Православие

124

одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Среди верующей части населения православные преобладают в Греции, в ряде республик Югославии (Сербия, Македония, Черногория), в Румынии, Болгарии, на Кипре. В СССР последователи П. Превалируют среди верующих в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Грузии. Размежевание в христианстве между П. (восточным христианством) и католицизмом (западным христианством) достаточно явственно выявилось после раздела Римской империи на Западную Римскую и Восточную Римскую империи (395) и было связано с различием в историческом (социально-экономическом, политическом, культурном) развитии обеих частей империи.

Дальнейшее постепенное углубление расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному разделению общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную). Оно произошло в 1054 и завершилось после захвата в 1204 крестоносцами Константинополя (см. Разделение церквей). Православное вероучение, имеющее общехристианскую основу, базируется на Священном писании (См. Священное писание) (Библия) и Священном предании (См. Священное предание). В Священное предание П. Включает постановления первых семи Вселенских соборов (4—8 вв.), решения ряда поместных соборов 4—8 вв., творения отцов церкви (См. Отцы церкви) и некоторые др. Материалы (но меньшее число материалов, чем католицизм).

Главный источник православного вероучения — «Символ веры», принятый Никейским вселенским собором 325, дополненный Константинопольским собором 381. Догматами П. Являются основные положения христианского вероучения, сформулированные первыми семью Вселенскими соборами. Они объявляются православной церковью «боговдохновенными» — абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, непостижимыми разумом и соответственно должны приниматься на веру. Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей [об исхождении «святого духа» не только от бога-отца, но и от сына (добавление «filioque»), о главенстве и непогрешимости римского папы, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых и о «сокровищнице переизбыточествующей благодати», о непорочном зачатии девы Марии (См.

Мария)], объявляются П. Ошибочными, противоречащими Священному писанию и Священному преданию. Основу обрядности П., как и в католицизме, составляют семь таинств (См. Таинства), но имеются различия в их отправлении. В П. При крещении младенца погружают в воду, а не кропят. Миропомазание совершается приходским священником сразу же вслед за крещением (а не через несколько лет). Причащаются миряне и духовные лица одинаково — квасным хлебом и вином. Главным православным богослужением является Литургия (обедня). Богослужение в П. Ведётся на национальных языках, используются и т. Н. Мёртвые языки (например, церковно-славянский — в русской православной церкви). Важной составной частью православного культа являются праздники, главные из которых — общехристианские (рождество, Пасха и др.).

В П. Отсутствуют праздники, установленные католицизмом после разделения церквей (см. В ст. Католицизм), в то же время введены праздники (сретение, преображение, воздвижение), не отмечаемые католиками. К числу неотъемлемых элементов православного культа относятся Посты. Многодневные (весенний «великий», летний «петров», осенний «успенский» и зимний «рождественский») и однодневные — всего более 200 дней в году. При составлении церковного календаря большинство православных церквей придерживается юлианского календаря (в то время как в католицизме и протестантизме используется григорианский календарь). Согласно православным канонам, священники должны быть женаты (притом один раз). В специфике вероучения, церковные организации П.

Нашли отражение особенности исторического развития Византии (где сложилось это христианское направление), а в дальнейшем и др. Восточно-европейских и ближневосточных государств (где оно распространилось). Замедленная по сравнению с Западом эволюция феодальных отношений в Византии, сильная императорская власть и одновременно отсутствие многоступенчатой феодальной иерархической лестницы, свойственный византийской культуре в целом традиционализм способствовали усилению традиционализма также и в П., в значительной мере обусловили отсутствие такой иерархической организации духовной власти, какая сложилась в католицизме. П., став государственной религией Византийской империи, освящало именем бога государственный строй, основанный на феодальных началах.

Высшим земным авторитетом в делах веры был объявлен император — «помазанник божий», верховный хранитель и защитник догматов П. С падением Византии (1453) на её территории и в соседних с ней государствах сложились самостоятельные (автокефальные) церкви. Они сохранили общую систему вероучения и религиозного культа, однако во внутренних порядках этих церквей наметились некоторые различия. Универсальной церковной организации с единым церковным центром (как Ватикан в католицизме) в П. Нет. Проникновение христианства в форме П. На русскую землю началось с середины 9 в., а в 988 оно было объявлено государственной религией Киевкой Руси (см. Крещение Руси). С утверждением П. На Руси ускорился процесс отмирания остатков патриархально-родового строя, укрепились феодальные отношения, Киевское государство сблизилось с другими странами Европы.

Введение П. В известной мере способствовало развитию культуры на Руси. Вместе с тем оно принесло народным массам Руси усиление духовного гнёта. В 15—16 вв. В связи с превращением православной церкви (См. Православная церковь) в России в крупного феодального собственника внутри П. Возникли течения нестяжателей (См. Нестяжатели) и иосифлян (См. Иосифляне). Нестяжатели выступали против сосредоточения в руках церкви богатств. Иосифляне, напротив, стояли за экономически сильную церковную организацию, утверждая, что богатство является основой, на которой зиждется могущество церкви. Одержавшие верх иосифляне добились осуждения нестяжателей как еретиков. В 17 в. В П. Возникло ещё одно течение — Раскол, впоследствии также признанное еретическим.

Оно было связано с реакцией главным образом низших слоев духовенства, ремесленников и крестьян на церковно-обрядовую реформу, проведённую патриархом Никоном. Выйдя победителем из борьбы с этими течениями, ортодоксальное П. Освятило власть русских князей, царей, императоров как «помазанников божьих», помогало господствующим классам удерживать трудящихся от выступления против эксплуататоров, оправдывало колонизаторскую политику царизма, культивировало у своих приверженцев враждебность по отношению к иноверцам. Царизм, в свою очередь, стремился укрепить позиции русского П., расценивая выступления против религии как проявление политической неблагонадёжности. В эпоху капитализма П., ранее являвшееся опорой феодально-монархических сил, стало политически и идеологически приспосабливаться к буржуазным общественным отношениям.

Идеи модернизма, возникшие в католицизме во 2-й половине 19 в., распространившиеся также в протестантизме, стали проникать и в П. (правда, ввиду особенностей П. Значительно медленнее и в меньшей степени). В России во время буржуазно-демократической революции 1905—07 довольно широко развёртывается православно-церковное обновленчество. Его представители требовали выхода церкви из-под опеки самодержавия, пересмотра социально-этических позиций П. В буржуазном духе, модернизации его вероучения и культа. С поражением первой русской революции начался спад и церковно-обновленческого движения. С победой социализма в СССР и строительством социализма в ряде др. Стран, в которых распространено П., его позиции были сильно подорваны.

Этому способствовали отход от религии большинства населения, ослабление религиозности верующих. В целях приспособления к новым социальным условиям П. Претерпело и претерпевает сложную эволюцию. Радикально изменилась политическая ориентация православной церкви. От былого политического союза с эксплуататорскими классами и вражды к социалистическому общественному и государственному строю она перешла на позицию лояльного отношения к новому обществу, к поддержке миролюбивой политики социалистических государств, активному участию в борьбе за сохранение мира и международную безопасность. Переосмысливаются многие идеологические аспекты П. С тем, чтобы представить его не противоречащим современному общественному, научно-техническому и культурному прогрессу.

Социально-этические воззрения П. Пересматриваются в духе раннего, т. Н. Коммунистического христианства, воспринимающего победу социализма над капитализмом как следствие «промысла господня». На смену традиционным утверждениям о ненужности и неэффективности изменений социальной структуры (ввиду «греховной испорченности» человеческой природы) приходит признание общественных преобразований. Стремясь противодействовать убыванию числа верующих, православная церковь, сохраняя неизменность догматики (отстаивая таким образом суть православного вероучения), идёт на некоторые нововведения в религиозном культе. Так, ею исключены обряды и молитвы, анахронизм которых слишком очевиден (молитвы о ниспослании дождя, освящение скота и др.).

Церкви под влиянием условий жизни верующих пришлось пойти на некоторый пересмотр отношения к постам. На первый план выдвигается «духовный пост», а «телесный пост» рекомендуется соблюдать «по мере сил». Ныне П. Не считает греховной работу в дни религиозных праздников. В связи с тем, что подавляющее число посещающих богослужение — женщины, церковь вынуждена вопреки канонам поручать женщинам службы, исполнявшиеся ранее лишь мужчинами. Службу псаломщика, алтарщика и др. Православные богословы ставят вопрос о реформе церковного календаря, приведении его в соответствие с «новым стилем». Однако никакая модернизация не в состоянии сделать П. Мировоззренчески совместимым с господствующей в обществе коммунистической идеологией.

Оно лишено исторического будущего. В условиях социального и духовного прогресса, неуклонного развития массового атеизма П. — один из пережитков прошлого в сознании всё уменьшающейся части верующих граждан социалистических стран. Лит. Ленин В. И., Политическая агитация и «классовая точка зрения», Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 6. Его же, Социализм и религия, там же, т. 12. Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965. Титов В. Е., Православие, 2 изд., М., 1974. Гордиенко Н. С., Современное православие, М., 1968. Красников Н. П., В погоне за веком, М., 1968. Молоков В. А., Философия современного православия, Минск, 1968. Каждан А. П., Возникновение и сущность православия, М., 1968. Курочкин П. К,, Эволюция современного русского православия, М., 1971.

Придувалов Ф. М., Антинаукова суть соцiaльно-етичних принципiв руського православ'я, Киïв, 1972. Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин.

Значения в других словарях
Правопреемство

переход прав и обязанностей от одного лица к другому (например, от умершего гражданина к его наследникам, от объединившихся организаций к вновь возникшей в результате объединения). П. Означает изменение субъекта существующих прав и обязанностей, содержание их не меняется — к правопреемнику переходят те же права и обязанности, которые были у его предшественника. П. — производное приобретение прав и обязанностей (в отличие от первоначального, при котором право данного лица не основывается на прав..

Правопреемство государств

в международном праве переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с переходом территории или при событиях, связанных с этим (возникновение нового государства, вхождение одного государства в состав другого, разделение государства, отделение и т.д.). Современное международное право признаёт П. Г. Только при правомерных территориальных изменениях. В соответствии с принципом невмешательства внутригосударственные отношения объектом П. Г. Не являются. П. Г. Не затрагивает госу..

Православлев

Павел Александрович [4(16).10.1873, село Рахинка, ныне Средне-ахтубинского района Волгоградской области, — 12.10.1941, Ленинград], советский геолог и палеонтолог. Окончил Варшавский университет (1898), ученик В. П. Амалицкого (См. Амалицкий). Профессор Донского политехнического института (1909—1913) в г. Новочеркасске, профессор Военно-медицинской академии в Петрограде (1913—24) и Ленинградского университета (1918—41). Основные исследования относятся к стратиграфическому и палеонтологическому и..

Православлев Павел Александрович

Православлев Павел Александрович [4(16).10.1873, село Рахинка, ныне Средне-ахтубинского района Волгоградской области, — 12.10.1941, Ленинград], советский геолог и палеонтолог. Окончил Варшавский университет (1898), ученик В. П. Амалицкого. ..

Православие

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую (см. Католицизм) и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 Русская православная церковь. В Российской Феде..

Православие

ПРАВОСЛАВИЕ, одно из главных направлений христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с 4 в. Как официальная религия Византийской империи, полностью самостоятельно с момента разделения христианской церкви в 1054. Не имело единого церковного центра, впоследствии оформилось несколько самостоятельных православных церквей (в настоящее время их 15), каждая из которых имеет свою специфику, однако придерживается общей системы догматов и обрядности. Вероисповедную основу П...

Православие

Название христианского вероисповедания, к которому в настоящее время принадлежат церкви русская, греческая, сербская, черногорская, румынская, славянския в австрийских владениях, греческие и сирская во владениях Турции (патриархаты константинопольский, антиохийский, александрийский и иерусалимский), абиссинская. Название П. — όρθοδοξία — в первый раз встречается у христианских писателей II в., когда появляются первые формулы учения церкви христианской (между прочим, у Климента Александрийского),..

Православие

-я, ср.. ..

Православие

• истовое православие. ..

Православие

См. Вера.... ..

Православие

Одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую (см. Католицизм) и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 Русская православная церковь. В Российской Федерации правосла..

Православие

Ср.Вероисповедание, сложившееся в Византии, до 1917 г. Являвшееся официальной государственной религией Российского государства, а в настоящее время являющееся наиболее распространенной религией России. Одно из основных направлений христианства.. ..

Православие

ПРАВОСЛА́ВИЕ -я. Ср. Одно из основных направлений христианства, вероисповедание, сложившееся в Византии и являющееся наиболее распространённой религией в России (в России до 1917 г. Православие было официальной государственной религией). Принять п. Перейти в п.. ..

Православие

-я, ср. Одно из основных направлений христианства, вероисповедание, окончательно сложившееся в Византии в II в. Как восточнохристианская церковь. Религиозно-философские основы православия. II прил. Православный, -ая, -ое. Православная церковь. Православное духовенство.. ..

Православие

Православия, мн. Нет, ср. Разновидность христианской религии, вероисповедание, перешедшее из Византии в древнюю Русь при крещении ее и бывшее официальной религией в царской России. Православие и самодержавие - основные устои мракобесов царской России.. ..

Православие

Одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют б..

Православие

— одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в IX— XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси с конца X в., с 1448 г. — православная церковь. Основу вероучения, сформулированного в символе веры, принятом на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах, составляют с..

Православие

ПРАВОСЛАВИЕ - славянский эквивалент ортодоксии (греч. Ortodoxia - правильное знание). Термин впервые употребляется во 2 в. В противоположности с гетеродоксией (греч. Geterodoxia- заблуждение еретиков). 1) Первоначально П. Было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделения Церквей (см. ФИЛИОКВЕ), возникает необходимость наименования частей с целью их различения. За Восточной..

Православие

- одно из трех ведущих христианских направлений наряду с католицизмом и протестантизмом. П. Сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395) и оформилось после разделения церквей (1054). На Руси с конца X в. В основу православного вероучения положены Священное Писание (Библия - Ветхий и Новый Завет) и Священное Предание (постановления вселенских и поместных соборов, "творения" "отцов церкви" и др.). Распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближн..

Православие

Славянский эквивалент ортодоксии (греч. Ortodoxia - правильное знание). Термин впервые употребляется во 2 в. В противоположности с гетеродоксией (греч. Geterodoxia- заблуждение еретиков). 1) Первоначально П. Было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделения Церквей (см. Филиокве), возникает необходимость наименования частей с целью их различения. За Восточной Церковью (Кон..

Православие

Единственное исповедание христианской веры, которое хранит учение Христа и апостолов неизменно, в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и в древнем Символе веры Вселенской Церкви.. ..

Дополнительный поиск Православие Православие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Православие" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Православие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа