Дух Святой

85

Третье Лицо Св. Троицы. Св. Писание ясно и несомненно учит о Святом Духе как о Лице, отличном от Бога-Отца и Бога-Сына. Личные свойства Святого Духа изображены еванг. Иоанном (15, 26). Он от Отца исходит и Сыном посылается. Догмат о Св. Духе не вдруг получил вполне точное определение. Существенный догмат христианства о Троичности побуждал богословов дать раздельное понятие о Лицах, следовательно, в частности и о Св. Духе, и определить точно Его отношение к Отцу и Сыну. Тертуллиан и Ориген подчиняют Духа Отцу и Сыну, но в то же время возвышают Его, по Его божественной сущности, над всем сотворенным. Никейский Символ утвердил божество Св. Духа, не присоединяя к этому каких-либо особенных определений. Св. Афанасий Великий и вслед за ним св.

Василий Великий и Григорий Богослов ясно раскрыли учение о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном. Духоборство, или македонианство, дало повод к торжественному утверждению этого учения, что и было сделано на Константинопольском втором вселенском соборе. Это учение на Востоке закреплено догматикою Иоанна Дамаскина. На Западе учение о Св. Духе в одном пункте было изменено. Было признано, что Дух Св. Исходит не от одного Отца, но и от Сына, и в этом смысле внесена была прибавка (Filioque) в символ Никео-Цареградский. Впервые это было сделано в испанской церкви, на поместном соборе Толедском, в 589 г. На соборе в Ахене в 809 г. Под влиянием Алкуина и Теодульфа Орлеанского исхождение Св. Духа "и от Сына" было признано догматом.

Церковь римская не одобряла этого решения, и папа Лев, протестуя против изменения символа, написанный на серебряной доске символ в прежнем, неизмененном виде положил в храме св. Петра с надписью. "Я, Лев, положил это по любви и для сохранения православной веры". Протест этот остался бесплодным. Последующие папы приняли мнение Ахенского собора. Патриарх константинопольский Фотий осудил в 879 г. Изменение Никео-Цареградского символа, и такое осуждение утвердила вся восточная церковь. Споры между восточными и западными христианами по поводу учения об исхождении Св. Духа вызвали громадную полемическую литературу. Во всех попытках к соединению католиков и православных формула Filioque являлась до сих пор одним из главных препятствий..

Значения в других словарях
Дух

См. Психология.. ..

Дух Журналов

Или "собрание всего, что есть лучшего и любопытнейшего во всех других журналах, по части истории политики, государственного хозяйства, литературы, разных искусств, сельского домоводства и проч." — периодическое издание, выходившее в СПб. В 1815—20 гг. Состоял из следующ. Отделов. Архив исторический и политический. Архив государств. Хозяйства. Архив литературы. Новейшие путешествия. Галерея славных мужей. Дух Екатерины II. Наблюдатель отечества. Летопись добродетели. Отрывки. В 1815 г. Вышло 8 кн..

Дух Христианина

Духовно-литературный журнал, выходивший ежемесячно в СПб. С сент. 1861 г. По 1865 г. Ред.-издатели — священники Дм. Флоринский, И. Заркевич, И. Флеров и А. Гумилевский.. ..

Духек

(Adalbert Duchek, 1824—1882) — венский проф. Клиники внутренних болезней, занявший место знаменитого Скоды (см.). Д. Славилея как прекрасный учитель, точный клиницист, отличный диагност и счастливый практик. Из его многочисленных соч. По внутренней медицине особенной славой пользуются руководства по болезням органов кровообращения, дыхания и пищеварения и мочеполовых органов и монография о цынге.Г. М. Г.. ..

Дух Святой

-Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт 1.2), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне Божием-Господе и Спасителе нашем во все время Его земного служения. Теперь Он действует в верующих. Дух Святой под этим именем в Ветхом Завете упоминается только в трех местах (Пс 50.13. Ис 63.10,11), в остальных же-как Дух Божий. В Новом Завете Дух Святой упоминается то..

Дух Святой

Третье Лицо Пресвятой Троицы (см. Символ веры).. ..

Дух Святой

(евр. Rûãh-ha-qôdeš, арам. Ruhâ dqûdsâ, греч.πνεϋμα άγιον, лат. Spiritus sanctus), дух божий (евр. Rûãh 'ĕlohim), Параклет или Параклит (греч.παράκλητος, «помощник», «утешитель», ср. Церк.-слав. «утешитель»), в представлениях иудаизма действующая сила божественного вдохновения, в христианских представлениях третье лицо троицы. Евр. Слово «руах» означает и «ветер», и «дух». Эта связь выявляется и ветхозаветным и новозаветным повествованиями (за сошествием Д. С. На 70 старейшин следует сильный «ве..

Дополнительный поиск Дух Святой Дух Святой

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дух Святой" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дух Святой, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа