Дух Святой

138

(евр. Rûãh-ha-qôdeš, арам. Ruhâ dqûdsâ, греч.πνεϋμα άγιον, лат. Spiritus sanctus), дух божий (евр. Rûãh 'ĕlohim), Параклет или Параклит (греч.παράκλητος, «помощник», «утешитель», ср. Церк.-слав. «утешитель»), в представлениях иудаизма действующая сила божественного вдохновения, в христианских представлениях третье лицо троицы. Евр. Слово «руах» означает и «ветер», и «дух». Эта связь выявляется и ветхозаветным и новозаветным повествованиями (за сошествием Д. С. На 70 старейшин следует сильный «ветер от господа», Чис. 11. «сошествие Д. С.» на апостолов сопровождается шумом с неба «как бы от несущегося сильного ветра» и неким подобием языков огня, Деян. 2, 1-4). В архаических текстах Ветхого завета Д. С. («дух Яхве», «дух Элохим») сообщает полководцам воинственное воодушевление (Суд.

3, 10. 11, 29. Особенно 14, 6 и 19, где говорится о богатырском неистовстве Самсона). Охваченный Д. С. Делается «иным человеком», получает «иное сердце» (1 Царств Ю, б и 9). Д. С. Сообщает также, согласно ветхозаветным текстам, особый дар, делающий человека способным к несению царского сана (ср. Иранское понятие хварно=фарн). Саул подготовлен к царствованию экстатической инициацией, при которой он под наитием Д. С. Пророчествует среди прорицателей (1 Царств 10, 10), а когда избранничество отходит к Давиду, Д. С. «сходит» на него, чтобы почивать на нём «с того дня и после» (16, 13). Различные случаи призвания через Д. С. К исполнению той или иной сакральной функции - аналоги центрального случая - призвания пророка, «влагания» «духа Яхве» «в сердце» того или иного пророка, начиная с Моисея (Ис.

63, 11. Ср. Иезек. 11, 19 и 24. 36, 26-27. 39, 29. Иоиль 2, 28. Мих. 3, 8, и т. Д.). Но в качестве инспиратора пророков Д. С. Оказывается истинным «автором» Библии как корпуса «откровения». Уже в талмудической литературе вопрос об участии Д. С. В том или ином сочинении - обычная терминологическая форма постановки вопроса о принадлежности или непринадлежности этого сочинения к числу «богодухновенных» книг. Идея этого мистического «авторства» Д. С. Заострена до наглядного образа в апокрифической «3-й книге Ездры» (2 в. Н. Э.), где описывается, как после уничтожения всех священных книг Д. С. Диктует их полный текст пяти мужам, «и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали». Неоднократно повторяющаяся в средневековой христианской литературе метафора - священный писатель как музыкальный инструмент, на котором играет Д.

С.Ортодоксальный иудаизм раввинских школ, вообще осторожно относящийся к понятию Д. С., стремился ограничить его «действие» окончившейся исторической эпохой, а внутри неё - кругом специально избранных лиц. В позднем иудаизме возможность «обретения» Д. С. Для всех вообще верующих связывалась с временем прихода мессии (так истолковывалось ветхозаветное предсказание - Иоиль 2, 28). Раннее христианство рассматривало своё время как мессианское и, следовательно, как исполнение этого предсказания (ср. Деян. 2, 16-17). С этой точки зрения, только благодаря пришествию Иисуса Христа, его крестной смерти и его предстательству за верующих Д. С. Впервые «дан» людям во всей полноте, неведомой временам пророков. Он «послан» Христом и «свидетельствует» о Христе (Ио.

15, 26. Ср. Также 14, 16 и 26). Однажды сойдя на апостолов в день пятидесятницы (Деян. 2), Д. С. Пребывает в нерасторжимом соединении с церковью, делая действительными её таинства и правильным её учение, «наставляя» верующих «на всякую истину» (Ио. 16, 13). Так учение о Д. С. Прямо переходит в мистику церкви. Д. С. Становится в христианстве одной из ипостасей троицы.При всей своей связи с официальным культом идея Д. С. Сохраняла близость к сфере вдохновения, не связанного институциональными формами, к избранничеству («харизматичности»), не зависящему от сана, от места в иерархии. Поэтому на авторитет Д. С. Нередко ссылались еретики, выступавшие против иерархического институционализма (монтанисты во 2 в., «Братья свободного духа» в 13-14 вв., различные сектанты нового времени).

Согласно концепции итальянского средневекового мыслителя Иоахима Флорского, вслед за «эрой Отца» (верхозаветной) и «эрой Сына» (новозаветной) должна наступить «эра Д. С.» - эра свободы, когда насильственная дисциплина уступит место любви и миру, а буквальное понимание Библии - «духовной» интерпретации. Итальянский революционер Кола ди Риенцо (14 в.) называл себя «рыцарем Д. С.» и пользовался символикой, связанной с представлениями о Д. С.Зримый образ Д. С. В христианской традиции - голубь (собственно голубица. Евр. И арам. Слова для обозначения «духа» - женского рода, и в древнем апокрифе Христос даже называет Д. С. «матерью»). В этом образе он и является над водами Иордана во время крещения Иисуса Христа (Матф. 3, 16.

Мк. 1, 10. Лук. 3, 22). Ср. Ветхозаветный рассказ о первозданном состоянии мира. «и дух божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Употреблённый в еврейском тексте глагол даётся по отношению к птице-матери, высиживающей птенцов и витающей над ними с кормом (напр., Втор. 32, 11), так что возникает образ некой мировой птицы, своим теплом согревающей яйцо мировое. Распространённые у народов ислама представления о чудесной гигантской птице рух (араб. Ruch, «дух») дают фольклорно-сказочную материализацию такой метафорики.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Дух Святой

Третье Лицо Св. Троицы. Св. Писание ясно и несомненно учит о Святом Духе как о Лице, отличном от Бога-Отца и Бога-Сына. Личные свойства Святого Духа изображены еванг. Иоанном (15, 26). Он от Отца исходит и Сыном посылается. Догмат о Св. Духе не вдруг получил вполне точное определение. Существенный догмат христианства о Троичности побуждал богословов дать раздельное понятие о Лицах, следовательно, в частности и о Св. Духе, и определить точно Его отношение к Отцу и Сыну. Тертуллиан и Ориген подчин..

Дух Святой

-Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт 1.2), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне Божием-Господе и Спасителе нашем во все время Его земного служения. Теперь Он действует в верующих. Дух Святой под этим именем в Ветхом Завете упоминается только в трех местах (Пс 50.13. Ис 63.10,11), в остальных же-как Дух Божий. В Новом Завете Дух Святой упоминается то..

Дух Святой

Третье Лицо Пресвятой Троицы (см. Символ веры).. ..

Дурроу

См. Иллюминированные евангелия(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дурьодхана

(др.-инд. Duryodhana, букв. «с кем трудно сражаться»), в индуистской мифологии сын царя Дхритараштры и его жены Гандхари, старший среди братьев кауравов. Согласно «Махабхарате», Д. Рождён по воле Шивы и Умы (см. Деви) в дар асурам (III 240, 5-7) и является воплощением демона зла Кали (I 61, 80). Асурическая (демоническая) природа Д. Так или иначе проявляется в эпосе. Он ненавидит своих двоюродных братьев пандавов и постоянно их преследует. Дважды он пытается погубить Бхиму, завлекает пандавов в ..

Духи

Мифологические существа, связываемые обычно с человеком, его телом и жизненной средой, в том числе и природной. В отличие от божеств Д. Относятся к более низким уровням мифологической системы. Они находятся в постоянном взаимодействии с человеком, ежечасно определяя особенности его душевного и психического состояния. В некоторых дуалистических мифах Д. Делятся на злых, вредящих человеку (демонов), и добрых, полезных для него (Д.-хранителей или помощников). Однако для большинства мифологий характ..

Духи и Демоны

В египетской религии и мифологии многочисленные духи и демоны, приносящие вред человеку считались либо «посланниками Сехмет», либо обитателями загробного мира. Среди слуг грозной львиноголовой богини в ее яростной ипостаси были самые различные духи и существа, а помимо них — неумиротворенные души умерших, злобные призраки и даже сомнамбулы. Эти существа были особенно опасны для людей в конце года и изгонялись при помощи доброжелательных демонов, служащих Осирису и его спутникам. Их обиталища нах..

Дополнительный поиск Дух Святой Дух Святой

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дух Святой" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дух Святой, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа