Ефесский собор

59

Третий вселенский. В Константинополе, в 428 г., местный епископ Несторий выразил публично мнение, что Пречистую Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога не может быть матери. В еще более резкой форме то же самое мнение было повторено близким к Несторию епископом Дорофеем. Это тем более взволновало Константинополь, что Богоматерь была признаваема за особую его покровительницу. Всю империю охватило движение, подобное тому, какое было при начале арианства. Ересь нашла себе большое число сторонников, даже при дворе, в особенности между приверженцами рационалистического направления, господствовавшего в антиохийской школе богословов. Во главе противников Нестория стоял Кирилл, епископ александрийский, к которому присоединился папа Целестин, со всем Западом, а также патриархат иерусалимский, народные массы Константинополя и монашествующие всех стран.

Тогда Феодосий II созвал вселенский собор, назначив для него Ефес, как город, бывший местопребыванием Богоматери в последние годы ее жизни. В созыве собора Несторий и единомышленник его Иоанн, епископ антиохийский, усмотрели позволение произвести "новый пересмотр церковного учения", в чем Кирилл и его сторонники не видели никакой надобности, находя, что нужно не исследовать и не мудрствовать, а веровать в простоте сердца. С такими диаметрально противоположными взглядами съехались представители обеих партий в Ефес. Кирилл прибыл в Ефес с 50 епископами и множеством монахов и мирян, имея полномочия и от папы Целестина, Несторий — с 16 епископами и с другом своим, вельможей Иринеем. Иоанн Антиохийский, с епископами своего патриархата, замедлился в пути.

Кирилл решился открыть собор без него. 22 июня 431 г. Не менее 160 епископов собрались, под его председательством, в Е. Главном храме. 68 епископов противной стороны протестовали против открытия собора до прибытия Иоанна. Их поддерживал императорский комиссар Кандидиан. Но когда он явился в собрание, епископы попросили его прочесть царский указ о правах и обязанностях собора и затем удалиться. Спорный вопрос был разрешен в тот же день в следующих словах. "два естества — Божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно". После того было еще шесть дополнительных заседаний, в которых сформулированы были основания и мотивы для состоявшегося на первом заседании решения. Несторий отправил жалобу императору на преждевременное открытие собора.

Прибывший между тем в Ефес Иоанн Антиохийский, с восточными епископами, составил свой собор не более как из 43 епископов, для заседаний которого епископ ефесский Мемнон не дал священного здания. Это собрание лишило Кирилла и Мемнона епископства и права священнодействия, а прочих участников настоящего собора отлучило от церкви впредь до их раскаяния. Феодосий вызвал для объяснений в Константинополь депутатов от обоих соборов и, после колебаний, принял сторону Кирилла, к чему, по-видимому, склонила его шумная демонстрация монахов, явившихся ко дворцу убеждать императора стать на защиту Богородицы. Кирилл, находившийся под стражей, был освобожден и возвратился в Александрию, Несторий же был сослан в один из монастырей близ Антиохии, оттуда перемещен в город Петру в Аравии, а затем в так называемый "Большой оазис" в Египте, где был взят в плен кочевниками.

Отпущенный ими, он скоро скончался от старости и изнурения. Между тем восточные епископы, с Иоанном Антиохийским во главе, отбыв из Ефеса, на пути, в Тарсе, а потом в Антиохии, составили новый собор, на котором решили протестовать против низложения Нестория и подтвердили прежнее определение о низложении Кирилла. Лишь непременная воля императора Феодосия — "чтобы споры были прекращены и водворился мир Господень" — положила конец распре. Один из сторонников Иоанна, самый ученый из епископов того времени, Феодорит Кирский, хотя и не разделявший всех мнений Нестория и называвший св. Деву Богородицей, продолжал порицать образ действий Кирилла по отношению к Несторию, за что, с лишком сто лет спустя, после признания Кирилла святым и отцом церкви, был осужден, вместе с некоторыми другими, на V вселенском соборе.

Для изучения ереси Нестория имеют значение не столько определения собора Е., сколько предшествовавшая ему переписка Кирилла с Несторием и папой Целестином.См. "Деяния вселенских соборов" (в русском переводе, изд. Казанской духовной академии, т. I и II). Профессор А. П. Лебедев, "Вселенские соборы IV и V вв." (М., 1879). Критику на это сочинение — прот. А. М. Иванцова-Платонова в "Православном Обозрении" за 1880 г. Епископ Иоанн, "История вселенских соборов" (М., 1875). Профессор Ф. А. Терновский, "Греко-восточная церковь в период вселенских соборов" (Киев, 1883) — в этом сочинении (в указателе, под словом "Е. Собор") указана и охарактеризована вся литература, русская и иностранная, относящаяся к предмету.Н. Б..

Значения в других словарях
Ефес, город в Малой Азии

(Έψεσος) — νыне развалины, в древности один из 12 значительных ионических городов Малой Азии, у подошвы гор Кореса и Пиона, в плодородной местности, близ устья Каистра (ныне Кючюк Мендерец). Обладал обширной гаванью (ныне совершенно занесенной илом), благодаря которой служил средоточием для всей переднеазиатской торговли. Особенно славился Е. Своим причисленным к 7 чудесам мира храмом Артемиды. Первоначальный храм, начатый около 660 г. До Р. Х. Критским архитектором Херсифроном и оконченный лишь..

Ефес, часть оружия

Рукоять сабли, шпаги, шашки, палаша, вообще холодного оружия, т. Е. Та часть оружия, за которую держат его рукой.. ..

Ефесяне

Послание к ним апостола Павла. По наиболее вероятному предположению, послание написано апостолом во время заключения его в Риме, т. Е. Не ранее 60 г. И, по всей вероятности, до написания послания к Филиппийцам, т. Е. До 63 г. (по обычной хронологии). Св. Иоанн Златоуст говорит о послании к Е., что оно "исполнено возвышеннейших созерцаний и догматов. В нем апостол изъясняет то, о чем почти нигде не писал". Апостол вращается здесь по преимуществу в сфере общего, отвлеченного. Не без основания неко..

Ефименко

Известные исследователи русской народной жизни, преимущественно великорусского и малорусского обычного права:1) Александра Яковлевна (урожденная Ставровская) — род. В 1848 г. Училась в архангельской гимназии, была учительницей в Холмогорах, где и вышла замуж за П. С. Е. Обладая блестящим литературным талантом и художественной фантазией, Е. Применила эти способности к изучению строя обычно-правовой и бытовой жизни русского народа и, на основании тщательного изучения материала, собранного ею вмест..

Дополнительный поиск Ефесский собор Ефесский собор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ефесский собор" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ефесский собор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 14 символа