Вольфрам фон Эшенбах

91

(Wolfram von Eschenbach) — знаменитый миннезингер, замечательный по глубине мысли и широте понимания затрагиваемых его творчеством явлений. В. Ф. Э. Является собственно единственным из немецких средневековых эпиков, в основу поэм которого положена синтетическая философская идея, что в известной мере и сближает его с великим Данте. Но в то время как последний был полным представителем современной ему образованности, Вольфрам фон Эшенбах не только не умел писать, но даже и читать. Тем поразительнее мощь его умственных сил, которая одна и помогла ему вполне овладеть чрезвычайно сложной, заимствованной из чуждой литературы фабулой.Биографические сведения о нем скудны и не отличаются безусловной точностью. В. Ф. Э. Происходил из небогатого баварского рыцарского рода фон Эшенбахов.

Родовым их владением, по-видимому, был находившийся недалеко от Ансбаха незначительный замок Вильденберг. Но В., не будучи старшим сыном, вынужден был, в качестве странствующего рыцаря-миннезингера, сам устраивать свою судьбу. Из его произведений можно видеть, что он побывал в разных местах Германии, пока не нашел себе более постоянного пристанища при дворе знаменитого покровителя певцов и художников — тюбингенского ландграфа Германа, приблизительно с 1200 г. И до самой смерти последнего (1215) — период, когда там проживал некоторое время и Вальтер ф. Д. Фогельвейде. В. Продолжал оставаться при тюбингенском дворе и при преемнике Германа, Людвиге Святом, на крайнюю бережливость которого он не без укоризны намекает в своих произведениях.

Вероятно, уже в это время В. Женился и в счастливом браке имел нескольких детей. Умер В. Ф. Э., по всей вероятности, в 1220 г. Или вскоре, и был погребен в Эшенбахе, где еще в XVII веке можно было видеть, в одной из церквей, его надгробный камень, украшенный фамильным гербом.Будучи вполне безграмотным, В., естественно, не обладал школьно-научным образованием. Но, принадлежа к придворному рыцарству, он усвоил соответственный лоск, так что даже понимал по-французски, хотя сам же в "Парцифале" подсмеивается над своим далеко не совершенным званием этого языка. С другой стороны, при своем выдающемся уме В. Мог приобрести многое из относящегося к сфере тогдашнего знания от образованных людей, с которыми он имел немало случаев сближаться, живя при блестящем тюбингенском дворе.

Первым по времени поэтическим произведением В. Был написанный, вероятно, между 1198 и 1210 гг. "Парцифаль", составляющий капитальное создание гения Вольфрама, как по своей обширности (около 25000 стихов), так и по глубине содержания. В этой грандиозной поэме В., по собственным словам его, воспроизвел "Li conte del Graal" — роман в стихах французского трувера Кретьена de Troyes (см. Это имя), а также, заслужившую его предпочтение поэму на тот же сюжет некоего Guyot (у В. "Kiot", согласно с немецким выговором), но, к сожалению, не сохранившуюся или, по крайней мере, доселе не отысканную. Судя по некоторым собственным именам, заимствованным В., по-видимому, из нее, поэма Гюо была написана на каком-либо диалекте порубежных между Провансом и собственно французскими провинциями земель.

Но, оставаясь верным своим образцам относительно самого содержания поэмы, В. Внес в нее и личный свой элемент, благодаря которому его "Парцифаль" приобрел значение глубоко самобытного создания поэзии. Найдя в своих источниках почти лишенную плана вереницу имен и приключений, В. Не только вполне овладевает данным материалом, но в основу всего кладет столь же мощную, как в саге о Фаусте, мысль, которая охватывает собой ход развития всех выдающихся личностей и даже всего человечества. Мысль о том неизбежно наступающем, рано или поздно, разладе с самим собой и с миром, и о связанной с этим борьбе, увенчивающейся либо нет, смотря по обстоятельствам, самопримирением того или другого рода. Исходной точкой этого разлада бывает "сомнение", и, как ни странно звучит для нас это слово в устах средневекового поэта, В.

Уже во вступительных строфах своей поэмы определенно высказывает, что Zwivel (Zweifel — сомнение) обусловило все перипетии деятельности его героя, и в то же время развивает целую теорию того, что "сомнение", как бы далеко оно ни заходило, не погубит вполне человека, если в душе его сохранилось хоть одно доброе начало, которое и остается для него залогом примирения с Богом, людьми и самим собой. Таким образом, в произведении В. Мы имеем, вместо обычного образчика эпики труверов, характеризуемой чисто внешней передачей событий и поступков, почти без всякой попытки со стороны авторов представить и внутренние мотивы для этих последних, — первый и весьма крупный пример психологической поэмы, и притом поэмы, блещущей поразительным уменьем обрисовывать каждую личность (а их в ней целая масса) меткими характеристичными чертами.

В придачу поэма богата и тонким поэтическим чувством, и пониманием красот природы, соединенным с образностью языка, и неподдельным, нередко глубоким юмором. К сожалению, "Парцифалю" В. Не достает той высшей художественности, которая обуславливается равномерностью частей и безукоризненностью поэтической формы. В первом отношении В. Повредило то, что он в развитии фабулы не сумел освободиться от своих образцов, страдающих страстью к безмерному нагромождению часто донельзя однообразных происшествий, а во втором — несовершенство поэтического языка тогдашней Германии и излишняя субъективность самого автора, заставлявшая его часто выражать свои личные взгляды и чувства среди эпического рассказа, что невольно вело к запутанности и темноте и без того еще не выработанной литературной речи.Содержание знаменитой поэмы В.

В основных чертах следующее. Парцифаль, отправясь юным простецом добывать себе рыцарскую славу и с жизнерадостной непосредственностью воспринимающий все переживаемые им впечатления, быстро достигает своей цели, так как за его удивительные подвиги за ним готовы признать первенство даже при дворе самого короля Артура, в среде рыцарей Круглого стола. Но как раз тут на него обрушивается нежданно-негаданно ужасный позор, постигающий его, однако ж, как он убежден, совсем незаслуженно. И вот Парцифаль, охваченный сомнением в справедливости и благости Бога, в которого он хранил по-детски наивную, внушенную ему матерью веру, отступается от Него на целые годы, в течение которых бесполезно продолжает свои странствия, совершая с прежней доблестью свои подвиги, но ни на шаг не приближаясь к предназначенной ему цели — к св.

Граалю (см.), чем единственно, между тем, обусловлено смывание покрывающего его позора. Но к счастью для себя Парцифаль хранит в душе чистое чувство любви к оставленным им жене и детям и тоски по покинутой им матери, не говоря уже о неизменной его безупречности в качестве рыцаря. И как только св. Отшельник просветил его относительно истинной природы Бога, Парцифаль в глубине души сознал всю меру своего отступничества и понял, что без примирения с Богом он не очистится от гнетущего его позора, не достигнет Грааля и не увидит своих близких. Став опять самим собой, но уже более чистым и просветленным, Парцифаль вскоре делается королем св. Грааля, — самоискупление совершилось, и поэма разрешается гармоническим аккордом, подобно "Божественной комедии" и "Фаусту".

Таким образом в поэме В., как ни в одной из средневековых эпопей, в лице Парцифаля тип рыцаря тех времен является идеализированным, одухотворенным общечеловеческой идеей на основе христианского мировоззрения, и один исследователь весьма метко охарактеризовал поэму, назвав ее "Песнь песней рыцарства". Впечатление поэмы В. На современников было необыкновенно сильно ("никогда уста мирянина не выражались прекраснее", — говорит один из них о В.), и влияние, оказанное ею на остальных поэтов, было весьма велико, хотя далеко не благоприятно для их творчества, так как, увлекшись серьезностью В., но не обладая глубиной его мысли, они впали в манерность. Только другой, также весьма значительный эпик того времени, Готфрид из Страсбурга (см.

Это имя), со своими последователями, отнесся с насмешкой к В. За его серьезный и по временам затемненный стиль. Но несмотря на трудность понимания поэмы В., слава ее была настолько упрочена, что она оказывается в числе наиболее ранних печатных книг (1477 г.).После "Парцифаля" В. Сложил еще две, оставшиеся неоконченными поэмы, что доказывается большим совершенством языка и стиха в них, а также и большей объективностью самого автора, — "Титурель" и "Willehalm" (Вильгельм). Трудно сказать, которая из них была написана раньше, но, по-видимому, обе между 1216 и 1220 гг. В "Титуреле" рассказывается трогательная и грациозная история любви фигурирующих уже в "Парцифале" Сигуны и Шионатуландера. По мнению некоторых, около 1500 стихов неоконченного "Титуреля" представляют по своему благозвучию лучший образчик старонемецкой поэзии, хотя, по другим, вообще язык В.

Не может считаться образцовым, так что в этом отношении В. Безусловно уступает Готфриду Страсбургскому. Между 1255-72 гг. "Титурель" был развит в обширную поэму, так называемую "Der jüngere Titurel" Альбрехтом фон-Шарфенбергом, который пользовался, по-видимому, текстом "Титуреля", несколько разнившимся от дошедшего до нас. Третья поэма, "Willehalm", начатая Вольфрамом по предложению ландграфа Германа, должна была воспеть деяния Вильгельма Аквитанского или Оранжского, одного из сподвижников Карла Великого и сопричисленного католической церковью к лику святых. Превосходные по языку 1928 стихов, составляющие этот отрывок (обилие рукописей доказывает, насколько было любимо это произведение В., признаваемое, впрочем, некоторыми исследователями за вполне законченное), вдохновили двух ближайших к нему по времени поэтов.

Ульрих von dem Türlin около 1275 г. Приделал к "Вильгельму" начало, а Ульрих von Türheim продолжил его, около 1250 г., написав не менее 36400 стихов. В этом виде поэма более известна под заглавием "Reinnewart". Дошло до нас еще девять чрезвычайно поэтичных и изящных лирических стихотворений В., в жанре так называемого "aubades" или "Tageslieder" — прощальных песен при расставании на заре со своей возлюбленной. Распределенные в известном порядке, они образуют как бы миниатюрный роман в стихах. Последние из них не считаются за принадлежащие Вольфраму.Литература о В. Чрезвычайно богата. Мы указываем, как на новейшее и наиболее доступное (в Kürschner's "Deutsche National-Literatur", 5 Band, 1 Abtheil., 1890) издание под редакцией Paul Piper'a.

"Wolfram v. Eschenbach", заключающее в себе, кроме произведений В., биографический и критический очерк, с подробным указанием касающихся В. Исследований, и изложение легенд и сказаний, на основании которых возникли как французские, так и немецкие литературные обработки, в стихах и прозе, сюжетов всех трех поэм В. (для литературы о В. Ср. G. Bötticher, "Die Wolfram literatur seit Lachman, mit kritischen Anmerkungen" (1880) и F. Vogt и H. Paul "Grundriss d. Germanischen Philologie", II Bd., 1890, S. 276-282. "Wolfram v. Eschenbach"). Укажем еще на издания. K. Lachmann'a (критическое, Берлин, 1833. 4 изд., 1879). K. Bartsch'a (с примечаниями), "Parzival u. Titurel" (2 Aufl., 1875-77. В коллекции "Deutsche Klassiker des Mittelalters") и на переводы на современный немецкий язык.

San-Marte, "Parzival. Rittergedicht von Wolfr. V. E." (2 т., Лейпциг, 1858). K. Simrok, "Parzival u. Titurel etc." (Штутгарт, 6 изд., 1883). G. Bötticher, "Parzival in neuer Übertragung etc." (Берлин, 1885). См. Также. San-Marte, "W.'s v. E. Leben und Dichten" (2 т., Магдебург, 1836-41). G. A. Heinrich, "Le Parcival de W. D'E. Et la légende du Saint Graal" (Париж, 1855). H. П. Дашкевич, "Сказание о св. Граале" (Киев, 1877). Его же, "Романтика Круглого стола" (Киев, 1890).И. Болдаков..

Значения в других словарях
Вольфрам фон Эшенбах

(Wolfram von Eschenbach) (около 1170, Эшенбах, — 1220), немецкий поэт-миннезингер. Странствующий певец. Автор стихотворного рыцарского романа «Парцифаль» (1198—1210, изд. 1783), входящего в цикл романов о короле Артуре (см. Артуровские легенды). Прославление рыцарства сочетается в романе с проповедью религиозного искупления и отречения. Тем же умонастроением проникнуты и незаконченные романы В. Фон Э. «Виллегальм» и «Титурель», а также его песни, принадлежащие к жанру альбы. Соч. [Werke], hrsg. ..

Вольфрам Фон Эшенбах

ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ (Wolfram von Eschenbach) (ок. 1170 - ок. 1220) - немецкий поэт-миннезингер. Проповедь религиозного искупления в стихотворном рыцарском романе "Парсифаль" (1198-1210. Одноименная опера Р. Вагнера).. ..

Вольфрам Фон Эшенбах

ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ (Wolfram von Eschenbach) (около 1170 - около 1220), немецкий поэт-миннезингер. В стихотворном рыцарском романе "Парцифаль" (1198 - 1210, издан в 1783. Одноименная опера Р. Вагнера), входящем в цикл Артуровских легенд, в альбах ("утренних песнях") - прославление чести>, верности долгу, проповедь> нравственного очищения и религиозного искупления.. ..

Вольфово тело

См. Вольфов канал и Мочеполовая система.. ..

Вольфрам или тунгстен

(W =184) — металлический элемент, открытый в 1781 г. Шееле в минерале тунгстен, который переименован затем в шеелит. Два испанских химика, братья д'Эльгуйарт (d'Elhujart), в 1783 г. Получили металлический В. Из минерала, носящего название волчеца или также вольфрама, восстановляя углем вольфрамовый ангидрид, причем В. Получается с содержанием углерода. Чистый металл получается при восстановлении ангидрида водородом (Берцелиус) при накаливании. Его можно получать также, пропуская пары WCl6 над ме..

Вольфрамит

(вольфрама железный волчец) — самая важная вольфрамовая руда. Кристаллы моносимметрической системы имеют вид коротких столбиков или таблиц, часто со скорлуповатым сложением. Кристаллы вольфрамита часто образуют двойники, а господствующие вертикальные плоскости покрыты вертикальными штрихами. В. Буровато-черного цвета с металловидно-алмазным блеском на плоскостях спайности и жирным блеском на других плоскостях. Обыкновенно непрозрачен, но иногда тонкие пластинки просвечивают. По химическому соста..

Вольфрамовая бронза

Сплав 95,39 меди, 3,04 олова и 1,57 вольфрама — очень тягуча, крепка, хорошо куется и прокатывается. Требует для обработки температуры на 100° выше, чем обыкновенная бронза.А. М.. ..

Вольфрам Фон Эшенбах

(Wolfram von Eschenbach)(ок. 1170 - ок. 1220), немецкий поэт. Принадлежал к обедневшему роду баварской знати. Родился, возможно, в Вольфрамс-Эшенбахе близ Ансбаха в Центральной Франконии. Из его текстов следует, что, несмотря на постоянную нужду, он много путешествовал по южной и центральной Германии и пользовался гостеприимством ландграфа Германа Тюрингского. Шедевр Вольфрама - рыцарский роман в стихах Парцифаль (Parzival, 1195-1210, изд. 1793. Рус. Перевод 1974). Роман повествует о юноше, отец..

Вольфрам фон Эшенбах

ВОЛЬФРАМ фон ЭШЕНБАХ (Wolfram von Eschenbach, вторая половина XII в. - 1220) - один из крупнейших эпических поэтов немецкого средневековья. Происходил из знатного (титул «her»), но обедневшего рода, вел жизнь служилого рыцаря и миннезингера (см. Миннезанг), Вольфраму фон Эшенбах принадлежат. «Парсиваль» (Parzival, 1210), самый известный немецкий роман средних веков. «Титурель» (Titurel), дошедший до нас в отрывках, введенных Альбрехтом фон Шарфенберг в поэму «Младший Титурель» (Der jungere Titu..

Вольфрам фон Эшенбах

(ок.1170— 1220) — нем. Поэт-миннезингер, баварский рыцарь, странствующий певец, автор грандиозного рыцарского эпоса «Парцифаль» (28 840 стихов), входящего в цикл романов о короле Артуре. В этом сложном и многоплановом по композиции произведении действия происходят на Западе и на Востоке. Главный герой романа королевич Парцифаль проходит трудный путь духовного развития и в конце его становится хранителем священного камня Грааля, который у В. Фон Э. Является и символом христиан, святыни, и символо..

Дополнительный поиск Вольфрам фон Эшенбах Вольфрам фон Эшенбах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вольфрам фон Эшенбах" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вольфрам фон Эшенбах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 20 символа