Киреевский

162

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) - русский философ, литературный критик и публицист. Начинал как литературный критик. В 1820-х подружился с А. Хомяковым. Испытал влияние немецкой философии и немецкого романтизма (в 1831 был в Германии, слушал лекции Гегеля, Шлейермахера, Шеллинга). С начала 1840-х - ведущий представитель славянофильства (хотя К. Не всегда принимал термин "славянофил" и свою доктрину называл "православно-славянской" или "славянско-христианской"). Крупнейшие работы. "Девятнадцатый век" (1832. За эту статью был запрещен его журнал "Европеец"). "В ответ А.С. Хомякову" (1839). "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" (1852, за эту работу был запрещен "Московский сборник", а К.

Отдан под гласный надзор полиции). "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1856) и др. К. Был уверен, что пришла "пора для России сказать свое слово в философии" и в основу этого "слова" он (как и Хомяков) положил духовную философию Восточных Отцов Церкви. Главная задача К. - задать направление самостоятельности русской философии, сделать ее самобытной на пути православного просвещения, которое мыслилось им как синтез восточно-христианской Истины (православия) и мирской мудрости просвещения. Условием подобного православного просвещения, по К., является цельность "внутреннего сосредоточия духа" человека, "главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, где разум, и воля, и чувство, и совесть, - и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и.

Восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости", которая не поддается разрушению грехом. Носитель православного просвещения противопоставляется К. Человеку западной культуры и просвещенности, которые не способствуют собиранию личности в целое. Дух православия должен восполнить и исправить пороки Запада, где человек раздробляет свою личность на отдельные стремления и постоянно требует выбора. "раздвоенность и рассудочность - последнее выражение западной культуры", которая достигла своего апогея - "чувства недовольства и обманутой надежды". Эти выводы К. Сделал на основе сравнительного анализа истоков "общественного и частного быта" Запада и России. В основе просвещенности Запада, по мнению К., лежали.

Христианство. Варварский дух народов, разрушивших Римскую империю. Наследие древнегреческой философии. Восточная просвещенность лишена третьего основания, которое своим рационализмом исказило первоначальное христианство и привело на Западе "к непомерному выпячиванию отвлеченно-рассудочной, формально-логической стороны деятельности человеческого сознания. Римская церковь не смогла противостоять наследию Древней Греции и Рима". Восточное же христианство (православие) пришло в Россию отфильтрованным Византией и сохранило полноту истины, которая, впоследствии, все же, согласно К., была искажена Стоглавым Собором 1551, реформами Петра I, некоторыми ересями, формализмом церковников. Исправить это положение следует в опоре на самобытность российской просвещенности, что невозможно без возрождения православного вероучения и его главной функции - способствовать достижению человеком цельности внутреннего бытия, основание которого "заключало бы в себе самый корень древнерусской образованности, а развитие состояло бы в сознании всей образованности западной и в подчинении ее выводов господствующему духу православно-христианского любомудрия".

Путь русской философии К. Видит не в отрицании западной мысли, а в ее преодолении через восполнение ее расчлененности и гиперболизированной рациональности (рассудочности), которые приводят западную культуру к крайним формам идеализма, оторванности от мира. Многие идеи К. Стали программными для русской философии как у его апологетов, так и критиков. Философия К. Замечательна сочетанием трезвого анализа и интуитивизма, веры в будущее и консерватизма, реализма и утопизма, что не делает ее эклектичной, а искренней. Именно К. И др. Славянофилы стояли у истоков русской философии 19-20 вв..

Значения в других словарях
Киреевский

IКире́евский Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, — 11(23).6.1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист. Наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (См. Славянофильство). Происходил из старинного дворянского рода. Брат П. В. Киреевского (См. Киреевский). С 1822 слушал лекции в Московском университете. Входил в кружок «любомудров» (См. Любомудры), испытал влияние немецкой идеалистической философии. В литературе обратил на себя внимание статьей «Не..

Киреевский

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-56), религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. В 1823 вместе с А. И. Ко-шелевым основал "Общество любомудров" (самораспустилось после восстания декабристов). В 1832 начал издание журнала "Европеец", запрещённого за статью Киреевского "Девятнадцатый век" в 1-м номере. В 30-40-х гг. Сблизился со старцами Оптиной пустыни. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса "европейско..

Киреевский

КИРЕЕВ КИРЕЕВСКИЙКирей - производная форма имени Кирилл (с греческого 'маленький господин'). В старину рассеянных дразнили. 'Эх ты, Кирей, не нашел дверей'. (Ф) См. Кириллов Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее предком был Семен Киреев. По семейным преданиям, он происходил из татар и был Гиреев (отчество от Гирей). Это возможно. Такое имя существовало у крымских татар. Непонятное для русских имя могли переосмыслить по звуковому сходству со знакомой формой Кирей ..

Киреевский

1.Иван Васильевич (22.III.1806 - 11.VI.1856) - рус. Литератор, критик, философ. Брат П. В. Киреевского. Из дворян Тульской губ. В 1822-1824 слушал лекции в Моск. Ун-те. В печати стал выступать с 1828. В 1830 вместе с братом Петром слушал лекции в ун-тах Берлина и Мюнхена, завязал знакомство с Гегелем и Шеллингом. В 1832 издавал журн. "Европеец", запрещенный цензурой на 2-м номере. С 1839 К. Вместе с А. С. Хомяковым стал одним из гл. Деятелей среди славянофилов. Активно участвовал в спорах западн..

Кедров

КЕДРОВ Бонифатий Михайлович (1903-1985) - российский советский философ, химик, историк науки. В 1930-1931 - и.о. Директора Химического института, в 1931-1932 - слушатель Института Красной профессуры философии и естествознания. Защитил диссертацию "О парадоксе Гиббса" на звание кандидата химических наук. В 1935-1937 работал в партийном аппарате ВКП (б). Старший научный сотрудник Института философии АН СССР (1939-1941). В 1946 К. Присуждена ученая степень доктора философских наук за диссертацию "А..

Киники

см. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.. ..

Киренаики

см. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.. ..

Кирилл Туровский

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. ИЗО - ок. 1182) - старобелорусский писатель, проповедник, церковный деятель. В раннем возрасте стал послушником монастыря в Турове, после этого затворился в "столпе" (монастырской башне), выполняя обеты. Около 1169 принял епископство, которое воспринял как христианскую и просветительскую обязанность. Причислен к лику святых. Сохранилось его "Житие...", а также ряд его сочинений ("Притча о человеческой душе и теле", "Слово о премудрости", "Повесть о белоризице и мни-шестве",..

Дополнительный поиск Киреевский Киреевский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киреевский" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киреевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа