Закавказская железная дорога

230

в современных границах организована в июне 1967. Управление — в г. Тбилиси. Пролегает по территории Грузинской ССР, Армянской ССР и незначительно — Азербайджанской ССР. Граничит с Северо-Кавказской ж. Д. (станция Весёлое) и с Азербайджанской ж. Д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). Эксплуатационная длина дороги в современных (1970) границах 1942 км. Строительство ж.-д. Линий началось в 60-х гг. 19 в. В 1871 сдана эксплуатацию линия Поти — Зестафони и в 1872—линия Зестафони — Тбилиси, которые соединили Закавказье с портами Чёрного моря. В 1883 построены линии Батуми — Самтредиа, Баку — Беюк-Кясик — Тбилиси, создавшие прямую ж.-д. Связь между портами Каспийского и Чёрного морей. В 1899—1902 начала действовать магистраль Навтлуги — Александрополь (Ленинакан) — Ереван, связавшая районы Грузии со столицей Армении и др.

Её районами, а в 1908 — линия Джульфа — Норашен — Масис, соединившая станцию Джульфа (пограничную с Ираном) с Ереваном и др. Пунктами Закавказья. Широкое ж.-д. Строительство осуществлено за годы Советской власти. Линии Цхакая — Сухуми (1940), Адлер — Бзыбь (1943) и Бзыбь — Сухуми (1945), создавшие кратчайшую связь Закавказья с др. Районами страны, а также Гори — Цхинвали (1940) и ряд др. Линий. З. Ж. Д. Почти полностью электрифицирована. Электротягой (1969) выполнялось 93% всего грузооборота дороги. Дорога обслуживает районы добычи угля, марганцевых и цветных руд, крупные предприятия машиностроения, чёрной и цветной металлургии, химической, лёгкой и пищевой промышленности, развитого многоотраслевого сельского хозяйства.

Крупные пункты отправления и прибытия грузов. Чиатура, Ткибули, Рустави, Поти, Ереван, Батуми. Дорога взаимодействует с крупными портами Чёрного моря по перевалке различных грузов (станции Поти и Батуми). Грузооборот З. Ж. Д. Составляет всего 0,6% от сетевого, однако на отдельных участках дороги грузонапряжённость весьма высокая. Среди грузов, отправляемых З. Ж. Д., наибольший удельный вес имеют уголь, марганцевая руда, металлы, цемент и др. Строительные материалы минерального происхождения и грузы сельского хозяйства. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой промышленности. Перевозки по видам сообщений распределяются. Ввоз — 42%, вывоз — 12%, местное сообщение — 46%.

З. Ж. Д. Осуществляет большие пассажирские перевозки как в междугородном (Тбилиси — Баку, Тбилиси — Ереван, Тбилиси — Москва и др.), так и в пригородном сообщениях. Общий годовой объём пассажирских перевозок около 40 млн. Пассажиров, из них 1/4 — в пригородном сообщении. Г. С. Райхер. Закавказская железная дорога. Схема..

Значения в других словарях
Зак Исидор Аркадьевич

Зак Исидор Аркадьевич [р. 1(14).2.1909, Одесса], советский дирижер, народный артист СССР (1976). Член КПСС с 1940. В 1928 окончил Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования у Н. А. Малько. В 1928—37 дирижер оперных театров Ленинграда, Владивостока, Хабаровска, Куйбышева, Днепропетровска, в 1937—44 — Горького, в 1949—51 — Львова, в 1952—55 — Алма-Аты, в 1955—68 — Челябинска. В 1944—49 и с 1969 главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета. Участвовал в постановке опер. «Чародейка»..

Зак Яков Израилевич

[р. 7(20).11.1913, Одесса], советский пианист и педагог, народный артист СССР (1966). Член КПСС с 1943. В 1930—32 занимался в Одесской консерватории , в 1935 окончил аспирантуру при Московской консерватории (класс Г. Г. Нейгауза). С этого же года выступает как пианист-концертант. Неоднократно гастролировал в странах Европы и Америки. С 1935 преподает в Московской консерватории (с 1947 профессор). Среди учеников З. Лауреаты международных конкурсов Н. А. Петров, Г. Г. Мирвис, А. К. Черкасов, Л. Б..

Закавказская Социалистическая Федеративная Советская республика

(ЗСФСР) см. Закавказская федерация. ..

Закавказская федерация

советская государственная форма объединения народов Закавказья в 1922—36. Внутреннее и внешнеполитическое положение Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР после Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 диктовало необходимость их хозяйственного и военно-политического объединения в борьбе против враждебных действий империалистов и остатков закавказской контрреволюции, за восстановление хозяйства, ликвидацию межнационального недоверия и вражды, усилившейся в результате 3-летнег..

Закавказская железная дорога

К 1 янв. 1894 г. Состояла из главной линии Батум — Баку — 840 в. И ветвей. 1) Самтреди — Поти — 61 в. 2) Рион — Кутаис — Тквибули — 48 в. 3) Михайлово — Сурам — 4 в. 4) Шоропань — Чиатури — 36 в. И 5) Баку — Сураханы — 18 в. Линия Поти — Тифлис открыта в 1871-73 гг., линии Тифлис — Баку и Самтреди — Батум — в 1883 г. Ветвь, соединяющая Кутаис с главной линией, продолжена до каменноугольных копей в 1887 г., а линия Шоропань — Чиатури открыта в 1893 г. Главная линия З. Жел. Дор., начинаясь у Батум..

Закавказская Железная Дорога

- одна из наиболее крупных железных дорог России, проходила по территории Бакинской, Тифлисской, Эриванской, Кутаисской, Карской губерний и Елизаветпольской области. Дорога образована в 1889 г. Из участков дорог (Поти-Тифлис, Баку-Сураханы, Тифлис-Баку, Самтреди-Батум, Кутаис-Тквибулы), построенных на средства Общества Закавказских железных дорог и участков, построенных на средства государства (Тифлис-Карс, Александрополь-Улуханлу, Улуханлу-Джульфа). Протяженность дороги в 1913 г. Составила 1767..

Дополнительный поиск Закавказская железная дорога Закавказская железная дорога

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Закавказская железная дорога" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Закавказская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 28 символа