Панисламизм
религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что Ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством Халифа важнее всех др. Государственных и политических объединений. Оформившись в последней четверти 19 в. В условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, П. Имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Таким образом, в П. Отразились попытки соединить, как писал В. И.
Ленин, «. Освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. П.» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41. С. 166). Первым идеологом П. Был Джемаль-ад-Дин аль-Афгани, стремившийся приспособить П. К задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате П. В начале 20 в. Постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II (См. Абдул-Хамид II), а затем и младотурок (См.
Младотурки). Последним крупным проявлением антиколониального содержания П. Было движение хали-фатистов в Индии (см. Халифатское движение). В России П. Лежал в основе буржуазно-либеральной националистической идеологии некоторых мусульманских народов — джадидизма, а после победы Октябрьской революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюционных националистов Закавказья и Средней Азии. Накануне и во время 2-й мировой войны 1939—45 П. Служил средством раскола национально-освободительного движения народов Востока и сохранения империалистических позиций в мусульманских странах. На современном этапе отдельной идеологи П. Ещё пытаются использовать П. В антиимпериалистических целях, однако в целом П. Вредит афро-азиатской солидарности и продолжает отрицательно сказываться на развитии общественной мысли в мусульманских странах, затрудняя формирование классового и национального самосознания.
Лит. Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М., 1966. Смирнов Н. А., Современный ислам, 2 изд., М., 1930. Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963. Её же, Религии современного Востока (Идеология и политика), «Мировая экономика и международные отношения», 1973, № 1. Степанянц М. Т., Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока, М., 1974. Ali М., My life, Lahore, [1946]. Malik Н., Moslem nationalism in India and Pakistan, [Wash.], 1962. Л. Р. Полонская.
Дополнительный поиск Панисламизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Панисламизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Панисламизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 11 символа