Августин

325

Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, — 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики (См. Патристика). Прошёл через увлечения Манихейством и Скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. Свойствен ряд противоречий. Уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. И его учение о боге как абсолютном бытии следуют Неоплатонизму, но А. Пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта).

Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский)). Психологизм А. Выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. Было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль. Динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» — лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. От младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А.

Сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. Сочетаются с теологической доктриной предопределения. От констатации тёмных «бездн» души А. Пришёл к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. Усматривал два противоположных вида человеческой общности. «град земной», т. Е. Государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе».

«Град божий» никак не тождествен идеалу теократии (См. Теократия), в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчёркивал «бездомность» «града божьего», невозможность его приспособления к политической реальности). А. Находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие — от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия — для А. Есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А.

Признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка». Влияние А. Было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. Был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного. От него исходит платоническая ориентация ранней схоластики (См. Схоластика). Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний Протестантизм — переживание им благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В современной католической неосхоластике (См. Неосхоластика) к А. Апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью Томизма, экзистенциалисты видят в А.

Одного из своих предшественников. Соч. Opera omnia, t. 1—11, P., 1864—65 (Patrologiae cursus compl., ser. Latina..., accur., J.-P. Migne, t. 32—47). В рус. Пер. — Творения Блаженного Августина, 2 изд., ч. 1—7, К., 1901—12. Лит. Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1, М., 1892. Герье В., Бл. Августин, М., 1910. Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1—2, Сергиев Посад, 1916. Баскин М., Августин как теоретик католицизма, «Тр. Моск. Ин-та истории, философии и литературы», 1937, т. 1. История философии, т. 1, М., 1940, с. 391— 96. Maier F. G., Augustin und das antike Rom, [Stuttg. — Kоln], 1955. Jaspers K., Die groβen Philosophen, Bd I, Münch., 1957. Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis, Leiden, 1960.

Deane H. A., The political and social ideas of St. Augustine, N. Y.—L., 1963. С. С.Аверинцев. А. Августин..

Значения в других словарях
Август (римский император)

Август (Augustus) (до 44 до н.э. Гай Октавий, с 44 Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 27 до н.э. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август) (23.9.63 до н. Э. ‒ 19.8.14 н. Э.), римский император с 27 до н.э. Внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании. После смерти Цезаря (44 до н.э.) Октавиан, не замещавший ещё никаких магистратур, рассчитывал, опираясь на солдат и ветеранов убитого императора, стать его преемником. Не получив поддержки консула М. Антония. ..

Августа-Претория

(Augusta Praetoria) древнеримский город на С.-З. Италии (совр. Аоста — Aosta). Основан в 24 до н. Э. Расположенный у слияния двух рек и выходов альпийских проходов, имел важное торговое и стратегическое значение. Планировка города наследовала планировку римского лагеря, на месте которого он был построен. Сохранились городские стены (721 м × 567 м) высота до 7,3 м, южные и восточные ворота. Главная улица делит город, состоявший из 16 кварталов, на 2 равные части. Уцелели аркады амфитеатра, часть ..

Августин Блаженный Аврелий

Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, ‒ 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. ..

Августинцы

(лат. Augustiniani) «нищенствующий» католический монашеский орден, образованный в середине 13 в. Путём объединения ряда итальянских монашеских конгрегаций. Устав ложно приписан Августину (отсюда название). Утверждён орден папой Александром IV в 1256. Вскоре А. Распространили свою деятельность во многих странах Западной и Центральной Европы. В середине 15 в. Орден насчитывал до 30 тыс. Членов (2 тыс. Мужских и женских монастырей). Членом его был до разрыва с католицизмом М. Лютер. С 18 в. Орден т..

Августин

АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич) (1766-1819) - русский духовный писатель и проповедник, архиепископ Московский и Коломенский (1818). "Сочинения" изданы в 1856.. ..

Августин

АВГУСТИН, Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий> (354 - 430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ> города Гиппон (Северная Африка). Родоначальник христианской философии истории (сочинение "О Граде Божием"). "земному граду" - государству - Августин противопоставлял мистически понимаемый "Божий град" - церковь. Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия (смотри Пелагианство>). Автобиографическая "Исповедь" Авгу..

Августин

СВ. (ум. 604), первый архиепископ Кентерберийский. Августин был приором монастыря св. Андрея в Риме, и в 595 ему было поручено возглавить группу приблизительно из 40 миссионеров, которых папа Григорий Великий направил в Англию. Король Этельберт позволил им обосноваться в Кентербери, а впоследствии и сам был крещен. На Рождество 597 "первым архиепископом англов" было крещено около 10 000 человек. В конце жизни Августин занимался созданием церковной иерархии у саксов и безуспешно пытался сохранить..

Августин

Августин(Augustinus Sanctus)Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) Святой (354 - 430) Христианский теолог, главный представитель западной патристики, один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви. Родился 13 ноября 354 в Тагасте (Нумидия, Северная Африка). В юности увлекался манихеизмом, скептицизмом, новоплатонизмом. В 387, в Милане, был крещен епископом Амвросием. С 395 - епископ Гиппона. Синтезировал все духовные системы своего времени, античные и христианские, в одну универ..

Августин

Величественный, священный. Август. Августинка, Ава, Густа, Устя, Гутя, Гуся, Тина. ..

Августин

АВГУСТИН (Аврелий) (354-430) - один из видных деятелей христианской церкви в эпоху ее огосударствления - так наз. «отцов церкви». Из его сочинений гомилетико-экзегетического и полемического характера особенно важен трактат «О государстве божием» (De civitate Dei), оказавший огромное влияние на оформление идеологии христианского средневековья. Для истории литературы наиболее интересна автобиографическая «Исповедь» (Confessiones) А., определившая форму автобиографии не только в средневековых, но ..

Августин

Аврелий (Aurelius Augustinus), Августин Блаженный (Sanctus) (13.XI.354-28.VIII.430), - епископ (с 395) Гиппона (Сев. Африка), богослов, один из крупнейших представителей патристики на З. Выходец из среды рабовладельцев, был воспитан на антич. Философии и лит-ре. Впоследствии пытался использовать обломки антич. Культуры в интересах церкви. В борьбе с манихейством, донатистами, пелагианством и язычеством сложилась система взглядов А., плодовитого писателя (93 труда в 232 кн. Важнейший - "О граде Б..

Августин

(Augustinus) Аврелий, еп., блж. (354-430), отец Церкви, пастырь-проповедник, богослов, философ, экзегет. Род. В г. Тагасте (Сев.Африка, ныне Алжир), в семье нумидийского (берберского) чиновника-землевладельца. Отец его был язычником (принял христианство лишь на склоне лет), а мать, Моника, - христианкой. А. Учился в высшей риторской школе в г. Карфагене, где сначала вел рассеянную светскую жизнь. Постепенно в нем произошел духовный переворот. Он занялся изучением философии и религии. Нравств. Чу..

Августин

Аврелий(Augustinus Aurelius), Августин Гиппóнский (Иппóнский), св. — епископ, Учитель Церкви, богослов и философ эпохи патристики, один из четырех зап. Отцов Церкви. Род. 13.11.354, Тагаста (совр. Сук-Ахрас, Алжир), ум. 28.08.430, Гиппон Регий (совр. Аннаба, Алжир).Жизнь и деятельность.. ..

Дополнительный поиск Августин Августин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Августин" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Августин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа