Лессинг Готхольд Эфраим
(1729-1781) - нем. Писатель, публицист, критик, теоретик искусства. Один из лидеров нем. Просвещения, родоначальник нем. Классической литературы. Изучал богословие и медицину в Лейпцигском и Виттенбергском ун-тах. Отказался от духовной и академической карьеры. Дебютировал как литературный и театральный критик в газ. "Фоссише Цайтунг" (1751-1755). Издавал "Театральную библиотеку" (1754-1758) и жур. "Гамбургская драматургия" (1767-1769). Автор драм, множества стихотворений, басен и эпиграмм. Окончил жизнь в должности библиотекаря брауншвейгского герцога.Филос. Аспекты творчества Л. Связаны с его критикой вольфианства. Во фрагменте "О действительности вещей вне Бога" (1763) Л. Противопоставил креационистскому теизму школы X. Вольфа и деизму фр.
Просветителей монистическую метафизику Б. Спинозы. В трактате "Воспитание человеческого рода" (1775-1780) выступил как убежденный сторонник исторического подхода к осмыслению религии. Язычество, иудаизм и христианство истолкованы здесь как три сменяющие друг друга фазы в историческом становлении естественной религии. Религиозное развитие человечества телеологически направлено к максимально полному раскрытию в грядущую эпоху всеобщего просвещения моральной сущности человека в общечеловеческих нормах нравственности. Идеал просвещенной веротерпимости Л. Воплотил в образе Натана в филос. Драме "Натан Мудрый". Вложенная в его уста "притча о кольцах" представляет монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам) как равноправные версии естественной религии.
Правомерность исторической критики религиозных доктрин Л. Отстаивал в полемическом соч. "Анти-Гец" (1778).Особое место в наследии Л. Занимает эстетический трактат "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии" (1766), в котором на примере анализа позднеантичной скульптуры обсуждаются актуальные вопросы современной Л. Художественной практики. Соотношение визуальной и вербальной выразительности, интерпретация понятия "подражание", место безобразного в искусстве, проблема художественного времени. Согласно Л., средства выражения в живописи и поэзии точно соответствуют выражаемым предметам. Первая есть изображение тел в пространстве, вторая - действий во времени (из этого различия выводится различие нормативных общеэстетических требований к живописцу и поэту).
Л. Подчеркивал динамический характер подражания, творческую роль воображения в восприятии произведений искусства.Идеи Л. Оказали значительное влияние на движение "Буря и натиск", на духовное развитие И. Канта, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, И.Г. Гердера. В романтическую эпоху историзм Л. Был переосмыслен Ф. Шлегелем. Werke. Leipzig. 1955. Bd 1-6. В рус. Пер. Собр. Соч. 2-е изд. СПб., 1904. Т. 1- 10.Фишер К. Г.Э. Лессинг как преобразователь немецкой литературы. М., 1882. Leisegang H. Lessings Weltanschauung. Jena, 1931. Rilla P. Lessing und sein Zeitalter. Berlin, 1958. Mann O. Lessing. Sein und Leistung. Hamburg, 1961..
Дополнительный поиск Лессинг Готхольд Эфраим
На нашем сайте Вы найдете значение "Лессинг Готхольд Эфраим" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лессинг Готхольд Эфраим, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 23 символа