Бурж. Учений о естеств. Праве, "Вестник МГУ, сер. Экономики, философии и права", 1958, No 4. См. Также ст. "Е. П." в ФЭ, т. 2 и лит. К ней.С. Ф. Кечекьян. Москва..
Дополнительный поиск Естественное Право
На нашем сайте Вы найдете значение "Естественное Право" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Естественное Право, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 18 символа