Лессинг Готхольд Эфраим
Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746—48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760—65 секретарь губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767—68). Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога. Основной пафос деятельности Л. — борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности.
Утверждая в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, Л. В баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм» (1767), в которой просвещённая мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками. В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяет и публицистическую деятельность Л. (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751—55. Издание «Театральной библиотеки», 1754—1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэма «Натан Мудрый» (1779).
Важнейшая заслуга Л. — обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром Л. Отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм («Гамбургская драматургия», 1767—69). В философии Л. Явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии. Н. Г. Чернышевский посвятил Л. Спец. Монографию (1857). Высокую оценку деятельности Л. Дали К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Меринг. В 1888—1943 в Берлине существовал «Лессинг-театр».Соч. Sämtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1—23, Stuttg., 1886—1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень литературы о Лессинге с 1749 по 1919).
Gesammelte Werke, Bd 1—10, В., 1954—58. В рус. Пер. — Собр. Соч., т. 1—10, СПБ. 1904. Драмы, М. — Л., 1937. Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.Лит. Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. Собр. Соч., т. 4, М., 1948. Гриб В. P., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн. Избр. Работы, М., 1956. Фридлендер Г., Лессинг, М., 1957. Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн. Литературно-критические статьи, т. 1, М. — Л., 1934. RiIIa Р., Lessing und sein Zeitalter, B., 1960. Seidel S., G. E. Lessing, 1729 — 1781. Eine Einführung in sein Leben und Werk, B., 1963. Ritzel W., G. E. Lessing, Stuttg. — [u. A.], 1966. Guthke K. S., Der Stand der Lessing-Forschung. Ein Bericht uber die Literatur von 1932—1962, Stuttg., 1965.Г.
М. Фридлендер..
Дополнительный поиск Лессинг Готхольд Эфраим
На нашем сайте Вы найдете значение "Лессинг Готхольд Эфраим" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лессинг Готхольд Эфраим, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 23 символа