Задруга
(Zadruga, Zadruzna Kuca) — маленькое общество, состоящее из нескольких семей, связанных не столько родством, сколько связями экономическими и территориальными. Особенно распространена среди южных славян сербскохорватского племени. Число членов такого общества различно. В земледельч. Местностях, напр. В Славонии, оно доходит до 100 ч., в странах промышленных, напр. Хорватии, — всего до 20 ч. Иногда члены З. Живут в одном общем доме. Иногда она разрастается в целое село. Родство, сплачивающее З., не мешает поступлению в число ее членов лиц совершенно посторонних. Слуга, ничем не отличающийся от младших членов З., может сделаться совершенно равноправным ее членом, если женится на ком-либо из дома своих хозяев или откажется брать плату.
Основной принцип З. — поглощение отдельных лиц коллективным лицом З., представителем которой является старейшина (domacin). Последний выбирается членами З., единогласно, из среды пожилых и женатых людей. Избираются иногда, по необходимости, и молодые, но способные, честные люди, даже женщины. Когда долго не могут согласиться в выборе старейшины, запекают серебряную монету в хлеб, разламывают его и куски раздают кандидатам. Избранным считается тот, кому попадется монета. Власть domacin'a носит чисто патриархальный характер. Он держит суд и отчасти расправу, распределяет работу между членами, наблюдает за ее выполнением, ведет сношения с государственными властями, отвечает за своевременный взнос податей, за все проступки и беспорядки в своей общине.
Сила обычая сдерживает произвол старейшины, который всегда сообразуется с интересами З. По отношению к имуществу domacin — только управитель. Всякая крупная операция совершается им с согласия домашнего совета, состоящего из всех членов З., начиная с 20-летнего возраста. Старейшина, почему-либо не удовлетворяющий требованиям общины, может быть лишен этой должности. После domacin'a большую роль играет в З. Domacica (хозяйка), обыкновенно его жена. В некоторых местах, впрочем (в Рагузском округе), хозяйкой дома никогда не избирают жену domacin'a, боясь увеличить его власть. Domacica заведует домашним хозяйством, раздает работу женщинам, стряпает и т. Д. Хозяйка подчиняется domacin'y и во всех важных случаях спрашивает его совета.
Все члены З. Имеют право на имущество З. Для содержания себя и семьи. Имущество это составляет собственность не отдельных лиц, а собственность З. В лице ее настоящих, прошедших и будущих членов. Каждое поколение членов З. Только пользуется им. Народ считает грехом продать что-нибудь из общего имущества, наследства предшествовавших поколений (diedovina). На индивидуальную собственность народ также смотрит неблагосклонно и видит в ней начало разложения З. Такая собственность, однако, признается. Оружие неприятеля принадлежит победителю, в личную собственность поступают и подарки, находки, все заработанное в часы, свободные от обязательных занятий в пользу З., и т. Д. Право ходить на промыслы принадлежит каждому члену З.
Отпускаются, однако, на промысел члены З. Только в известное время (по окончании полевых летних работ) и в определенном количестве. Отпущенные обязаны вносить заработок в общую казну или нанять за себя работника. Браки в З. Совершаются с разрешения domacin'a, по очереди, определяемой старшинством лет. Все члены задруги вполне равноправны. В таком первобытном виде сохранилась З. До настоящего времени только у южных славян, но и здесь уже заметно вырождается, на что указывают отдельная собственность у членов, злоупотребления domacin'ов, обращения к правительству с просьбой о назначении последних. У чехов, моравов, поляков и др. Славян З. Существовала не далее XVI в. Великорусская большая семья до сих пор имеет много общего с южно-славянской З.
Относительно политического быта Древней Руси в домонгольский период существует несколько теорий, в числе которых видное место занимает общинно-задружная теория, высказанная проф. Ф. Леонтовичем. По его мнению, история застает славян в то время, когда род уже разложился на отдельные семьи, зародыши задруги. Семьи эти, не забывая кровного родства, живут сообща, "заединой" задруги, в силу экономических условий — выгодность труда общими силами, а также и социальных — ради самозащиты. Путем колонизационного движения отдельные общины соединялись в общие союзы, волости. Во главе их стояли князья, отношения которых между собою, к народу и дружине строились по задружным началам. Теория проф. Леонтовича принята К. Н. Бестужевым-Рюминым.
Ср. Ф. Демелич, "Обычное право южных славян, по исследованиям д-ра Богишича". (М., 1878). А. Евреинова, "О задружном начале" ("Юридическ. Вест.", 1878, № 8). А. Ефименко, "Исследования народной жизни" (вып. I, М., 1884). Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней России" (Од., 1884). Ф. Леонтович, "Задружно-общинный характер быта древней России" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1874, № 6, 7 и 8). Его же, "О значении верви по Русской Правде и Полицкому статуту" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1867, т. 134). "Общественный и частный быт сербов" (ibid. 1856, т. 90). Иречек, "Slovanské pràvo v Čechach" (Прага, 1864). Ткалац, "Staatsrecht d. Fürstth. Serbien" (1858). Воцель, "O Staročeskem dědickem pravu" (Пр., 1861).В. Б..
Дополнительный поиск Задруга
На нашем сайте Вы найдете значение "Задруга" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Задруга, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 7 символа