Народное образование

106

IНаро́дное образова́ние система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства. В ряде стран наряду с государственными существуют частные и религиозные учебно-воспитательные учреждения. Н. О. Охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные школы всех типов, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения, различные формы профессионального обучения и повышения квалификации работников, внешкольные учреждения. О Н. О. Как о системе широкого образования народа в интересах государства можно говорить только начиная с конца 18 — начала 19 вв. До этого за всю многовековую историю человечества обучение и воспитание в школах были привилегией родовой, рабовладельческой и феодальной знати.

Небольшое число детей ремесленников и торговцев получало элементарное образование в цеховых, гильдейских и городских школах. Основные массы трудящихся были лишены права на образование. С развитием капиталистических отношений заинтересованность буржуазии в усовершенствовании производства и обучении рабочих, а также участие народных масс в буржуазных революциях привели к тому, что в странах, вступавших на путь капиталистического развития, как правило, издавались законы, определявшие обязанности государства по организации образования всех граждан без исключения. Однако эти законы отражали лишь переход от сословной школы к школе классовой. Сословная школа требовала принадлежности учащихся к известному сословию, классовая (буржуазная) — средств для платы за обучение.

В ряде стран буржуазная школа длительное время продолжала существовать параллельно с сословной, с привилегированными аристократическими учебными заведениями. Рост производительных сил в капиталистическом обществе обусловил развитие общего и низшего профессионального образования значительной части трудящихся. В 19 в. В большинстве капиталистических стран были изданы законы о всеобщем обязательном начальном обучении. Хотя потребности развивающихся промышленности, транспорта, связи и др. Отраслей хозяйства в обученных работниках имели объективный характер, в буржуазных государствах фактически были созданы две системы Н. О. Одна для имущих классов, другая для трудящихся. Современные идеологи капитализма пытаются выдавать некоторые изменения в системах Н.

О. Капиталистических стран (отмена платы за обучение в общеобразовательной школе, повышение уровня всеобщего обязательного обучения детей до 14—15-летнего возраста, увеличение числа стипендиатов в вузах и др.) за преодоление классового характера буржуазной школы. Они утверждают, что в современных капиталистических государствах якобы не только юридически, но и фактически осуществляется общедоступность образования, имеются равные возможности получения его для имущих и неимущих, а все различия в образовании объясняются только разницей в способностях и задатках детей. Однако в классовом обществе даже бесплатная школа не перестаёт быть классовой, ибо расходы семьи на содержание детей в школе доступны далеко не всем.

Платность обучения в вузах и высокие расходы на содержание студентов резко снижают социальную значимость повышения уровня обязательного бесплатного обучения в средней школе. (Назначение наиболее способным учащимся из семей трудящихся стипендий из различных фондов не обеспечивает права на образование всей молодёжи.) Классовый характер имеет и используемая в отдельных капиталистических странах практика распределения учащихся по школам и классам в зависимости от способностей. В результате применения специальной системы Тестов в число более одарённых попадают главным образом дети состоятельных родителей, лучше подготовленные к обучению, и только они имеют возможность поступать в школы с повышенным уровнем образования, которые открывают доступ в университеты и др.

Вузы. Большинство выпускников начальной школы поступают в такие школы, которые, как правило, не дают права продолжать образование в вузе. В условиях буржуазного общества пролетарское революционное движение вынуждало правящие классы менять политику в области Н. О. И поддерживало меры по развитию просвещения трудящихся. Но фактически подлинно народная система образования на всех его ступенях возможна только в условиях социалистического и коммунистического общества. В СССР и др. Социалистических странах обеспечиваются широкое развитие и общедоступность всех видов и форм образования, последовательное осуществление принципов единой школы, бесплатность образования на всех его ступенях, обучение на родном языке, отделение школы от церкви, государственные стипендии учащимся профессионально-технических училищ, высших и средних специальных учебных заведений.

Система просвещения предусматривает высокий уровень образования всего населения, независимо от расовой и национальной принадлежности, имущественного и социального положения, пола, вероисповедания. Основой системы Н. О. Во всех странах является начальное (элементарное) образование. Продолжительность начального обучения в различных странах, как правило, от 3 до 6 лет. В некоторых странах нет преемственности между элементарным и средним образованием. В систему Н. О. Вводится специальное звено — промежуточные школы (иногда их называют дополнительными), которые готовят к поступлению в среднюю школу. Среднее образование осуществляется в школах обычно с 6-летним сроком обучения (грамматические школы в Великобритании, гимназии в ФРГ, лицеи во Франции и Италии, классы с академическим профилем в США и др.).

В СССР (где решаются задачи всеобщего среднего образования) — во всех типах средней общеобразовательной школы, профессионально-технических училищах, дающих наряду с рабочей профессией общее среднее образование, и в средних специальных учебных заведениях. Высшее образование дают университеты, институты, высшие школы и училища, некоторые колледжи и др. Со сроком обучения обычно от 4 до 6 лет. Во многих капиталистических странах часть школ принадлежит церкви, благотворительным организациям и частным лицам. В СССР и др. Социалистических странах учебные заведения преимущественно являются государственными (некоторые находятся в ведении профсоюзов, кооперативных и др. Организаций). Существует несколько исторически сложившихся систем управления Н.

О. — централизованная, децентрализованная и смешанная. При первой — делом образования ведают специальное министерство и органы на местах, государство финансирует школу, издаёт обязательные учебные программы, учебники, утверждает единые требования для получения документов об образовании, руководит подготовкой преподавателей и т.д. Такая система принята во Франции, Италии, Бельгии, странах Латинской Америки. При децентрализованной системе руководство образованием находится в компетенции местных административных органов, а состояние школ в значительной мере зависит от самодеятельности населения. Государство ограничивает свои функции учётом, а в отдельных случаях частичным финансированием нужд просвещения. Такая система сложилась в Великобритании (в частности, в Шотландии), Норвегии, Швеции.

Система Н. О. В США долгие годы была децентрализованной, с 60-х гг. 20 в. Происходит процесс централизации. Для смешанной системы управления образованием (существует в Индии, Пакистане и др.) характерно разделение функций между центральными и местными органами власти. Обычно центральные органы ведают общим планированием и контролем, а также финансированием ряда звеньев Н. О. В СССР и др. Социалистических странах управление Н. О. Осуществляется правительствами на основе демократического централизма, означающего сочетание центрального руководства с широкой самодеятельностью местных органов и общественности. Принципы построения, основные задачи и пути совершенствования всех звеньев системы народного образования определены в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (19 июля 1973)».

«Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека» (указ.

Книга, с. 6). Система народного образования в СССР включает. Дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование. Научно-технический прогресс с его постоянно возрастающей научной информацией обусловливает необходимость регулярного пополнения трудящимися общеобразовательных, общетехнических и специальных знаний. Поэтому в системах народного образования СССР и др. Социалистических стран получили широкое развитие Вечернее образование, Заочное образование, различные формы повышения квалификации и самообразования трудящихся. В СССР различными видами обучения в 1973 было охвачено около 81 млн. Чел. Существовало 181 тыс.

Общеобразовательных школ, в том числе 165 тыс. Дневных. 5,7 тыс. Профессионально-технических учебных заведений, 4,3 тыс. Средних специальных учебных заведений, 825 вузов, в том числе 61 университет. В общеобразовательных школах всех видов обучалось 49,3 млн. Учащихся. 8-летнюю школу окончили 4,8 млн. И среднюю общеобразовательную — 2,9 млн. Чел. При этом в вечерних (сменных) и заочных средних школах, в профессионально-технических училищах получили среднее образование свыше 660 тыс. Чел. В профессионально-технических училищах обучалось около 2,8 млн. Учащихся, в средних специальных учебных заведениях — 4,4 млн., в вузах — 4,6 млн. Студентов. В профессиональные технические училища принято свыше 2 млн. Чел., в том числе 229 тыс.

В училища, дающие наряду с профессией среднее образование, в средние специальные учебные заведения — 1 млн. 347 тыс. Чел., в том числе около 850 тыс. На дневные отделения, в вузы — 930 тыс. Чел., в том числе 532 тыс. На дневные отделения. Училищами профессионально-технического образования подготовлено свыше 1,8 млн. Квалифицированных рабочих. В народное хозяйство направлено 1,8 млн. Специалистов, из них около 700 тыс. С высшим и 1,1 млн. Со средним специальным образованием. К концу 1972 высшее и среднее (полное и неполное) образование имело 72% населения, занятого в народном хозяйстве. Путём индивидуального, бригадного и курсового обучения на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в колхозах получили новые профессии и повысили свою квалификацию около 20 млн.

Чел. О Н. О. См. Также в отдельном томе «Союз Советских Социалистических Республик», соответствующие разделы в статьях о др. Странах, союзных и автономных республиках, краях, областях и крупнейших городах СССР. Статьи Всеобщее обучение, Грамотность, Начальная школа, Восьмилетняя школа, Средняя общеобразовательная школа. Профессионально-техническое образование. Среднее специальное образование, Высшее образование, в статьях об отраслях образования, например Горное образование. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957. Ленин В. И., О народном образовании. Статьи и речи, М., 1957. Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., [М., 1973]. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании.

Сб. Документов за 1917—1947 гг. В. 1—2, М — Л., 1947. Луначарский А. В., Ленин и народное образование. Сб. Статей и выступлений, [М., 1960]. В. И. Ленин и проблемы народного образования. Под ред. Н. К. Гончарова и Ф. Ф. Королева, М., 1961. Народное образование в СССР, М., 1967. IIНаро́дное образова́ние («Наро́дное образова́ние»,) ежемесячный журнал министерства просвещения СССР и министерства просвещения РСФСР. Выходит в Москве с 1946. Предшественником «Н. О.» был журнал Наркомпроса РСФСР «Народное просвещение» (1918—1930, в Москве), в котором активно участвовали П. И. Лебедев-Полянский, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский, А. С. Бубнов и др. Рассчитан на работников органов народного образования, общеобразовательной школы всех типов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, педагогических вузов, внешкольных учреждений, партийных и советских работников, занимающихся вопросами обучения и воспитания.

В журнале публикуются материалы организационно-педагогического, теоретического, научно-методического, проблемного характера, освещаются актуальные вопросы современного состояния и организации народного образования, пропаганды передового педагогического опыта и др. Имеются также разделы. «Школа и жизнь», «За рубежом», «Критика и библиография» и др. Тираж (1974) 130 тыс. Экз. А. Е. Бойм.

Значения в других словарях
Народное движение за освобождение Анголы

(Movimento Popular de Libertação de Angola — МПЛА) революционно-демократическая партия, возглавляющая национально-освободительную борьбу народа Анголы против португальского колониального господства. Создана в 1956 на базе марксистских групп и прогрессивных организаций. Объединяет крестьян, рабочих, прогрессивную интеллигенцию, а также часть духовенства. Программа партии, принятая в феврале 1960, предусматривает полную ликвидацию колониализма и строительство независимой демократической Анголы. В ..

Народное дело

(«Наро́дное де́ло»,) революционный журнал (1868—69, 10 номеров), затем — газета (1870, 7 номеров), издавались в Женеве. Первый номер вышел под редакцией М. А. Бакунина и Н. И. Жуковского (См. Жуковский), носил анархистский характер. Со 2-го номера «Н. Д.» издавалось под редакцией Н. И. Утина, В. Нетова (В. И. Бартенева) и А. Д. Трусова, поддерживавших постоянные связи с К. Марксом. «Н. Д.» продолжало революционные традиции Н. Г. Чернышевского (См. Чернышевский) и Н. А. Добролюбова, выступало про..

Народное ополчение в Великой Отечественной войне 1941

45, добровольческие военные и военизированные формирования из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации, создававшиеся в помощь Красной Армии. Одна из форм участия советского народа в вооружённой борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Нападение фашистской Германии на СССР, угроза существованию социалистического государства подняли советский народ на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч людей (рабочие, служащие, студенты, колхозники, работники науки, техники, культур..

Народное ополчение в Отечественной войне 1812

воинские формирования, созданные в России на время войны по манифесту императора Александра I от 6 июля 1812. Предназначались для замены регулярных войск во внутренних районах и их подкрепления в случае вторжения наполеоновской армии в глубь страны. В связи с неблагоприятным для России развитием военных действий Н. О., явившееся одним из проявлений патриотического подъёма населения, стало одним из источников пополнения русской регулярной армии, так как при рекрутском способе комплектования и 25..

Народное Образование

НАРОДНОЕ образование (народное просвещение) - система воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит от уровня экономического, социально-политического, культурного развития общества и соответствующих законодательных, финансовых, научных и организационно-педагогических мер. Народное образование - важнейшая сфера развития личности, воспитания и поддержания общественн..

Народное образование

Ежемесячный педагогический журнал, издаваемый училищным советом при Святейшем Синоде с 1896 г. Редактор П. П. Мироносицкий.. ..

Народное образование

Первые школы в Петербурге открыты в ходе реформ Петра I. Прежде всего создавались профессиональные учебные заведения — Морская академия (1715. Основана на базе старших классов Московской школы математических и навигацких наук, открытой в 1701), Инженерная школа (1719), Артиллерийская школа (1721). В 1714 вышел указ об открытии элементарных «цифирных» (арифметических) школ, в которые принимали детей различных сословий (возраст 10—15 лет). Обязательные предметы. Чтение, письмо, арифметика, начал..

Народное Образование

- система образовательно-воспитательных и культурно-просветительных мероприятий и учреждений в стране.. ..

Народное Образование

См. Система образования. ..

Дополнительный поиск Народное образование Народное образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Народное образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народное образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 20 символа