Бармы

108

Под Б. Обыкновенно разумеют оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда. Лучшим образцом их являются те, которые были найдены президентом Императорской академии художеств Олениным в 1822 г., близ села Старая Рязань. Состоят они из 11 запон, сделанных из чистого золота (запоны обыкновенно нашивались на глазет) и украшенных по краям драгоценными камнями и мелким жемчугом, нанизанным на золотой проволоке. Все остальное пространство запон занято изображениями. На первой лицевой запоне изображено мусиею с золотой прорезкой распятие Спасителя с предстоящими у креста Божией Матерью и Иоанном Предтечею. По обе стороны — надпись по-греч. Ίδού ό νιός σοΰ — се сын твой, ίδού ή μτήρ σοΰ — се мать твоя.

Над крестом изображены херувимы. На второй лицевой запоне изображена финифтяной мусиею Божия Матерь, с греческой надписью. Μρ θυ. На других 4-х запонах изображены. Св. Ирина, великомученица Варвара и лики святых в царской одежде и с крестом в руках, по предположению Оленина — Бориса и Глеба.Остальные 5 запон меньшей величины с одними украшениями из драгоценных камней. Кроме золотых Б. Были еще, как видно из описей Большой Казны, шитые Б., на которых изображения Иисуса с предстоящими и святых вышивались по темно-фиолетовому ("таусинному") атласу, а кайма между изображениями унизывалась жемчугом с золотыми и серебряными украшениями.В наших памятниках Б. Постоянно называется диадимой и ожерельем. Как оплечья или наплечники они и действительно составляют один из видов ожерелья.

Но соответствовали ли они понятию диадимы, которое им придали наши дьяки, сказать трудно, так как диадима едва ли имела какое-либо другое значение у греческих писателей, кроме значения головной повязки. Впервые в наших старинных актах слово бармы встречается в душевной грамоте Иоанна Калиты. К тому времени, вероятно, установилась не только форма их, но и самые украшения (изображения святых), благодаря которым они получили символическое значение и назывались святыми бармами, почитаемыми наравне с иконами.Известны же они были на Руси под именем оплечий значительно раньше. По преданию, их впервые прислали из Византии (Алексей Комнен) для Владимира Мономаха. Но первое летописное известие о них встречается под 1216 г., где сказано что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями, а также, вероятно (по предположению гр.

А. Уварова), и сановными лицами.Об употреблении или, вернее, о назначении Б. Почти ничего не известно. Вероятно, они употреблялись при разного рода торжественных выходах князей. После венчания Владимира Всеволодовича Б. Как необходимые регалии впервые упоминаются при короновании в 1498 году, когда они были возложены на Дмитрия, внука Иоанна III. Затем, начиная с Иоанна IV, они постоянно употреблялись при короновании вплоть до начала XVIII в., когда все драгоценные царские одежды с бармами и золотой цепью заменила императорская мантия, или порфира, с цепью ордена св. Андрея Первозванного, а шапку, или венец Мономахов, — императорская корона. Накануне венчания Б. Выносили из хранилища царских одежд и регалий в Успенский собор, где они лежали в алтаре на золотом блюде до времени венчания.

После того, как на "поставляемого" был возлагаем животворящий крест, митрополит посылал двух архимандритов и игумена (иногда и двух) за бармами, которые последними передавались епископам (3), подносившим их митрополиту. Тот после трех поклонов и целования, ознаменовав ими царя, возлагал на него, благословляя крестом (в 1498 г. Сам Иоанн возложил их на Дмитрия). После возложения Б. Постоянно следовало возложение венца.В своем завещании Иоанн Калита отказывает Б. Младшим сыновьям, а золотую шапку — старшему, но начиная с Иоанна II Б. Постоянно находятся в числе вещей, завещаемых старшему сыну.В Византии, откуда перешел к нам обычай носить оплечья — Б., до Х в. Нет никаких ясных следов употребления их или им подобных украшений.

Такое украшение впервые встречается на монетах Никифора II Фоки (963—969) в виде небольшого шейного ожерелья, украшенного жемчугом. При императоре Константине XI Багрянородном оплечье получает совершенно самостоятельную форму, отдельную от остального императорского наряда, и принимает вид круглого воротника, отороченного с внешней стороны полосами, между которыми тянется ряд крупных жемчугов или других каких-нибудь круглых украшений. Преемники Багрянородного до Алексея Комнена не делали в этом украшении никаких перемен, за исключением новых нашивок из жемчужных нитей или других драгоценных камней. Алексей Комнен (1081—1118 гг.) ввел существенное изменение в украшении оплечья. При нем оплечья делались из золотой парчи с двумя рядами жемчуга и драгоценными камнями.

Пространство между обеими каймами занимали четыре больших кружка, или бляхи, которые у нас стали называть "запонами". В царствование Алексея Комнена, вероятно, окончательно и была установлена форма оплечий, и они сделались с тех пор неотъемлемой принадлежностью царского наряда. Впоследствии увеличилось только число запон, разукрашиваемых изображениями святых, и их величина, а также количество и величина драгоценных камней.Что же касается самого слова "бармы", то ни происхождение его, ни значение точно не определены до сих пор. Еще в 1807 году автор исторического описания древнего Российского музея, или Оружейной палаты, в ст. V, производил его от греческого слова βάρημα — тяжесть. Но впоследствии Оленин предложил свою догадку, казавшуюся ему более правдоподобной, чем предыдущая — именно, слово "бармы" производить или от греч.

Πάρμαι — щит круглой формы, или от персидского "берме", что значит — "охранение, защита, ограждение".В значении "ризы священника" слово Б. Сохранилось и до настоящего времени в Смоленской губ., но только в един. Ч., в форме "барма", и в форме "барама" — оплечье архиерейской ризы в Рязанской губернии.Литература. "Древности государства Российского". "Древности русские" (под ред. Прохорова, т. III, 1876). Оленина, "Рязанские русские древности" (Спб., 1831). Савваитов, "Описание царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора" (Спб., 1865 г.). Гр. А. Уварова, "Суздальское оплечье" (в "Трудах Москов. Археол. Общ.", т. V, 1885 г.). Горсий, "О священнодействии венчания и помазания царей на царство" (Москва, 1882 г.).

Соловьев, "История России" (IV)..

Значения в других словарях
Бармы

драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного характера. Впервые в России Б. Появились у московского князя Ивана Калиты (14 в.). Надевались византийскими императорами, а также русскими князьями (с середине 16 в. До начала 18 в. Царями) во время коронации и торжественных выходов.. ..

Бармы

БАРМЫ - драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, у византийских императоров, русских князей и царей 14 - нач. 18 вв. Надевались во время коронации и торжественных выходов.. ..

Бармица

Оплечье, похожее на отложной воротник. Делалось оно или сплошное, или из отдельных железных или медных пластин, скрепленных кольцами.. ..

Бармут

(Barmouth) — приморский город в английском княжестве Валлис, в графстве Мирионет, на северном берегу небольшой бухты того же имени, станция железной дороги, имеет морские купанья и 1512 жителей (1881). Местное название этого города — Abermawddach. Река Мауддеч впадает в упомянутую бухту.. ..

Барнав

Антуан-Пьер (Barnave) — член фр. Национального собрания 1789 г., род. 22 ок. 1761 г. В Гренобле и в 1783 г. Сделался адвокатом при местном парламенте. Когда в 1789 были созваны генеральные штаты, он был избран своей провинцией в депутаты благодаря своему сочинению против феодализма. Как блестящий оратор, Б. Принимал деятельное участие во всех решениях Национального собрания, направленных против прежнего строя. Он защищал Лафайетта, когда тот был обвиняем в укрывательстве бегства короля, и вместе..

Барнай

Людвиг — выдающийся нем. Актер, родился 11 февр. 1842 г. В Пеште, получил сценическую подготовку под руководством Зонненталя и в 1860 г. Впервые дебютировал в Траутенау. Вначале Б. Играл в небольших городах, но в 1861 г. Получил ангажемент в Пешт, потом играл в Граце, в 1863 г. Занимал амплуа первого драматического любовника в Майнце, гастролировал в венском Бургтеатре и в Праге и в 1864 принял ангажемент в городской театр в Риге. В след. Году он, однако, вернулся в Майнц, играл затем в Лейпциге..

Бармы

(греч.). Широкое оплечье, украшенное драгоценными камнями, надписями и изображениями, которое надевали московские цари в день своего венчания на царство.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Широкое оплечье, которое надевали московские цари в день своего венчания на царство.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)оплечья, одеваем. Поверх одежд п..

Бармы

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Бармы

Мн.Часть парадной одежды московских князей и царей в виде широкого оплечья, украшенного различными изображениями и драгоценными камнями.. ..

Бармы

Барм (стар.). Род наплечников в торжественной одежде русских князей и царей, византийских императоров.. ..

Бармы

Барм, ед. Нет (истор.). Принадлежность парадного наряда московских князей и царей, надевавшаяся на плечи. Венец и бармы Мономаха. Пушкин.. ..

Бармы

— драгоценные оплечья, украшенные религиозными украшениями, у византийских императоров, русских князей и царей XIV—начала XVIII вв. Надевались во время коронации и торжественных выходов.. ..

Бармы

Драгоценное оплечье, украшенное изображениями религ. Характера. Надевалось рус. Князьями (с сер. 16 в. До нач. 18 в. - царями) и визант. Императорами во время коронации и торжеств. Выходов.. ..

Бармы

часть парадной одежды московских князей и царей. Драгоценное оплечье в виде небольшой пелерины, украшенное изображениями религиозного характера. Впервые в России Б появились у московского князя Ивана Калиты. Драгоценные оплечья надевались византийскими императорами, а также русскими князьями, а с середины XVI в. И до начала XVIII в. - царями во время коронации и торжественных выходов. Б. Богато украшали вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями, они были съемными и застегивались на пуговицы.. ..

Дополнительный поиск Бармы Бармы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бармы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бармы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа