Кадм (сын Агенора)

100

(Κάδμος) — греч. Герой, сын сидонского царя Агенора. Его сестру (или племянницу) Европу (см.) похитил Зевс. Агенор послал сыновей своих К., Финика и Килика, искать ее, воспретив им возвращаться без Европы. Финик и Килик скоро прекратили странствования, поселившись в Финикии и Киликии, а К., после долгих странствований, прибыл в Дельфы, вопросить оракул. Оракул отвечал, что Европу найти ему не суждено, и приказал следовать за коровой, которая встретится ему по выходе из храма, и где она ляжет — основать город, а ее принести в жертву. Следуя этому приказанию, К. Пришел на место будущего города Фив, к источнику, охраняемому драконом. К., вспомоществуемый Афиной, убил дракона и посеял его зубы. Из зубов выросло вооруженное войско.

Оно бросилось на К., но последний, по совету Афины, бросил в середину воинов камень. Тогда они стали рубить друг друга. Осталось только 5 воинов, которые помогли К. Заложить город и стали родоначальниками пяти знатнейших фиванских родов (они назывались спартами, т. Е. Посеянными). Став царем Фив, К. Женился на Гармонии, дочери Арея и Афродиты. Боги присутствовали на свадьбе и одарили невесту. О конце жизни К. И Гармонии существовали различные предания. По сказанию, распространенному на Самофракии, К. Прибыл туда в поисках за Европой, был посвящен в мистерии Кабиров (см.) и затем, женившись на дочери Зевса, Гармонии, увез ее в Фивы. Следы мифа о К. Попадаются еще на Евбее, Цикладах, Родосе, в Спарте, Милете, Сидоне и др. Местах.

К. Приписывалось принесение в Грецию финикийских письмен, называвшихся вследствие этого "кадмейскими".Большинство мифологов и историков (Мёверс, Брандис, Ленорман, Дункер и др.) считает К. Антропоморфизированным вост. Божеством. Самое имя его производили от семитич. Qadem — Восток, а имя Европы от семит. Ereb — Запад. В нем видят Мелькарта, странствующего в поисках за Астартой и наконец соединяющегося с ней священным браком (причем Гармония тождественна с Европой и обе — с Астартой). Некоторые новейшие исследователи (Е. Мейер, Г. Д. Миллер, О. Крузиус) доказывают, что все подробности, выставляющие К. Финикиянином, должны быть отнесены на счет позднейшей литературной обработки. Древнейший беотийский источник — гезиодовская "Феогония" — знает К.

Царем "Кадмейской земли", т. Е. Фив, и ничего не говорит о его прошлом. К., следовательно, туземное божество, эпоним замка Кадмеи и народа кадмеев. Рассказ о прибытии К. В Дельфы и о всем последующем возник под влиянием Дельф. Оракула. Многие его детали встречаются и в др. Сказаниях (о Язоне, о Пелее и Фетиде и т. Д.). Еще позже было приплетено искание Европы — первоначально самостоятельный миф, подобный мифу о похищении и искании Персефоны. Страны, из которых будто бы прибыл К., — просто баснословные земли дальнего Востока и Юга, подобный земле Гипербореев. Представления о них возникли в аполлоновской религии, как о странах ночного и зимнего пребывания солнца. Лишь впоследствии названия их перешли на исторические земли Востока.

В миф о К. Они попали, благодаря его дельфийской редакции. Из других видных современных мифологов Группе также отвергает восточное происхождение К., но видит в нем не местное божество, а одно из воплощений верховного светлого божества, ведущего борьбу с демоном мрака (драконом) и сочетающегося браком с царицей неба. Превращение в дракона знаменует победу мрака, "ежедневную судьбу солнечного бога".А. Щ..

Значения в других словарях
Кадлубовский

(Арсений Петрович) — писатель. Род. В 1867 г. Образование получил в Нежинском историко-филологическом институте. Состоит приват-доцентом Харьковского университета. Главные его труды. "Гуманные мотивы в творчестве Пушкина" (Киев, 1899). "Очерки по истории древнерусской литературы житий святых" (Варш., 1902, магистерская диссертация).. ..

Кадлубовский Арсений Петрович

Писатель. Род. В 1867 г. Образование получил в Нежинском историко-филологическом институте. Состоит приват-доцентом Харьковского унив. Главные его труды. "Гуманные мотивы в творчестве Пушкина" (Киев, 1899). "Очерки по истории древнерусской литературы житий святых" (Варш., 1902, магистерская диссертация).. ..

Кадм в мифологии

(Κάδμος) — греческий герой, сын сидонского царя Агенора. Его сестру (или племянницу) Европу (см.) похитил Зевс. Агенор послал сыновей своих К., Финика и Килика, искать ее, воспретив им возвращаться без Европы. Финик и Килик скоро прекратили странствования, поселившись в Финикии и Киликии, а К., после долгих странствований, прибыл в Дельфы, вопросить оракул. Оракул отвечал, что Европу найти ему не суждено, и приказал следовать за коровой, которая встретится ему по выходе из храма, и где она ляжет..

Кадм из Милета

(Κάδμος) — сын Пандиона, почитался в древности родоначальником литературной прозы и старейшим историком. Жил в VI в. До Р. Хр. Ему приписывали "Историю Милета и всей Ионии", в 4 книгах. На К. Историка перенесены были некоторые черты мифической личности (см.). Под именем другого К., тоже уроженца Милета, "младшего историка", древность знала несколько сочинений характера эротического.См. Müller, "Fragmenta histor. Graec." (II, 2—4)Ф. М.. ..

Дополнительный поиск Кадм (сын Агенора) Кадм (сын Агенора)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кадм (сын Агенора)" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кадм (сын Агенора), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 18 символа