Кадм в мифологии
(Κάδμος) — греческий герой, сын сидонского царя Агенора. Его сестру (или племянницу) Европу (см.) похитил Зевс. Агенор послал сыновей своих К., Финика и Килика, искать ее, воспретив им возвращаться без Европы. Финик и Килик скоро прекратили странствования, поселившись в Финикии и Киликии, а К., после долгих странствований, прибыл в Дельфы, вопросить оракул. Оракул отвечал, что Европу найти ему не суждено, и приказал следовать за коровой, которая встретится ему по выходе из храма, и где она ляжет — основать город, а ее принести в жертву. Следуя этому приказанию, К. Пришел на место будущего города Фив, к источнику, охраняемому драконом. К., вспомоществуемый Афиной, убил дракона и посеял его зубы. Из зубов выросло вооруженное войско.
Оно бросилось на К., но последний, по совету Афины, бросил в середину воинов камень. Тогда они стали рубить друг друга. Осталось только 5 воинов, которые помогли К. Заложить город и стали родоначальниками пяти знатнейших фиванских родов (они назывались спартами, т. Е. Посеянными). Став царем Фив, К. Женился на Гармонии, дочери Арея и Афродиты. Боги присутствовали на свадьбе и одарили невесту. О конце жизни К. И Гармонии существовали различные предания. По сказанию, распространенному на Самофракии, К. Прибыл туда в поисках за Европой, был посвящен в мистерии Кабиров (см.) и затем, женившись на дочери Зевса, Гармонии, увез ее в Фивы. Следы мифа о К. Попадаются еще на Евбее, Цикладах, Родосе, в Спарте, Милете, Сидоне и др. Местах.
К. Приписывалось принесение в Грецию финикийских письмен, называвшихся вследствие этого "кадмейскими".Большинство мифологов и историков (Мёверс, Брандис, Ленорман, Дункер и др.) считает К. Антропоморфизированным вост. Божеством. Самое имя его производили от семитич. Qadem — Восток, а имя Европы от семит. Ereb — Запад. В нем видят Мелькарта, странствующего в поисках за Астартой и наконец соединяющегося с ней священным браком (причем Гармония тождественна с Европой и обе — с Астартой). Некоторые новейшие исследователи (Е. Мейер, Г. Д. Миллер, О. Крузиус) доказывают, что все подробности, выставляющие К. Финикиянином, должны быть отнесены на счет позднейшей литературной обработки. Древнейший беотийский источник — гезиодовская "Феогония" — знает К.
Царем "Кадмейской земли", т. Е. Фив, и ничего не говорит о его прошлом. К., следовательно, туземное божество, эпоним замка Кадмеи и народа кадмеев. Рассказ о прибытии К. В Дельфы и о всем последующем возник под влиянием Дельф. Оракула. Многие его детали встречаются и в др. Сказаниях (о Язоне, о Пелее и Фетиде и т. Д.). Еще позже было приплетено искание Европы — первоначально самостоятельный миф, подобный мифу о похищении и искании Персефоны. Страны, из которых будто бы прибыл К., — просто баснословные земли дальнего Востока и Юга, подобный земле Гипербореев. Представления о них возникли в аполлоновской религии, как о странах ночного и зимнего пребывания солнца. Лишь впоследствии названия их перешли на исторические земли Востока.
В миф о К. Они попали, благодаря его дельфийской редакции. Из других видных современных мифологов Группе также отвергает восточное происхождение К., но видит в нем не местное божество, а одно из воплощений верховного светлого божества, ведущего борьбу с демоном мрака (драконом) и сочетающегося браком с царицей неба. Превращение в дракона знаменует победу мрака, "ежедневную судьбу солнечного бога". А. Щ..
Дополнительный поиск Кадм в мифологии
На нашем сайте Вы найдете значение "Кадм в мифологии" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кадм в мифологии, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 16 символа