Романский стиль

90

художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10—12 вв. (в ряде мест — и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Р. С.» был введён в начале 19 в Р. С. Впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства (См. Меровингское искусство), культуры «каролингского возрождения» (См. Каролингское возрождение) (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Р. С. Явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

Основой единства Р. С. Была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи. Лишь в конце 11 в. Появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена.

Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек Р. С. Исполнен спокойной и торжественно-суровой силы. В создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в Р. С. Одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.

Храмы Р. С. Развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви. В месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии. Например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства.

Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в Р. С. На смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Если в раннем Р. С. Господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Р. С. Плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива.

Эпоха Р. С. Явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства. Литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. Д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты).

Для Р. С. Характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля (См. Звериный стиль) и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов Р. С., на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике (См.

Готика) представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». В зодчестве Франции, где первоначальные формы Р. С. Появляются уже в конце 10 в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 в.). В целом французское романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ. К особой монументальности композиций тяготела бургундская школа (так называемая церковь Клюни-3), к богатству скульптурного декора — школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в.). В Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал (однопролётный или трехпролётный), развивающий, вероятно, мотив древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле).

Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66). В светской архитектуре Р. С. Во Франции сложился тип замка-крепости с Донжоном. К вершинам романского изобразительного искусства Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей [в Везле, Отене, Муассаке], многочисленные циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства (в том числе лиможские эмали (См. Лиможская эмаль)). В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на З. И В., иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001—33)], а в зрелый период — церковное зодчество прирейнских городов, где в 11—13 вв.

Были построены грандиозные соборы [в Шпейере, Майнце, Вормсе]. Здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). В «оттоновский период» Р. С. (2-я половина 10 — 1-я половина 11 вв.) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры — аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого Р. С. Всё большее значение приобретает каменная и стукковая скульптура. В Италии элементы Р. С. Ранее всего зародились в ломбардской школе (См.

Ломбардская школа), где уже в 9—10 вв. Сложился так называемый первый Р. С. (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итальянского Р. С. Типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы [соборный комплекс в Пизе], где возник Инкрустационный стиль. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений [например, в Авиле]. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским «паломническим» прототипам (собор в Саламанке.

Илл. См. При ст. Саламанка), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура Р. С. В ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита. Р. С. Развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066. В архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии.

За пределами Европы очагами Р. С. Были замки, возведённые крестоносцами в 12—13 вв. В Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12—13 вв.). Отдельные черты Р. С., обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько некоторым сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы (См. Владимиро-Суздальская школа)). Лит. Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960. Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л. — М., 1966. Grabar А., Nordenfalk С., Romanesque painting from the 11 th to the 13 th century, N. Y., [1958]. Conant K. J., Carolingian and romanesque architecture. 800—1200, [Нагмоndsworth, 1959]. Demus 0., Romanische Wandmalerei, Münch., [1968].

Fillitz H., Das Mittelalter, Bd I, B., 1969. Francastel P., L'humanisme roman, P. — La Hayt, [1970]. Е. Т. Ювалова. Авила. Общий вид городских укреплений. 1088—91. «Адам и Ева». Рельеф дверей. 1015. Собор в Хильдесхейме. Мастер Жильбер. «Ева». Рельеф с северного портала собора в Отене. Камень. Ок. 1135—40. Музей Ролена. Отен. Соборный комплекс в Пизе. Баптистерий (начат в 1153), собор (1063—1160) и кампанила (1174—1372). Кан. Церковь Ла Трините. 1059—66. Майнц. Собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан. Западная часть (1200—39). «Благовещение пастухам». Фреска на своде «Пантеона королей» в церкви Сан-Исидоро (Леон, Испания). 12 в. Фрагмент. «Христос Пантократор и сцены из Ветхого Завета». Фреска на своде крипты собора в Ананьи (Италия). 2-я четв. 13 в. «Св. Григорий Великий».

Лицевая миниатюра из манускрипта «Письма св. Григория» (из Сент-Аманд-ан-Певле, Франция). 2-я пол. 12 в. Национальная библиотека. Париж. «Лев, терзающий человека». Деталь убранства окна собора в Вормсе (ФРГ). Конец 12 в. Камень. «Осада Памплоны». Фрагмент реликвария Карла Великого. Серебро и медь. 1215. Сокровищница собора. Ахен. «Ева». Фрагмент рельефа дверей церкви Санкт-Михаэльскирхе (ФРГ). Бронза. 1008—15. Собор. Хильдесхейм. Аналой с фигурами 4 евангелистов из монастыря в Альпирсбахе (ФРГ). Дерево. Сер. 12 в. Городская церковь. Фрёйденштадт. «Пятидесятница». Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130. Камень. «Царь Давид». Деталь убранства собора в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Начало 12 в. Камень. Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания).

Ок. 1080—1211. Интерьер. Палаццо Ла Дзиза в Палермо. 12 в. Церковь Сент-Этьенн в Невере (Франция). 1063—97. Интерьер. Собор св. Петра и св. Павла в Крушвице (Польша). 12 в. Баптистерий в Парме. Начат в 1196. Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 1096—1250. Замок в Лоше (Франция). Основное строительство — 11—12 вв. Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ). 1093—1156. Дверь собора в Трое (Италия). Бронза. 1119. Фрагмент. Собор в Ле-Пюи (Франция). 11—12 вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа. Верхний край и днище литургического сосуда (из монастыря в Вильтене, ФРГ). Позолоченное сереро. Ок. 1160—70. Художественно-исторический музей. Вена. Рукоять епископского посоха с евангельскими сценами (из Кентербери, Великобритания). Слоновая кость. Ок. 1180. Музей Виктории и Альберта.

Лондон. Т.н. 3-я церковь в Клюни (Франция). 11—12 вв. План. Членение стены среднего нефа в церквах. Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (ФРГ, 1010—1250), Нотр-Дам в Жюмьеже (Франция, 1018—1067), а также собора в Вормсе (ФРГ, основное строительство — 1170—1240). Вормс. Собор Санкт-Петер. Основное строительство — между 1170 и 1240..

Значения в других словарях
Романсеро

(исп. Romancero) совокупность испанских народных романсов — как отдельных циклов (Р. О Сиде), так и полное их собрание («Всеобщий романсеро»). Р. — высшее выражение испанской народной культуры конца средневековья и раннего Возрождения, образное народное резюме героической истории Реконкисты (См. Реконкиста), один из источников драматургии так называемого золотого века (связанного с Л. Ф. Де Вега Карпьо и его школой) и романтизма. Националистическая критика Испании использовала Р. Для доказательс..

Романские языки

(от лат. Romanus — римский) группа родственных языков, относящихся к индоевропейской семье (см. Индоевропейские языки) и происходящих от латинского языка. Общее число говорящих на Р. Я. — свыше 400 млн. Чел. Государственные языки более 50 стран. Классификация Р. Я. Вызывает трудности, так как они связаны между собой разнообразными и постепенными переходами. Обычно различают подгруппы. Иберо-романскую (испанский, португальский, каталанский, галисийский языки), галло-романскую (французский, прова..

Романсы испанские

жанр испанской средневековой сюжетной лиро-эпической поэзии (любовное, «чудесное», воинское стихотворение). Основные темы — борьба с маврами и рыцарственная дружба с врагами, испанская история, подвиги рыцарей Карла Великого или короля Артура. Жанр сложился к 14 в. В фольклоре на основе лиро-эпического осмысления реальных фактов и переработки материала рыцарских поэм («Песнь о моем Сиде» и др.). В 16 в. Появились первые печатные издания Р. И., в 1600—05 — первый общий свод Р. И. Примерно в это ..

Романтизм

(франц. Romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века Романсы испанские, а затем и Рыцарский роман) через английский romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 в. «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. Слово «Р.» становится термином для обозначения..

Романский Стиль

РОМАНСКИЙ стиль - стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. ..

Романский Стиль

РОМАНСКИЙ стиль>, художественный стиль> средневекового западноевропейского искусства 10 - 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители - монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые стереометрические объемы (куб, цилиндр, параллелепипед, призма), толстые мощные стены, суровый крепостной облик. Для скульптуры и живописи (преимущественно стенные росписи и миниатюры) - обобщенность форм, преувеличенно экспрессивные жесты, напряженная духов..

Романский Стиль

Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность - круглые арки и тяжеловесность построек.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)Стиль, получивший начало в X - XV столетиях.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)архитект. Стиль, вошедший в употребление в 10-м столетии и вытесненный греч. Отличается тяжеловесностью и ..

Романский Стиль

Стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития ..

Романский стиль

        художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения" (кроме того - искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего..

Романский Стиль

(от лат. Romanus - римский) - стиль в зап.-европ. Искусстве эпохи феодализма 10 - 13 вв. В монументальной архитектуре Р. С. Преобладали храмы, монастыри, замки. Широкое развитие получили сводчатые и арочные конструкции. См. Рис. К ст. Романский стиль. Собор св. Петра и св. Павла в Крушвице (Польша). 12 в. ..

Романский Стиль

— стиль средневекового западноевропейского искусства X—XII вв., в ряде стран также и XIII в. Время господства феодально-религиозной идеологии. Главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходи..

Романский стиль

Романика (от romanum. ..

Дополнительный поиск Романский стиль Романский стиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Романский стиль" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Романский стиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 15 символа