Панисламизм
Религ.-политич. Идеология, оформившаяся в последней четверти 19 в. В основе П. Лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднац. И надкласс. Общность и что политич. Объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. Гос. И политич. Объединений.В условиях империалистич. Экспансии и формирования на Востоке капиталистич. Отношений П. Имел целью сохранение независимости феод. Гос-в и создание таких мусульм. Политич. Центров и политич. Объединений, к-рые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Панисламистская трактовка джихада содержала призыв к единству мусульман в борьбе против вторжения иноверцев, а призыв к "возрождению" чистоты раннего ислама отражал идеализацию доколон. Общественно-политич.
Порядков. Т. О., в П. Отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, "...освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. П." (Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 41, с. 166 (т. 31, с. 127)).Первым идеологом П. Был Джемаль-ад-дин аль-Афгани. В трактате "Опровержение материалистов" и в статьях в газ. "аль-Урват аль-вуска" ("Надежная опора"), изд. Им в 1884 в Париже совм. С M. Абдо, Джемаль-ад-дин на первый план выдвигал облеченные в религ. Форму просветит. И освободит. Идеи, сближавшие П. С бурж. Антиколон. Течениями. Вместе с тем Джемаль-ад-дин ориентировался то на иран. Шаха, то на тур. Султана, надеясь с их помощью создать объединение мусульм. Гос-в.Приспособление П. К задачам антиколон.
Борьбы способствовало распространению П. Среди патриотически настроенной мелкобурж. Мусульм. Интеллигенции. Однако содержавшаяся в П. Проповедь консолидации на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией бурж. Национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотич. Единства населения отд. Гос-в. В результате идеи П. Уже в нач. 20 в. Сохраняют свое самостоят. Значение преимущественно как идеологич. Оружие в руках феодалов и постепенно теряют антиколон. Направленность. Султан Абдул-Хамид II использовал П. Для оправдания захватнич. Политики Турции. Младотурки также стремились приспособить П. К целям политич. Борьбы за укрепление и расширение тур. Гос-ва, хотя в их идеологии П. Не играл самостоят. Роли.Последним крупным проявлением антиколон.
Содержания П. Было движение халифатистов в Индии (см. Халифатское движение). После ликвидации халифата в Турции (1924) панисламисты поставили вопрос об избрании нового общепризнанного халифа. 1-й Междунар. Конгресс халифатистов в Каире (1926), в к-ром участвовали представители всех мусульм. Гос-в, кроме Турции, Ирана, Афганистана, высказался за создание мусульм. Объединения, но ни этот, ни последующий конгрессы (1931) конкретных предложений о халифе не приняли.В России П. Был использован после революции 1905-1907 в качестве основной идеологии в джадидизме как противо- поставление лозунга единства мусульман интернац. Солидарности трудящихся в борьбе против царизма. После победы Октябрьской революции империалисты Запада, а также бурж.
Националисты Ср. Азии и Закавказья стремились сделать лозунги П. Знаменем контрреволюции.Реакц. Стороны П. Использовались империалистами накануне и во время 2-й мировой войны для раскола нац.-освободит. Движения народов Азии и Африки и сохранения империалистич. Позиций в мусульм. Странах. П. Используется империалистами на совр. Этапе с целью ослабления антиколон. Солидарности развивающихся стран Азии и Африки (например, попытки создать "исламский блок" под эгидой Англии и США). В целом П. Отрицательно сказывается на развитии обществ. Мысли в мусульм. Странах, затрудняя формирование класс. И нац. Самосознания.Лит. (кроме указ. В ст.). Бартольд В. В., Халиф и султан, "Мир ислама", 1912, т. 1. Смирнов Н. A., Совр. Ислам, 2 изд., М., 1930. Климович Л., Мусульманам дают халифа, (М.), 1932.
Его же, Ислам, 2 изд., М., 1965. Гордон-Полонская Л. Р., Мусульм. Течения в обществ. Мысли Индии и Пакистана, М., 1963. Полонская Л. Р., Литман А. Д., Влияние религии на обществ. Мысль народов Востока, "НАиА", 1966, No 4. Ali M., My life, Lahore, (1946). Malik H., Moslem nationalism in India and Pakistan, (Wash.), 1962.Л. Р. Гордон-Полонская. Москва..
Дополнительный поиск Панисламизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Панисламизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Панисламизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 11 символа