Ледокол

80

судно, предназначенное для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Основное назначение Л. — разрушение ледяного покрова для прокладывания пути (канала) др. Судам и оказания им необходимой помощи при движении во льдах, а также для самостоятельного плавания (рис. 1). Различают Л. Морские, в том числе арктические (полярные), предназначенные для особо тяжёлых льдов полярных бассейнов, и Л. Озёрные и речные. Морские Л., осуществляющие проводку судов на большие расстояния, иногда называются линейными, а наиболее мощные из них — лидерами, в отличие от других Л., менее мощных (вспомогательных или портовых). Ледоколы разделяют также на классы (группы) по мощности. При встрече с ледовым полем (см.

Морской лёд) Л. «вползает» носовой частью на кромку льда и проламывает его создающимся при этом вертикальным усилием (силой тяжести). Продолжая движение, Л. Преодолевает сопротивление взломанного льда в образовавшемся канале, расширяет его, обламывая, раздвигая и притапливая лёд бортами, затем повторяет тот же цикл движений. Практически цикличность выражена слабо и движение Л. Можно рассматривать как непрерывное. При плавании в битых льдах Л. Раздвигает отдельные мелкие льдины и разрушает крупные. Если ледовый покров не может быть разрушен при непрерывном движении Л., прибегают к разрушению льда ударами (набегами), для чего Л. Отходит назад и набирает скорость. Л., «вползая» носовой оконечностью на лёд, может застрять (заклиниться).

Движение даже наиболее мощных Л. Нередко приостанавливается ледовыми сжатиями. Для освобождения от заклинивания наряду с др. Мерами применяют дифферентование или кренование (т. Е. Продольное или поперечное наклонение корпуса Л.), для чего перекачивают попеременно воду между предусмотренными для этого цистернами — дифферентными (носовыми и кормовыми) или креновыми (бортовыми) или же производят одновременную откачку балластной воды из дифферентных цистерн, что позволяет Л. Всплыть. Небольшие речные Л. Иногда оборудуют вибрационным (раскачивающим) устройством, которое вызывает колебательные движения корпуса во льду, повышающие эффективность разрушения льда. В зависимости от сложности ледовой обстановки в канале за одним Л.

Следует одно или несколько судов. В тяжёлых льдах, препятствующих движению проводимого судна, Л. Берёт его на буксир, обычно вплотную за кормой. Для одновременной проводки ряда судов (каравана) нередко используют 2 или несколько Л. Так называемые ледовые качества Л. Определяются ледовой ходкостью, манёвренностью и некоторыми конструктивными особенностями. Критерием для сравнительной оценки качеств Л. Обычно служит их ледопроходность, т. Е. Способность продвигаться в определённых ледовых условиях с обусловленной скоростью хода. Назначение и условия использования Л. Определяют и требования к их конструкции. Носовая оконечность Л. Имеет относительно острые (клинообразные) образования, а также наклон (срез) в подводной части под углом к ватерлинии (См.

Ватерлиния) 20—30°, позволяющий Л. «вползать» на кромку льда. Форма кормовой оконечности рассчитана на продвижение во льдах задним ходом и защиту от ледовых повреждений гребных винтов и руля. Наклон бортов способствует разрушению и притапливанию льда при движении Л., а также уменьшению давления льда на корпусные конструкции во время сжатий. Отношение длины к ширине корпуса (3,5—5) обеспечивает как хорошую манёвренность Л. Во льдах, так и прямолинейность канала. Корпусу Л. (особенно в его носовой и кормовой оконечностях) придаётся значительно большая прочность, чем у судов др. Назначений. В районе переменной ватерлинии наружная обшивка утолщается, образуя т. Н. Ледовый пояс. Высокие требования предъявляются к непотопляемости судна и живучести судна.

Энергетическая установка Л. Рассчитана на частую и быструю смену режимов работы, она должна выдерживать почти мгновенную остановку (заклинивание) во льду гребных винтов и обладать высокой экономичностью для обеспечения возможно большей автономности плавания без пополнения запасов топлива. В связи с этим значительное распространение в современном ледоколостроении получили энергетические машинные установки с электропередачей на гребные винты. В качестве главных двигателей используются среднеоборотные дизели (См. Дизель) и паровые турбины (возможно использование газовых турбин). Применение атомной энергии позволило создать Л. С энергетическими установками большой мощности, практически неограниченной автономности плавания.

(В СССР в 1959 введён в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин» (См. Атомный ледокол Ленин).) Л. Строят обычно с 2 или 3 гребными винтами усиленной прочности. У некоторых Л., помимо кормовых винтов, 1 или 2 гребных винта располагаются в носовой части, что повышает их ледопроходимость в определённых условиях, но не позволяет работать ударами (рис. 2). Морские суда, предназначенные для самостоятельного плавания в морях полярных бассейнов и для следования за Л. В особо тяжёлых льдах, называются ледокольными судами (ледокольно-транспортные или др. Назначений) (рис. 3). История мореплавания в северных морях насчитывает более тысячи лет. Однако активная борьба со льдом оказалась возможной только после того, как начали строить металлические суда с механическим двигателем.

Первым Л. Современного типа был небольшой пароход «Пайлот» мощностью 44,2 квт (60 л. С.), принадлежавший русскому промышленнику Бритневу и успешно совершавший в 1864 рейсы в ледовых условиях между Кронштадтом и Ораниенбаумом. На этом судне впервые был применен наклон подводной части носовой оконечности по образцу поморских торосных лодок, позволявший судну «вползать» носовой оконечностью на лёд и разрушать его своей тяжестью. По примеру «Пайлота» речные Л. Начали строиться в Германии для порта Гамбург, а затем и в др. Странах. Это были небольшие суда мощностью 110—960 квт (150—1300 л. С.). В 1899 был построен первый в мире арктический Л. «Ермак» мощностью 6,6 Мвт (9 тыс. Л. С.). Многие советские Л. И ледокольные суда («Красин», «Литке», «Седов», «Сибиряков» и др.) сыграли большую роль в освоении Арктики.

Мощность главных механизмов и водоизмещение Л. Изменяются в широких пределах в зависимости от их назначения. У построенных до 1973 арктических Л. Достигают. 30 Мвт (44 тыс. Л. С.) и около 19 тыс. Т. Разработаны проекты и находятся в постройке (1973) Л. Значительно большей мощности. Повышение эффективности Л. Связано с дальнейшим совершенствованием их конструкции, созданием специальных устройств для улучшения ледовой ходкости и манёвренности, обеспечением активности при сжатиях льда и заклинивании, защиты гребных винтов от повреждения и очистки канала от обломков льдин. Наиболее значительный ледокольный флот имеется у СССР, США, Канады, Финляндии, Швеции, Дании. Лит. Виноградов И. В., Суда ледового плавания, М., 1946. Каштелян В.

И., Позняк И. И., Рывлин А. Я., Сопротивление льда движению судна, Л., 1968. Ледоколы, Л., 1972. А. М. Загю. Рис. 2. Дизель-электрический ледокол с носовыми гребными винтами для Балтийского моря «Тармо» (Финляндия). Мощность главных двигателей 10,3 Мвт (14 тыс. Л. С.), водоизмещение 5 тыс. Т (схема устройства). 1 — глушители. 2 — отделение вспомогательных механизмов. 3 — главный распределительный щит. 4 — главные двигатели (2). 5 — главные генераторы (2). 6 — гребные электродвигатели (2). 7 — гребные валы. Рис. 1. Атомный ледокол «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Москва» на проводке судов в Арктике..

Значения в других словарях
Ледовый поход Балтийского флота 1918

операция по перебазированию кораблей Балтийского флота из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, проведённая с 17—22 февраля по 2 мая. В связи с начавшимся после прекращения Брестских переговоров о мире наступлением германских войск в Прибалтике возникла угроза захвата ими основных сил Балтийского флота, находившихся в Ревеле и Гельсингфорсе и скованных льдами. По указанию В. И. Ленина Коллегия Морского комиссариата передала 17 февраля директиву Центробалту — увести из Ревеля..

Ледовый режим

особенности и изменение во времени процессов образования, развития и разрушения ледяных образований на водных объектах.. ..

Ледопад

участок ледника, разбитый глубокими трещинами на отдельные глыбы различной формы и размера. Образуются в местах крутого перегиба продольного профиля ложа ледника, где увеличивается скорость движения льда, вызывающая расколы.. ..

Ледораздел

линия наибольшей высоты, разделяющая части ледникового щита или покрова, лёд которых движется в противоположных или сильно различающихся направлениях (например, в Антарктиде, Гренландии, на Ватнайёкудле в Исландии, на фирновых полях Эльбруса).. ..

Ледокол

ЛЕДОКОЛ - судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих бассейнах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации. Первый ледокол - пароход российского флота "Пайлот" (1864) с двигателем мощностью 44,2 кВт. Первый в мире арктический ледокол - "Ермак", построен в 1899 под руководством С. О. Макарова. Наиболее крупные современные ледоколы - российские атомоходы "Арктика" (1975), "Сибирь" (1977), "Россия" (1986). Наибольшим ледокольным флотом обладают Российская Федер..

Ледокол

ЛЕДОКОЛ, судно, предназначенное для плавания во льдах и служащее для поддержания навигации в замерзающих водных бассейнах. Первый в мире ледокол современного типа - пароход русского флота "Пайлот" (1864), первый арктический ледокол - "Ермак" (построен в 1899 под руководством С.О. Макарова>). Водоизмещение наиболее крупных современных ледоколов "Арктика", "Сибирь" и "Россия" (построены в СССР в 1975, 1977 и 1986 соответственно) 23,4 тыс. Т, мощность> главных турбин 55 МВт.. ..

Ледокол

Ледорез, ледовый богатырь. ..

Ледокол

Судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих бассейнах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации. Первый ледокол - пароход российского флота "Пайлот" (1864) с двигателем мощностью 44,2 кВт. Первый в мире арктический ледокол - "Ермак", построен в 1899 под руководством С. О. Макарова. Наиболее крупные современные ледоколы - российские атомоходы "Арктика" (1975), "Сибирь" (1977), "Россия" (1986). Наибольшим ледокольным флотом обладают Российская Федерация, США,..

Ледокол

1. М.Мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, раскалывающее их своей тяжестью.2. М. Разг.То же, что. Ледокольщик (1).. ..

Ледокол

ЛЕДОКО́Л -а. М. Мощное судно, раскалывающее морской лёд, льдины своей тяжестью и предназначенное для плавания во льдах и проводки в них других судов. Плавание ледокола во льдах. Атомный л. На борту ледокола.. ..

Ледокол

-а, м. Судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах. Атомный л. Океанский л. Речной л. II прил. Ледокольный, -ая, -ое. Л. Флот.. ..

Ледокол

Ледокола, м. 1. Мощный пароход специальной конструкции, прокладывающий путь сквозь лед, к-рый он раскалывает своей тяжестью. Ледокол "Красин". 2. Рабочий, занимающийся колкой льда (спец.).. ..

Ледокол

Судно, предназнач. Для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Благодаря особой форме и повыш. Прочности корпуса, мощным гл. Двигателям Л. Прокладывает путь др. Судам во льдах. При встрече с ледовым полем Л. "вползает" носовой частью на кромку льда и проламывает его силой тяжести. Различают Л. Линейные, рейдовые и портовые, работающие соответственно на мор. Путях, на подходах к порту и в порту, и, кроме того, реч. И озёрные Л. В СССР в 1957 спущен на воду первый ..

Ледокол

ЛЕДОКОЛ, судно с крепким носом и бронированными бортами, снабженное мощными двигателями, которые дают ему возможность прокладывать путь во льдах. Нос судна сконструирован так, чтобы корабль, наезжая на лед, крушил его своим весом. Передние и задние винты делают его маневренным. Регулярно используются для прокладывания пути на Великих озерах и в Балтийском море, использовались также при исследованиях Арктики и Антарктики. Советский ледокол «Ленин», спущенный на воду в 1959 г., был первым атомным ..

Ледокол

специальное вспомогательное судно, способное разрушать ледяной покров замерзающих рек, озёр, морей и океанов и обеспечивать проводку судов в ледовых условиях. Речные ледоколы используются в весенне-осеннее время для поддержания в судоходном состоянии акватории речных портов и судоремонтных предприятий, для продления навигации на реках, озёрах и водохранилищах, морские ледоколы – для поддержания в судоходном состоянии акватории замерзающих морских портов, морей и для арктической навигации. Наибо..

Ледокол

— судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих водах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации.. ..

Дополнительный поиск Ледокол Ледокол

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ледокол" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ледокол, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа