Кондильяк
(Этьен-Боннот, де Condillac) — аббат, французский философ, род. В Гренобле в 1715 г. Его брат — известный аббат Мабли. Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 г. Сделался членом французской академии, до того был воспитателем внука Людовика XV, инфанта Пармского. Умер в 1780 г.К. Имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Особенную важность имеет К. Для французской философии. Он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений К. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм. Философских сочинений Кондильяк написал немного. "Essai sur l'Origine des Connaissances humaines" (1746 г.).
"Traité des Systèmes" (1749). "Traité des Sensations" (1754) и "Traité des animaux" (1755). Незадолго до его смерти появилась его логика, а его "La langue des Calculs" издана после его смерти. Слава К. Основана, главным образом, на его "Traité des Sensations", ибо в первых двух сочинениях мало оригинального, они находятся почти целиком под влиянием Локка. С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Чтение сочинений Беркли, а отчасти и влияние энциклопедистов заставило К. Внести существенные изменения в теорию познания Локка. "Traité des Sensations" имеет несомненное психологическое значение. В психологии К. Является новатором, и учение о возникновении пространственной схемы, представляющее в современной психологии одну из наиболее разработанных глав, должно в К.
Признать своего родоначальника.Локк, по мнению К., ошибается, допуская двоякий источник познания — чувства (sensations) и рефлексию. Рефлексия не представляет ничего самостоятельного, а есть переработанное ощущение. Из ощущений слагается и память. Множественность ощущений сама собой вызывает суждение. К., таким образом, не только описывает различные душевные явления, но дает и историю развития души. При изображении этой истории он исходит из чисто априористического построения — статуи живой, но не одухотворенной, которую он постепенно одаряет различными способностями ощущений и из них извлекает различные группы понятий. К. Полагает, что он придерживается эмпирического метода, между тем он поступает точно также как философы-рационалисты в XVIII веке, т.
Е. Строит факты. Ощущения К. Делит на две группы. С одной стороны — обоняние, зрение, слух и вкус, с другой — осязание. Анализ осязания и значение, которое он придал этой категории ощущений, есть несомненная заслуга К. Перед психологией. В познании внешнего мира осязанию принадлежит руководящая роль. Подобно тому, как все познание о внешнем мире К. Выводит из ощущений, состояния чисто субъективные он также выводит из того же источника. Нельзя отказать в некоторой грандиозности простоте этого построения душевной жизни, но нет никакого сомнения, что оно должно считаться окончательно осужденным. В самых элементарных процессах души заметно сознательное мышление, без которого невозможно никакое ощущение. В ощущении, таким образом, можно найти то, что Локк называл рефлексией, но объяснить ее из ощущения никоим образом нельзя.Французы причисляют К.
К числу классических писателей. Чтение трех книг его "Traité des Sensations" входит у них в состав элементарного философского преподавания. Кажущаяся ясность основной мысли К. Может, действительно, служить побуждением к развитию самостоятельного мышления.Ср. Léon Dewaule, "Condillac et la psychologie anglaise contemporaine" (П., 1892).Э. P..
Дополнительный поиск Кондильяк
На нашем сайте Вы найдете значение "Кондильяк" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кондильяк, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 9 символа