Киреевский
IКире́евский Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, — 11(23).6.1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист. Наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (См. Славянофильство). Происходил из старинного дворянского рода. Брат П. В. Киреевского (См. Киреевский). С 1822 слушал лекции в Московском университете. Входил в кружок «любомудров» (См. Любомудры), испытал влияние немецкой идеалистической философии. В литературе обратил на себя внимание статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина» (1828). В «Обозрении русской словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 в. И выделил реалистические тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 К. Был в Германии, слушал лекции философов Ф.
Шлейермахера, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К. Предпринял издание журнала «Европеец», привлек к нему лучшие литературные силы (в т. Ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещен на втором номере, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. Посвятил себя почти исключительно теоретическим занятиям. Участвовал с начала 1840-х гг. В разработке учения славянофилов. В 1845 некоторое время редактировал журнал «Москвитянин» (№ 1—3). Основные опубликованные сочинения — «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, К.
Противопоставляет ей традиции Платона и восточно-христианские «умозрения» (восточные патристики (См. Патристика)), из которых, по К., и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её — духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача — «мысленное развитие». «отношения веры к современной образованности» (см. Полн. Собр. Соч., т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил К. Видит источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в идеалистической философии. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться по К., переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства.
В этом, утверждает К., и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю. Источники его он пытается усмотреть в характере древнерусской общественной жизни и быта. Консервативно-утопический идеал универсальной православно-христианской культуры, овладевающей «…всем умственным развитием современного мира...» (там же, с. 271), выдвигался К. Без учёта конкретных общественно-политических условий России середины 19 в. К. Оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца 19—начала 20 вв. Соч. Полн. Собр. Соч., т. 1—2, М., 1911. Лит. Лясковский В., Братья Киреевские, СПБ, 1899. Душников А. Г., И. В. Киреевский, Казань, 1918. Манн Ю., Путь Ивана Киреевского, в его кн. Русская философская эстетика, М., 1969.
Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Русская философия 11—19 веков, Л., 1970 с. 237—43. MüIler E., Russischer Intellekt in europäischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806—1856), Köln — Graz, 1966 (библ.). Goerdt W., Vergöttlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophic von I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968. Gleason A., European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass) 1972.IIКире́евский Петр Васильевич [11(23).2.1808, с. Долбино Калужской губернии, — 25.10.(6.11).1856, деревня Киреевская Слободка Орловской губернии], русский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского (См. Киреевский). Славянофил. С 1830 под влиянием А. С. Пушкина и Н. М. Языкова, при их участии начал собирать народные песни. Создал фольклорное собрание, насчитывающее тысячи текстов (исторические и лирические песни, былины и др.).
В него вошли записи А. С. Пушкина, семьи Языковых, В. И. Даля, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова и многих др. При жизни К. Был опубликован лишь сборник, содержащий Духовные стихи. Изд. Песни, собранные Киреевским, в. 1—10, М., 1860—74. Тоже, Новая серия, в. 1, М., 1911. В. 2, ч. 1—2, М., 1918—1929. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского, в кн. Литературное наследство, т. 79, М., 1968, Лит. Соймонов А. Д., Новые материалы о Пушкине и П. В. Киреевском, «Изв. АН СССР. Отд. Литературы и языка», 1961, т. 20, в. 2. Его же, П. В. Киреевский и его собрание народных песен Л., 1971..
Дополнительный поиск Киреевский
На нашем сайте Вы найдете значение "Киреевский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киреевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 10 символа