Априори

135

(от лат. A priori, буквально — из предшествующего) знание, предшествующее опыту и независимое от него. Термин «А.» введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту. Позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения истины — путём интеллектуальной интуиции (См. Интуиция), составляющей одну из главных «способностей души». За этой постановкой проблемы угадывалось осознание того, что процесс познания не есть простое фотографирование действительности, что человек не только отражает, но и творит мир (см.

В. И. Ленин, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 194). А это вело к поискам в самом сознании тех факторов, которые могут выступать как предпосылки познавательной деятельности. Поэтому попытки выделить знание А. Отражали стремление выделить внутренний источник активности мышления. Наибольшего развития эта линия достигла в системе Канта, в которой априорное знание рассматривалось как условие необходимости и всеобщности опытного знания. При этом, в отличие от предшественников, для Канта априорным является не само знание, а форма, посредством которой оно получается. Поэтому оно имеет смысл лишь в пределах опыта. Однако априоризм Канта, не говоря уже о его предшественниках, фактически разорвал два вида познания — априорное и апостериорное (см.

Апостериори) и потому не дал удовлетворительного решения проблемы источника и форм мышления. В последующем развитии философии была воспринята эта постановка проблемы, но подвергнут критике сам априоризм, причём критика осуществлялась в различных, даже противоположных направлениях, в зависимости от того, какой школой она проводилась. Диалектический материализм, принимая тезис об активности познания, развивая идею его социальной природы, отверг априоризм как принцип объяснения природы знания и в основу своей теории познания положил тезис о происхождении всякого знания в конечном счёте из практики (См. Практика). Согласно диалектическому материализму, любое знание является отражением действительности. Но при этом действительность даётся субъекту познания не прямо, непосредственно, а через практику, т.

Е. Через деятельность, в которой сознание не просто воспроизводит данные опыта, а активно, творчески их перерабатывает. Благодаря этому то или иное конкретное знание (или форма мышления) может непосредственно возникать не из опыта, а из другого знания и, в этом смысле, носить на себе следы априоризма. Его опытное, апостериорное происхождение обнаруживается в таком случае лишь в исторической перспективе. Лит. Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964. Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 5. В. А. Костеловский.

Значения в других словарях
Априлов

Басил Евстатиев (21.7.1789, Габрово, — 2.10.1847, Галац), деятель болгарского национально-просветительного движения. Родился в купеческой семье. Получил образование в греческом училище в Москве, немецкой гимназии в Брашове и Венском университете. С 1811 жил в Одессе. Основал в Габрове первую в Болгарии светскую школу (открыта 2 января 1835). Защищал идею сближения болгарской культуры с русской. Соч. Събрани съчинения, С., 1940. Лит. Арнаудов М., Априлов В. Е. Живот, дейност, съвременници. 178..

Априлов Басил Евстатиев

Априлов Басил Евстатиев (21.7.1789, Габрово, ‒ 2.10.1847, Галац), деятель болгарского национально-просветительного движения. Родился в купеческой семье. Получил образование в греческом училище в Москве, немецкой гимназии в Брашове и Венском университете. С 1811 жил в Одессе. Основал в Габрове первую в Болгарии светскую школу (открыта 2 января 1835). Защищал идею сближения болгарской культуры с русской. Соч. Събрани съчинения, С., 1940. Лит.:. ..

Апробация

IАпроба́ция (лат. Approbatio) апробирование, одобрение, утверждение.IIАпроба́ция сортовых посевов и насаждений с.-х. Культур, обследование сортовых и гибридных посевов и плодово-ягодных насаждений для установления пригодности использования их урожая на семенные цели, оценки сортовых качеств, проверки выполнения правил семеноводства. В СССР А. — государственное мероприятие, осуществляемое в соответствии с инструкцией министерства сельского хозяйства СССР. А. Полевых культур проводится в поле (пол..

Апробация породы

животных, утверждение породы Коллегией министерства сельского хозяйства СССР. Оценку группы животных, представляемой для апробации в качестве породы, проводит комиссия экспертов, назначаемая приказом по министерству сельского хозяйства СССР. На основании материалов работы комиссии Коллегия принимает решение и издаёт приказ об утверждении породы.. ..

Априори

АПРИОРИ (от лат. Apriori - из предшествующего) - понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него. Введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) - условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.. ..

Априори

АПРИОРИ (от латинского a priori - из предшествующего), знание>, предшествующее опыту и независимое от него. Понятие> теории познания, противоположное апостериори>.. ..

Априори

(лат. A priori - из предыдущего),философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума). Противопоставляется апостериорному (лат. A posteriori - из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт. По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости. Так, суждение "7 + 5 = 12" универсально в том смысле, что не имеет исключе..

Априори

[лат. A priori - из предшествующего] - 1) независимо от опыта, до опыта. Противоп. - АПОСТЕРИОРИ. 2) филос. В теории познания. Знание о фактах, полученное до изучения их на опыте. Знание, изначально присущее сознанию. 3) разг. Заранее, предварительно.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)исследование и заключение о вещах и явлениях независимо от опыта, но, конечно, не вопреки фактам.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М...

Априори

Заранее. ..

Априори

Нареч. Лат. Гадательно, по заключению вперед, по наведению, наведением, умозрительно, передним умом. Противопол. Апостеори, доказательно, по делу, опытом, заключением назад, задним умом.. ..

Априори

Нареч.1) Независимо от опыта, не опираясь на знание фактов (противоп. Апостериори).2) Заранее, предварительно.. ..

Априори

Нареч. (книжн.). Не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта. Противоп. Апостериори.. ..

Априори

Нареч. (от латин. A - от и prior - предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, противоп. Апостериори. Судить о чем-н. Априори.. ..

Априори

От лат. A priori -из предшествующего А. Независимо от опыта, до опыта. Б. Заранее, наперед, предварительно. В. Знание о фактах, полученное до изучения их на основе опыта.. ..

Априори

(от лат. Apriori из предшествующего). ..

Априори

В переводе с латинского означает "исходя из того, что предшествовало". Рассуждение, строящееся дедуктивно, как, например, гипотеза, сформированная на основе положений, предварительно сформулированных, или принципов, предварительно принятых.. ..

Априори

(от лат. A priori - из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него. Введено в ср.-век. Схоластике в противоположность апостериори. ..

Априори

(от лат. A priori. ..

Априори

(лат. A priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин. Из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. И познание причины из ее действия - апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина..

Априори

АПРИОРИ (лат. A priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин - из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. И познание причины из ее действия - апостериорное познание. Лейбниц изменил с..

Априори

1) Независимо от опыта, до опыта, не опираясь на факты и практику. 2) (Перен.) заранее, наперед, не проверяя (напр., А. Что-либо утверждать или с чем-либо соглашаться).. ..

Априори

(лат. A priori, букв. — из предшествующего) — философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин. Из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) — это познание А. И познание причины из ее действия — апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина..

Дополнительный поиск Априори Априори

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Априори" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Априори, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа