Маймонид

132

(Моисей бен-Маймон бен-Иосиф, по-араб. Абу Амран Муса ибн Маймун обаид Алла, у евреев известен под аббревиатурой Рамбам. 1135-1204) — знаменит. Вероучитель еврейства, самый крупный представитель арабо-исп. Эпохи в истории еврейской мысли, сочетавший в своих трудах оба направления этой эпохи — философское и талмудическое, сыгравший видную роль и в истории христианской схоластики (см. Еврейская литература). М. — сын кордовского раввина, который по взятии Кордовы Альмогадами (1148) бежал с семейством в Фец и вынужден был принять магометанство. Пробравшись в 1165 г. В Иерусалим, М. Открыто вернулся к вере отцов, поселился близ Каира и сделался главою еврейской общины и придворным врачом Саладина. В тринадцати Ани-Мамин (Верую) М.

Сконцентрировал сущность еврейского вероучения, а в единственной книге, написанной им на еврейском яз. — "Мишне-Тора", впоследствии переименованной в "Яд-га-Хазака", — дал свод всего еврейского законодательства, возведя все мелкие постановления Талмуда на степень обязательных законов. Сам М., однако, неоднократно разрешал вопросы вопреки постановлениям этого свода, как бы указывая раввинам, что они должны принимать в соображение условия времени и требования жизни. Об источниках Мишне-Торы см. Еврейская литература. Наряду с систематизацией законодательства. М. Изложил в "Мишне-Торе" и свои воззрения на философию и этику иудаизма, между прочим, и свое возвышенное учение о бессмертии души, о загробной жизни и воздаянии.

Основным принципом этики М. Ставит безусловную свободу воли. Всесильный Бог знает силу человека, но не направляет ее. Человек должен стремиться к добру не ради награды, а ради самого добра и из любви к Богу. Высшее благо на земле есть познание истины — блаженство, равносильное познанию Бога. Занятия наукой и философией М. Вменяет в религиозную обязанность каждому мыслящему еврею, утверждая, что истинная религия и истинная философия не противоречат друг другу. Доказательствам этого положения посвящена его книга "Морэ Невухим" (см. Еврейская литература), в которой он стремился примирить еврейское вероучение с философией Аристотеля. Необходимость такого примирения М. Мотивировал тем, что чистая монотеистическая идея затемнилась в иудаизме многими чуждыми ей элементами.

В "Морэ Невухим" М. Развивает метафизическое учение об атрибутах Божества, которые он освобождает от всякой материализации. О преследованиях, которым подверглись соч. М., см. Еврейская литература. М. Написал еще "Хохмат га-ибур" (трактат о календарном счислении), "Милот гигоин" (руководство по логике) и мн. Др. "Морэ Невухим" М. (в араб. Подлиннике "Delalat Alhaїrin" переведено на франц. Яз. Мунком ("Le Guide des Egarés", П., 1856-66). Первая часть его в нем. Переводе изд. Фюрстенталем (Кротошин, 1839), третья часть — Шейером (Франкфурт-на-М., 1838). Ср. И. Гурлянд, "О влиянии философии мусульм. Религии, а именно мутакалимов, мутазалимов и амаров, на философию религии М." (СПб., 1863). Weiss, "Rabbi Moses ben Maimon" (В., 1881. На древнеевр.

Яз.). Eisler, "Vorlesungen über die jud. Philosophen des Mittelalters" (B., 1870-76). Grätz, "Geschichte der Juden" (т. 6, Лпц., 1871. Есть русский перевод). Guttman, "Das Verhältniss des Thomas von Aquino zum Judenthum" (Геттинг., 1891). Bardowicz, "Die rationale Schriftauslegung des Maimonides" (В., 1893). — Значение М. В медицине, которую он изучал под руководством Аверроэса, остается до сих пор невыяснено, потому что главнейшие его сочинения еще не изданы. В них он обсуждает причины болезней, кормление больных и здоровых, действие ядов и противоядий, лечение ран и т. Д. Напеч. Соч. "Tractatus de regimine sanitatis" (письма к султану, Венеция, 1514 и 1521, fo. Перевод на немецкий язык. "Maimonides Diatetisches Sendschreiben an den Sultan Saladin".

Mit Noten herausgeg. Von Winternitz. Вена 1843). "Aphorismi" (25 книг. Лат. Изд., 1489, 4°, 1497, 1500). "Яды и противоядия" (в еврейских и латинских списках, перевод напечатан на франц. Яз. "Traité des poisons de Maîmonide, XII siécle. Avec une table alphabétique des noms pharmaceutiques" trad. Par Rabbinowicz. П. 1867). Не напечатаны. "О геморрое" (арабские и еврейские рукописи). "О причинах и признаках болезней" (еврейские списки), несколько мелких сочинений и перевод Авиценны на евр. Яз..

Значения в других словарях
Маймисты

Так в СПб. Губернии русские называют финнов протестантского исповедания, как эвремейсет (Ayrämöiset), так и савакот (Sawakot), одинаково принадлежащих к карельскому племени. Сами себя они называют Suomalaiset, а язык свой Suomen-Kieli. Русское название М. Происходит от финского Maa-mies и соответствует немецкому Landmann. Ибо Маа значит земля, a Mies муж.. ..

Маймон

(Соломон, 1753-1800) — критик Канта, еврей из Несвижа, изучивший в Берлине философию под руководством Моисея Мендельсона. Свое критическое отношение к философии Канта он изложил в соч. "Versuch über die Transcendentalphilosophie, nebst einem Anhang über die symbolische Erkenntniss". Издал еще часть философского словаря (1791), полемику с Рейнгольдом (1793), "Ueber die Progresse der Phil." (1793), "Die Kategorien des Aristoteles" (1794), "Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens" (1794)..

Майн

(Main, лат. Moenus) — прав. И значительнейший приток Рейна, состоит из Белого и Красного М. Белый М. Начинается в Фихтельгебирге с Оксенкопфа (894 м), Красный М. — в Франконской Юре (480 м), соединяются ниже Кульмбаха. М. Течет сначала на С.З., потом на Ю. По Бамбергской котловине, затем общее направление на З. Средний М., стесненный Спессартом и Гасбергом с С. И Оденвальдом и Штейгервальдом с Ю., причем выступы первых двух цепей соответствуют выемкам вторых, делает 6 вполне явственных заворотов..

Майн-Рид

(Mayne Reid, 1818-83) — известный английский романист, род. В Ирландии, в 1838 г. Переселился в Сев. Америку, где несколько лет подряд предпринимал торговые и охотничьи экспедиции вверх по Ред-Риверу и Миссури, до Скалистых гор. В 1846 г. Принял участие в войне с Мексикой и был произведен в капитаны. Поселясь в Лондоне, утилизировал в ряде романов свои разнообразные впечатления. Не перечисляя всех произведений М., назовем лишь главнейшие из русских переводов (СПб., между 1863 и 1874 г.). "Изгнан..

Дополнительный поиск Маймонид Маймонид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маймонид" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маймонид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа